Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 20:35, контрольная работа
Краткое описание
Иммануил Кант по праву считается основоположником немецкой классической философии, которая действительно отличается некоторыми принципиальными моментами от предыдущего развития философии, хотя и прямо как бы стоит на плечах философии Просвещения XVIII века, апеллирующей к просвещенному разуму при рассмотрении фундаментальных философских проблем бытия мира, природы, человека и общества.
Содержание
Введение 3 1. Особенности философии Канта 4 2. Философия об априорных формах чувственности 6 3. Суждения о Боге 9 4. Суждения о разуме и свободе 13 Заключение 15 Список литературы 17
Искомый Кантом априорный синтез
в сфере практического разума не основан
ни на чувственной интуиции, ни на опыте,
а потому для обоснования морали мы не
имеем права апеллировать ни к чувственным
импульсам, ни к опыту. Источник морального
действия заключен в законе, который воля
предписывает самой себе, ускользая тем
самым от детерминации со стороны чего
бы то ни было (чувства, расчета, давления,
привычки).
В этом, по Канту, заключены
основания автономности морали. Конечно,
поступки, которые совершает человек и
которые он оценивает с моральной точки
зрения, лишены подобной чистоты [2]. Но
это означает, согласно Канту, отступление
от собственно нравственного характера
поступка. Последний отвечает этому характеру
лишь в том случае, если он обусловлен
действием морального закона, автономного
по своей природе. Этот моральный закон
- категорический императив Канта.
Императив есть объективный
практический принцип, значимый для всех.
Кант выделяет два их вида: гипотетический
и категорический. Первый в своей формулировке
предполагает определенную цель, ради
которой приходится действовать. Он отвечает
формуле: если хочешь того-то, то действуй
таким-то образом. В отличие от него категорический
императив определяет волевую направленность
нашего действия независимо от желаемой
цели, он определяет её в полной независимости
от чего бы то ни было, как обусловленную
её собственным законом. Но что это за
закон? Как закон он должен удовлетворять
признакам всеобщности и безусловности.
Следовательно, в качестве требований
могут быть выставлены лишь такие, что
применимы к поведению всех людей, во всякое
время и во всяком месте.
Ясно, что подобное требование
может быть только одним, хотя формулироваться
оно может различным образом. И у Канта
действительно есть несколько формулировок
категорического императива. Приведем
лишь две из них, позволяющие лучше схватить
существо его мысли. "Поступай согласно
такой максиме, которая в то же время сама
может стать всеобщим законом" и "Поступай
так, чтобы ты всегда относился к человечеству
и в своем лице и в лице всякого другого
также как к цели и никогда не относился
бы к нему только как к средству". Несомненна
близость этой максимы к евангельскому:
"не сотвори другому того, чего себе
не желаешь". В отличие от евангельского
моральный пафос кантовского требования
определен чистым долгом. В долге и только
долге Кант видит то, что способно поднять
человека над самим собой, исполниться
как личность в свободе и независимости
от природного механизма.
Категорический императив предполагает
наличие свободы воли, воли как свободной
причины наших поступков [1]. Безусловность
и свободы воли, и бессмертия души и существования
Бога является не результатом рационального
(теоретического) доказательства, а предпосылкой
практического разума, точнее, морального
закона. Они не обогащают сферу теоретического
знания (и в этом смысле не являются теоретическими
догмами), но придают идеям разума объективное
значение. Утверждение свободы воли, бессмертия
души и существования Бога обязано своей
действительностью моральному закону,
и в этом религия основана на морали, а
не наоборот.
Так, по Канту, само существование
Бога необходимо потому, что добродетель
в мире, подчиненном механической причинности,
никогда не будет увенчана счастьем, и
справедливость, требующая воздаяния
добродетели, свидетельствует о существовании
интеллигибельного мира с всесильным
Богом, воздающим по заслугам.
4. Суждения
о разуме и свободе
В кантовской философии совершенно
отчетлив доминантный смысл разума и свободы.
Вместе с тем и разум, и свобода не имеют
в ней значения принципов. У Канта имеются
основания для оптимизма, для убеждения
в росте и крепнущей силе того и другого,
но нет оснований для изображения истории
как неумолимого и непреодолимого торжества
разума и свободы [4]. Мотив непременного
наличия идеала, как органической составляющей
исторического процесса, сам свидетельствует
о существенно открытом характере истории
в трактовке Канта.
В кантовском образе истории
важна тема существования человечества
под знаком задачи его самореализации.
К этой самореализации (коренному способу
человеческого существования) оно побуждаемо
самой конструкцией своего существа, но
скрытое в нем как возможность, обретает
характер реальности, становится успехом
или поражением, падением или возвышением
лишь посредством "собственного поведения",
меры "разумной самооценки".
Потенциальная конфликтность
самореализации и существования как такового
образует собой основание постоянной
проблемности исторической повседневности.
Контуры неведомого, предстоящего будущего
даны в освещении идеальных целей и неотвратимо
связаны с бесчисленным множеством частных
разумений и целей, "земных" нужд
и потребностей, каждая из которых несмотря
на свой конечный характер, свою немощь
перед грандиозным целым вместе с тем
абсолютно не химерична и не вычитаема
из этого целого.
По Канту, развитие способности
разумного существа ставить перед собой,
в его свободе, любые цели вообще есть
культура [2]. Только она может быть последней
целью, которую можно приписать природе
по отношению к человеческому роду. Таковым
не может быть счастье на Земле или миссия
явиться главным орудием для создания
порядка и согласия в лишенной разума
природе.
Философия Канта им самим мыслилась
призванной ответить на вопросы: "что
я могу знать?", "что я должен делать?",
"на что я могу надеяться?" и венчающим
предыдущие и вбирающим их в себя - "что
есть человек?" Своими ответами на эти
вопросы Кант выступил и как завершитель
Просвещения и как мыслитель преступивший
границы этой эпохи и положивший начало
последнему периоду новоевропейской классической
философии, протекавшему под знаком романтического
настроения.
Заключение
Иммануил Кант достиг значительного
расширения и углубления философского
анализа по сравнению с его предшественниками.
Он попытался разрешить такие важные вопросы,
как происхождение необходимости, логической
структуры опыта и идеальных объектов
науки, выяснить синтез эмпирического
и теоретического, обосновать совмещение
счастья и долга. Он поставил проблемы
научности философии и противоречивости
познания. Постановкой проблемы синтеза
чувственного и рационального, синтетического
и аналитического в знании и учением о
категориях и антиномиях и о возможностях
рассудка и разума. Кант положил начало
развитию классической немецкой диалектики,
центральным принципом которой стало
выдвинутое и обоснованное им положение
об активности субъекта в познании, моральной
практике и художественном творчестве.
В западной философии после
И.Канта многие философские системы прямо
или косвенно связаны с кантовским учением.
Это и фихтеанство, и гегельянство, и неокантианство.
На современном этапе философского развития
можно говорить о связи с философией И.Канта
таких направлений в философии как феноменология,
экзистенциализм, герменевтика.
Кант был в числе первых мыслителей,
провозгласивших безотносительную ценность
человеческой личности независимо от
расовой, национальной и сословной принадлежности.
Один из вариантов категорического императива
гласит: "Поступай так, чтобы ты всегда
относился к человечеству и в своем лице
и в лице всякого другого как к цели и никогда
не относился бы к нему только как к средству".
В процессе выполнения данной
курсовой работы были сформулированы
следующие выводы:
а) философию Канта можно назвать
критикой Просвещения. Она положила начало
последней фазы развития классической
европейской философии, представленной
школой немецкого идеализма. Особое место
философии Канта, объясняет тот факт, что
именно к его идеям возвращалась философская
мысль XIX и XX столетий. Выделяется два периода
в творчестве Канта:
- докритический;
- критический.
В первый период интересы Канта
носят ярко выраженный естественнонаучный
и натурфилософский характер. Работы критического
периода - "Критика чистого разума",
"Критика практического разума" и
"Критика способности суждения".
б) исследуя условия возможности
человеческого познания, Кант полагал
себя не вправе исходить из безусловной
веры в безграничные возможности человеческого
Разума. Для рационалистов и эмпириков
то или иное решение вопроса о происхождении
Разума по существу предопределяло основания
их убежденности в познании природы вещей.
в) Кант выделяет два вида императива:
гипотетический и категорический. Первый
в своей формулировке предполагает определенную
цель, ради которой приходится действовать.
В отличие от него категорический императив
определяет волевую направленность нашего
действия независимо от желаемой цели,
он определяет её в полной независимости
от чего бы то ни было, как обусловленную
её собственным законом. Безусловность
и свободы воли, и бессмертия души и существования
Бога является не результатом рационального
(теоретического) доказательства, а предпосылкой
практического разума, точнее, морального
закона.
г) По Канту, развитие способности
разумного существа ставить перед собой,
в его свободе, любые цели вообще есть
культура. Только она может быть последней
целью, которую можно приписать природе
по отношению к человеческому роду.
Список
литературы
Балашов Л.Е. Философия. 3-е изд., с испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. — 664 с.
Губин В.Д. Основы философии. 2-е изд. - М.: Инфра-М, Форум, 2008. — 288 с.
Канке В.А. Философия. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2007. - 376с.
Кант И. Критика чистого разума.
М., 1998. 655 с.
Михайлов К.А. Кант и неклассические
логики: ключ к трансцендентальной диалектике
// АСПЕКТЫ: Сборник статей по философским
проблемам истории и современности. - М.:
Современные тетради, 2002.