Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:02, контрольная работа
Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70-90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах.
. Введение
а) Начало творческой биографии.
2. Основные идеи диалектического материализма.
3. Марксисткое учение об обществе (исторический материализм).
а) Первобытно - общинный строй.
б) Рабовладельческий строй.
в) Феодальный строй.
г) Капиталистический строй.
д) Социалистический строй.
4. Историческое значение Марксисткой философии.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.
Контрольная работа по Философии №1
Студента 2 курса заочного факультета
ПГФА.
Филимоновой Татьяны Александровны.
Шифр 214/07.
423809 Р-ка Татарстан.
Г. Набережные Челны.
Новый город. Автозаводской р-н.
Московский пр-т. Д.99 (5/05), кв. 4.
Контрольная работа по Философии №1.
Тема: «Философия К. Маркса и Ф. Энгельса».
Оглавление:
1. Введение
а) Начало творческой биографии.
2. Основные идеи диалектического материализма.
3. Марксисткое учение об обществе (исторический материализм).
а) Первобытно - общинный строй.
б) Рабовладельческий строй.
в) Феодальный строй.
г) Капиталистический строй.
д) Социалистический строй.
4. Историческое
значение Марксисткой
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.
Слово «философия» греческое, означает «любовь к мудрости».
Карл Маркс, создатель теории научного коммунизма, очень высоко оценивал назначение и смысл философии. «Так как всякая истинная философия, - писал он, - есть духовная квинтэссенция своего времени, то с необходимостью наступает такое время, когда философия не только внутренне, по своему содержанию, но и внешне, по своему проявлению, вступает в соприкосновение и во взаимодействие с действительным миром своего времени. Философия перестает тогда быть определенной системой по отношению к другим определенным системам, она становится философией вообще по отношению к миру, становится философией современного мира».
Крупнейшим представителем материализма в древности был греческий философ Демокрит (ок. 460 - ок. 370 до н.э.). Он и его последователи развивали материалистическое понимание мира. Спорили с идеалистами, с их философскими взглядами на основной вопрос: что первичное, что возникло раньше и является определяющим - мышление или бытие, сознание или материя? Идеалисты признавали идеи, мысли, дух первичными, изначальными, вечными, а материя, природа считались производной, вторичной. Материалисты признавали первичность внешнего материального мира по отношению к внутреннему субъективному миру человека. Их отличительной особенностью было то, что в каждую историческую эпоху они стремились обосновать материалистическую картину мира, свою методологию с помощью аргументов, опирающихся на достижения науки, естествознания (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т.21 стр.283).
Учение Маркса вышло
на общественную арену в 40-х годах,
стало значительным идейно-политическим
течением в Европе в 70-90-х годах XIX
века. В России марксизм появился и
укрепился в конце XIX века. К середине
XX века он развивается в различных регион
Несомненно, также значительное воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное сознание практическую жизнь людей.
Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей — пролетариата, интерес которых защищала и выражала эта общественная теория. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. Высшая цель марксизма - разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется в философии посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой - всеобщего духовного опыта человечества.
Или, как высказывает эту мысль
Маркс, философское рассмотрение начинается
на уровне всемирно-исторического
Суть философии марксизма
В перспективе дальнейшего
Начало творческой биографии.
В начале творческой деятельности
(после получения степени
Являясь последователем Гегеля, Маркс разделял установки немецкой классической философии, в частности представление о роли философии в обществе. Философия - «духовная квинтэссенция своего времени» - призвана, вносит в общество мудрость и разум, и содействовать общественно-историчсскому прогрессу. Но традиционные формы философской деятельности - университетское преподавание и сочинение ученых трактатов - Маркса не удовлетворяли. Он решил обратиться к философской публицистике. Работая в «Рейнской газете» (1842-1843-встречается с Фридрихом Энгельсом) - статьи о свободе печати цензуре, о притеснениях сельского малоимущего населения, о бедственном положении народа, о бюрократизме чиновников - вызвала преследования правительства. Марксу пришлось уйти с поста редактора и отказаться от надежд работать в подцензурной прессе Германии. Свой первый опыт в решении практических проблем Maркс счел неудачным. Ему стало ясно что:
Начиная, с 1842 года Маркс изучает, новое для Германии общественное движение - социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социалистической и коммунистической традицией Франции и Англии, анализирует первые выступления немецких социалистов и коммунистов. Маркс переезжает в Париж (1843), а затем в Лондон. В Париже начинается сотрудничество Маркса и Энгельса с организацией немцев-эмигрантов под названием «Союз справедливых», которая была преобразована в «Союз коммунистов» и для нее был написан известный «Манифест Коммунистической партии».
В Лондон Маркс
перебрался после поражения
революции 1848 года и судебного
процесса против «союза
Маркс никогда не закрывал глаза на реальное состояние, в каком находились пролетарии его времени. Можно вспомнить его знаменитую отповедь «болванам» из эмигрантских кружков 50-х годов, задававшимся вопросом, кто дал ему право выступать от лица пролетариата, если он сам - не рабочий. Маркс ответил, что право это он взял сам и доказано оно исключительно ненавистью, которую к нему питают правящие классы. Гордое «Я никогда не льстил пролетариям» - убедительное свидетельство тому, что приход Маркса в пролетарское движение был вызван не эмоциями или расчетами, а глубоким пониманием хода истории и собственной исторической роли.
В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка. Пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности, который, как отмечал впоследствии Ф. Энгельс, необходимо следует за развитием крупной промышленности и ростом городов. Борьба с этим положением - призвание пролетариата; уничтожение частной собственности - путь к освобождению. Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества. Маркс оценивает пролетариат как практическую силу, в союзе с которой философия может осуществить иное призвание: «Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие, и как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую народную почву, свершится эмансипация немца в человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 428.)
Высоко оценивая утопические проекты преобразования общества. Маркс хорошо видел их теоретические слабости, а порой и беспомощность. В образы будущего авторы утопий «носили немало фантастики; они не имели серьезного исторического обоснования, включали в себя архаические религиозно-христианские элементы. Что препятствовало развитию коммунистических идеи и их распространению, дать философское обоснование смысла коммунизма.
Для этой цели Маркс поначалу, в 1843—1844 годах, считал пригодными идеи Л. Фейербаха, лидера немецкой философии 40-х годов. Значение идей Фейербаха для философских поисков Маркса заключалось кроме материалистической общей установки еще и в том, что Фейербах соединил традицию гуманизма (человек - высшая ценность) с атеистическим отрицанием религиозных иллюзии, с реабилитацией чувственного начала в человеке и мыслями о гуманизации отношений человека к природе и к людям. «Философия будущего» Фейербаха многим в Германии 40-х годов казалась основой нового понимания мира и человека. Мысли об освобождении человека, о реализации им своих природных способностей («родовой сущности») выглядели революционными и не оставляющими никакой лазейки для оправдания существующей социальной мерзости, «зла», несчастий и унижений людей. Летом 1844 года Маркс в письме к Фейербаху высказывает оценку его последних работ: «В этих сочинениях Вы... дали социализму философскую основу... Единение людей с людьми, основанное на реальном различии между людьми, понятие человеческого рода, перенесенное с неба абстракции на реальную землю,— что это такое, как не понятие общества!». ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.27. С. 381.). Иными словами, Маркс усмотрел в Фейорбаховском истолковании человека и отношений между людьми философское изображение общества, которое сделали своим идеалом социалисты (Фурье, Сен-Симон, Луи Блан и др.).
В первой главе своей работы «Немецкая идеология», - «Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений», - является лучшим пособием для понимания сути того, что Маркс и Энгельс назвали материалистическим пониманием истории. Но эта работа осталась в рукописи и была опубликована только в 20-е годы XX века. После опубликования ее относили к «ранним», т.е. «незрелым» произведениям Маркса и Энгельса, и потому для изучения марксизма она чаще всего не рекомендовалась.
Материалистическое понимание истории, как считали Маркс и Энгельс, ликвидирует последние остатки чисто философского понимания общественной жизни «Философским» Маркс и Энгельс называют такое понимание общества, когда оно объясняется не из него самого, а некоторой выдуманной, из головы идеи. Такими философскими конструктами, по их мнению, являются: Абсолютная идея Гегеля и Фейербаховская антропологическая природа. Подобное превратное представление Маркс и Энгельс назвали идеологией. Следовательно, и идеалистическая философия, согласно Марксу и Энгельсу, является идеологией.
Материалистическое понимание истории, напротив, должно исходить из фактов. «Предпосылки, с которых мы начинаем, - пишут они в «Немецкой идеологии»,- не произвольны, они - не догмы; это - действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это - действительные индивиды, их деятельность и материальные условия жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью. (Маркс К., Энгельс Ф. Г. 21. С. 16.)
Диалектический материализм и его идеи.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги». Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма: