Философия К. Маркса и Ф. Энгельса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 23:02, контрольная работа

Краткое описание

Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70-90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах.

Содержание

. Введение
а) Начало творческой биографии.
2. Основные идеи диалектического материализма.
3. Марксисткое учение об обществе (исторический материализм).
а) Первобытно - общинный строй.
б) Рабовладельческий строй.
в) Феодальный строй.
г) Капиталистический строй.
д) Социалистический строй.
4. Историческое значение Марксисткой философии.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

К,Р, №1 Философия.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Характеризуя свой материализм, Маркс и Энгельс ссылаются  обычно на

Фейербаха, как на философа, восстановившего материализм в  его правах.

Маркс и Энгельс взяли  из материализма Фейербаха его "основное зерно", развив его дальше в научно-философскую теорию материализма и отбросив прочь его идеалистические и религиозно- этические наслоения.

Диалектика происходит от греческого слова "диалего", это значит вести  беседу, вести полемику. Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречий. В древности некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины. Диалектический способ мышления, распространенный впоследствии на явления природы, превратился в диалектический метод познания природы, который рассматривал явления природы, как вечно движущиеся и изменяющиеся, а развитие природы - как результат развития противоречий в природе, как результат взаимодействия противоположных сил в природе.

В своей основе диалектика прямо  противоположна метафизике.

Марксистский диалектический метод  характеризуется следующими основными чертами:

 а) В противоположность метафизике  диалектика рассматривает природу  не как случайное скопление  предметов, явлений, оторванных  друг от друга, изолированных  друг от друга и не зависимых  друг от друга, - а как связное,  единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга.

б) В противоположность метафизике диалектика рассматривает природу  не как состояние покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости, а как  состояние непрерывного движения и изменения, непрерывного обновления и развития, где всегда что-то возникает и развивается, что-то разрушается и отживает свой век.

Для диалектического метода важно  то, что возникает и развивается, если даже выглядит оно в данный момент непрочным. "Вся природа, говорит Энгельс, начиная от мельчайших частиц ее до величайших тел, начиная от песчинки и кончая солнцем, начиная от протиста (первичная живая клеточка.) и кончая человеком, находится в вечном возникновении и уничтожении, в течении, в неустанном движении и изменении» (К.Маркс и Ф.Энгельс, т.XIV, стр.484).

в) В противоположность  метафизике диалектика рассматривает  процесс развития, не как простой  процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным изменениям, - а такое развитие, которое переходит от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям открытым, коренным, к изменениям качественным, где качественные изменения наступают не постепенно, а быстро, внезапно, в виде скачкообразного перехода от одного состояния к другому состоянию, наступают закономерно, в результате накопления незаметных и постепенных количественных изменений. Поэтому диалектический метод считает, что процесс развития следует понимать как движение поступательное, движение по восходящей линии, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, развитие от простого к сложному, от низшего к высшему.

Диалектика глубоко  пронизывает все мировоззрение  марксизма. Создание материалистической диалектики означало возникновение теоретической системы, принципы, законы и категории которой непрерывно развиваются и обогащаются новыми результатами познания и общественно-исторической практики.

Материалистическая диалектика опирается  на предшествующее духовное развитие человечества. Ее непосредственными теоретическими источниками были: разработка диалектического метода немецкими идеалистами, Фейербаховский материализм и великие естественнонаучные открытия, обнаружившие, что «в природе все происходит диалектически».

Теория познания была разработана с диалектико-материалистических позиций Марксом и Энгельсом. Как и все материалисты, он признавали первичность и несотворимость материального мира.

Решая вторую сторону основного  вопроса философии, т.е. как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру, в состоянии ли наше мышление, верно, отражать действительность, Энгельс раскрывает диалектико-материалистические взгляды на познаваемость мира.

Исходя из принципа познаваемости  мира, он рассматривает наши знания как отражение внешнего мира в сознании человека. При этом процесс отражения объективного мира рассматривается как сложный, противоречивый процесс, пронизанный диалектикой: «точное представление о вселенной, о ее развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только диалектическим путем». При этом вещи и процессы отражаются в чувственных представлениях и понятиях. Более содержательным, полным оказывается отражение в форме суждений, умозаключений, в виде научных законов и развитых теоретических систем, выработка и принятие которых подготавливаются гипотезами.

Энгельс подчеркивал, что  сам принцип отражения следует  понимать не натуралистическим, не как естественную способность человеческой головы, а как способность, сформированную исторически, в процессе материальной деятельности людей, общественной практики. Если же принимать сознание, мышление «вполне натуралистически», просто как нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе, как это было свойственно домарксовскому материализму, то «в таком случае должно показаться чрезвычайно удивительным то обстоятельство, что сознание и природа, мышление и бытие, законы мышления и законы природы до такой степени согласуются между собой». Энгельс отмечал, нельзя забывать, что сознание и мышление являются продуктами «человеческого мозга и что сам человек - продукт природы, развившийся в определенной среде и вместе с ней». Главную роль в установлении диалектического единства мышления и бытия играет предметная материальная деятельность человека, практика.

Диалектико-материалистическая теория познания рассматривалась в марксизме  как теория отражения. При этом отражение  понималось как активный, а не пассивный процесс взаимодействия субъекта с объектом. Здесь преодолевается основной недостаток домарксистского материализма, который состоял в игнорировании роли практики, а тем самым и активности субъекта познания.

Введя в теорию познания принцип  практики, Маркс диалектически связал воедино признание объективности  познания с активностью субъекта. Объект включался в сферу познания не сам по себе, а будучи опосредованным практической деятельностью. Такой подход позволил преодолеть не только созерцательность домарксистского материализма, но и идеалистическое понимание активности субъекта.

Отношения между субъектом и  объектом понимались диалектически. Признавалось, что объективный мир детерминирует  деятельность людей, их сознание, а  также, что субъект активен. Опираясь на законы объективного мира, он познает  его и целесообразно преобразует. При этом под субъектом познания понималась не только отдельная личность, но и группа людей и все человечество. Под объектом же понимался материальный мир, включенный в определенную человеческую практическую деятельность.

Проводя последовательно принцип  единства диалектики и теории познания, Энгельс отмечал, что диалектика понятий является сознательным отражением диалектики движения действительного мира.

Создавая диалектико-материалистическую теорию познания, Маркс, прежде всего, устанавливает ее исходный пункт - понятие общественной практики, составляющей основу познания. Прослеживая развитие основных категорий политической экономии, он показывает, что эти категории, например: понятие абстрактного труда, исторически связаны с определенным уровнем развития общественной практики. Это положение относится к категориям любой науки, к историческому развитию научного познания вообще.

Познавательный процесс  определялся Марксом как процесс  восхождения от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и далее как воссоздание конкретного в познании. Методу восхождения от абстрактного к конкретному Маркс придавал большое значение, считая, что он лежит в основе политической экономии XIX в., тогда как этот метод характерен для XVIII в. Эти проблемы специфики форм и суждений познания рассмотрены Марксом в «Капитале».

Диалектика дает возможность  правильно решить сложные вопросы  теории познания и избежать заблуждений  как догматизма, преувеличивающего момент абсолютности в знаниях, так и релятивизм, который абсолютизирует момент относительности знаний и в результате приходит к агностицизму.

Введение принципа практики позволило Марксу и Энгельсу решить вопрос о тождестве мышления и  бытия с диалектико-материалистических позиций. Практика рассматривалась ими как основа, средство, цель познания, а также в качестве критерии истины.

 

Марксисткое учение об обществе (исторический материализм).

Термин «исторический  материализм» Энгельс применил для  «обозначения того взгляда на ход всемирной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменении способа производства и обмена, в вытекающих отсюда разделений общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой».

Остается выяснить вопрос: что следует понимать с точки  зрения исторического материализма под «условиями материальной жизни  общества», которые определяют, в конечном счете, физиономию общества, его идеи, взгляды, политические учреждения и т.д.

Исторический материализм считает способ добывания средств к жизни, необходимых для существования людей, способ производства материальных благ – пищи, одежды, обуви, жилища, топлива, орудий производства и т.п., необходимых для того, чтобы общество могло жить и развиваться. Чтобы жить, нужно иметь пишу, одежду, обувь, жилище, топливо и т.п., чтобы иметь эти материальные блага, нужно производить их, а чтобы производить их, нужно иметь орудия производства, при помощи которых люди производят пищу, одежду, обузь, жилища, топливо и т.п., нужно уметь производить эти орудия, нужно уметь пользоваться этими орудиями.

Орудия производства, при помощи которых производятся материальные блага, люди, приводящие в движение орудия производства и  осуществляющие производство материальных благ благодаря известному производственному опыту и навыкам к труду, - все эти элементы вместе образовывают производительные силы общества.

Но производительные силы составляют лишь одну сторону  производства, одну сторону способа  производства, выражающую отношение людей к предметам и силам природы, используемым для производства материальных благ. Другую сторону производства, другую сторону способа производства составляют отношения людей друг к другу в процессе производства, производственные отношения людей. Люди ведут борьбу с природой и используют природу для производства материальных благ не изолированно друг от друга, не в качестве оторванных друг от друга одиночек, а сообща, группами, обществами. Поэтому производство есть всегда и при всех условиях общественное производство.

Осуществляя производство материальных благ, люди устанавливают  между собой те или иные взаимные отношения внутри производства, те или иные производственные отношения. Отношения эти могут быть отношениями  сотрудничества и взаимной помощи свободных от эксплуатации людей, они могут быть отношениями господства и подчинения, они могут быть, наконец, переходными отношениями от одной формы производственных отношений к другой форме. Но какой бы характер, ни носили производственные отношения, они составляют - всегда и при всех строях - такой, же необходимый элемент производства, как и производительные силы общества.

«В производстве, говорит  Маркс, люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью.

Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и  отношения, и только через посредство этих общественных связей и отношений  существует их отношение к природе, имеет место производство» (К.Маркс и Ф.Энгельс, т.V, стр.429).

Следовательно, способ производства охватывает как производительные силы общества, так и производственные отношения людей, являясь, таким  образом, воплощением их единства в  процессе производства материальных благ.

История развития общества есть, прежде всего, история развития производства, история способов производства, сменяющих друг друга на протяжении веков, история развития производительных сил и производственных отношений  людей.

Историческая наука, не может больше сводить историю общественного развития к действиям королей и полководцев, к действиям «завоевателей» и «покорителей» государств, а должна, прежде всего, заняться историей производителей материальных благ, историей трудящихся масс, историей народов. Ключ к изучению законов истории общества нужно искать не в головах людей, не во взглядах и идеях общества, а в способе производства, практикуемом обществом в каждый данный исторический период, - в экономике общества. Задачи исторической науки:

  1. является изучение и раскрытие законов производства, законов развития производительных сил и производственных отношений, законов экономического развития общества.

А чтобы не ошибиться  в политике, партия пролетариата должна исходить как в построении своей программы, так и в своей практической деятельности, прежде всего, из законов развития производства, из законов экономического развития общества.

  1. изменения и развитие производства начинаются всегда с изменений и развития производительных сил, прежде всего – с изменений и развития орудий производства.

Производительные  силы являются, стало быть, наиболее подвижным и революционным элементом  производства. Сначала изменяются и  развиваются производительные силы общества, а потом, в зависимости  от этих изменений и соответственно с ними – изменяются производственные отношения людей, экономические отношения людей.

Каковы производительные силы, - таковы должны быть и производственные отношения. В соответствии с изменением и развитием производительных сил  общества на протяжении истории – изменялись и развивались производственные отношения людей, их экономические отношения.

Информация о работе Философия К. Маркса и Ф. Энгельса