Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 06:45, реферат

Краткое описание

Философия начала зарождаться на заре человеческой цивилизации, когда стали усложняться хозяйственные и гражданские отношения людей, возникали зачатки научных знаний, появлялась общественная потребность в изучении общих принципов бытия и познания, когда ответов, которые давала мифология, уже не хватало. В Древней Греции философия обрела свою классическую форму. Здесь родилось само слово “философия” (по-гречески “любовь к мудрости”). Впервые оно встречается у Пифагора, а в качестве названия особой науки его употребляет уже Платон.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Философские взгляды Платона
Философия государства
Философия права
Философия политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 59.53 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный  технологический университет»

Кафедра отечественной истории  и культурологии

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По дисциплине: Философия

 

        На  тему: «Философия Платона»

 

 

 

 

                                                                                                    Подготовила: студентка                                                                                                                                  

                                                                                     заочного отделения

                                                                         Чечик Юля

                                   

                                                                                                       Проверила: 

 

 

 

Красноярск – 2014 г.

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Философские взгляды Платона
  2. Философия государства
  3. Философия права
  4. Философия политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Философия начала зарождаться на заре человеческой цивилизации, когда стали  усложняться хозяйственные и  гражданские отношения людей, возникали  зачатки научных знаний, появлялась общественная потребность в изучении общих принципов бытия и познания, когда ответов, которые давала мифология, уже не хватало. В Древней Греции философия обрела свою классическую форму. Здесь родилось само слово  “философия” (по-гречески “любовь  к мудрости”). Впервые оно встречается  у Пифагора, а в качестве названия особой науки его употребляет  уже Платон.

Платон расширил сократовский метод  определения понятий, распространив  его на всю область онтологии, космологии, психологии, теории познания, этики, теории воспитания, теории общественно-политического  устройства, законодательства, эстетики и учения о художественном воспитании. 
Философский идеализм, которому Платон следовал, превратился у него – впервые в истории греческой мысли – в философскую систему. Учение Платона стало синтезом до сократовского направления философии (пифагорейцы, 
Гераклит, Парменид) и учения Сократа о совершенном разуме. Он во многом восстановил мифопоэтическую картину мира и в то же время противопоставил физическим описаниям онтологические обоснования. Платон впервые пришел к категориальной, ноуменальной (“нус” – по-гречески “ум”) диалектике.

Свои основные доктрины Платон вырабатывал  в живом общении с близкими по духу мыслителями и в страстной  борьбе против учений, им отвергавшихся. Он не замыкался в стенах своей  Академии, а был одной из деятельных сил кипевшей вокруг него жизни. История  его философской деятельности пронизана  борьбой, которая принимала порой  драматический характер, а самого философа ставила на грань жизненной  катастрофы.

 

 

 

 

  1. Философские взгляды Платона

Историческое значение философии  Платона в том, что:

- впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;

- положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»);

- впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.;

- были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.);

- была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

Основная часть философии  Платона, давшая название целому направлению  философии — это учение об идеях, о существовании двух миров: мира идей и мира вещей, или форм. Идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить. Мир идей существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. Идея любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Учение  Платона – идеализм, согласно его  утверждениям, реально существует, не чувственный предмет, а лишь его  умопостигаемая, бестелесная, не воспринимаемая чувствами сущность. В то же время  это учение – объективный идеализм, т. к., по Платону, ‹‹идея›› существует сама по себе, существует как общее  для всех предметов. У Платона слово ‹‹идея›› применяется для обозначения сущности предмета, равно как и для обозначения ‹‹формы››, ‹‹фигуры››, ‹‹облика››, ‹‹вида››. У него ‹‹идея›› (или ‹‹вид››) есть форма, постигаемая не чувствами, а умом - ‹‹…неизменные сущности можно постигнуть только лишь с помощью размышления – они безвидны и незримы.››. Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. ‹‹Идеи пребывают в природе как бы в виде образцов, прочие же вещи сходны с ними››. Материальный мир, который нас окружает, и который мы познаём посредством чувств, является лишь ‹‹тенью›› и произведён от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи же являются неизменными, неподвижными и вечными. Каждая из них ‹‹единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях не подвержена ни малейшему изменению››. За эти свойства Платон признаёт их ‹‹подлинным, действительным бытием и возводит их в ранг единственного предмета подлинного истинного познания››. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это ‹‹восприемница и как бы кормилица всякого рождения››. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределена, т. к. назначение её ‹‹состоит в том, чтобы во всём своём объёме хорошо воспринимать отпечатки всех вечно сущих вещей››, соответственно ‹‹быть по природе своей чуждой каким бы то ни было формам››. По Платону ‹‹идеи›› - истинно сущее бытие, а материя – небытие, и не будь ‹‹идей›› не могла бы существовать и материя.

Между миром идей, как подлинно реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой) существует по Платону  ‹‹кажущееся бытие›› (т. е. мир  действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие  от небытия. Так, как мир чувственных  вещей занимает, по Патону, ‹‹срединное››  положение между областью бытия  и небытия, будучи порождением обеих  этих областей, то он в какой-то мере соединяет в себе противоположности, он – единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единственному и множественному.

Много внимания Платон уделяет вопросу  ‹‹иерархизации идей››. Эта иерархизация представляет собой определённую упорядоченную систему объективного идеализма. Асмус А. Ф. выявляет следующую классификацию идей у Платона. Во-первых, ‹‹идеи›› высших ценностей - ‹‹идеи›› блага, истины, прекрасного и справедливого. Во-вторых, ‹‹идеи›› физических явлений и процессов: огонь, покой, движение, цвет, звук и т. д. В третьих, ‹‹идеи›› существуют и для отдельных разрядов существ, таких как животное и человек. В четвёртых, иногда Платон допускает существование ‹‹идей›› для предметов, производимых человеком.

В пятых, большое значение в платоновской теории ‹‹идей›› имели ‹‹идеи отношений››. Самая высшая идея идей – это абстрактное благо, тождественное абсолютной красоте. В каждой материальной вещи необходимо отыскивать отблеск идеальной красоты, её сущность. Когда же человек сумеет ‹‹увидеть умом››, по выражению Лосева А. Ф., прекрасную отдельную вещь, ‹‹он познаёт, что такое прекрасное многих вещей››. Таким образом, можно постепенно подняться до самого общего понятия блага. ‹‹Идея блага – вот самое важное знание, - читаем мы в ‹‹Государстве››, - через него становятся пригодным и полезными справедливость и всё остальное››.

В понятии об идее, замечает Болдырев Н. Ф., ‹‹у Платона то, что делает ‹‹идею››

1) причиной или источником бытия  вещей, их свойств, их отношений; 

2) образцом, взирая на который  демиург творит мир вещей; 

3) целью, к которой как к  верховному благу стремится всё  сущее››.

Идеи Платона:

1. ‹‹Идея вещи есть смысл  вещи››. Ведь для того, чтобы  различать вещи, необходимо относительно  каждой вещи ответить на вопрос: что собой представляет данная  вещь и чем она отличается  от всех прочих вещей? Идея  вещи как раз и является  ответом на вопрос, что такое  данная вещь, следовательно, идея  вещи в первую очередь есть  смысл вещи.

2. Идея вещи представляет собой  цельность всех составляющих  её частей, неделимую на эти  части. ‹‹Одна сторона треугольника  не есть весь треугольник. Так  же и другая, так же третья  сторона. Тем не менее, из-за  определённого объединения этих  трёх отрезков получается нечто  новое, новое качество, а именно  треугольник››

3. ‹‹Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи››. То, что идея вещи есть общий закон, осмысливающий появление и проявление отдельных её единичных особенностей, видно на любых вещах, и чем сложнее вещь, тем более видна её общая идейная закономерность. Асмус А. Ф. рассматривает пример часов, механизм которых свидетельствует о том, что составляющие его колёсики и винтики расположены согласно некоторой ‹‹общей идее››, без которой все эти детали остались бы ‹‹чуждыми друг другу и никакого часового механизма не образовалось бы››.

4. ‹‹Идея вещи невещественна››.  Очевидно, Что сама вещь может  претерпевать всевозможные изменения,  однако идея вещи изменяться  не может. Один из самых простых  примеров – вода. Вода может  быть в твёрдом и жидком  состоянии, а также может испаряться. Но идея воды не может изменять  своё агрегатное состояние.

5. ‹‹Идея вещи обладает своим  собственным и вполне самостоятельным  существованием, она тоже есть  особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своём  полном и совершенном виде  существует только на небе  или выше неба››. С этой точки  зрения Платон проповедует три  разновидности бытия. Во-первых, что небесные идеи, вечные и  неподвижные. Они представляют собой ‹‹предельное совершенство всякой отдельной вещи и всего бытия в целом››. Во-вторых, есть наш земной мир, полный неустойчивости, ‹‹несовершенства, хаоса рождения и смертей››. И, в третьих, есть космос в целом, который состоит из вечного круговращения, при этом небесный свод постоянно возвращается к одной и той же устойчивой картине, так, что ‹‹всё небесное круговращение есть наилучшее осуществление высших идей и потому наиболее совершенная красота, то есть необходимый предмет нашего созерцания и постоянного подражания››.

 

  1. Философия государства

Социально-политическая философия  Платона, его учение о политике, государстве  и праве – неразрывная часть  всей платоновской философии. Мир идей – онтологическая основа и смысл образующий контекст мира вещей и явлений, утверждает идеализм Платона, следовательно, идея выступает как руководящий принцип, стандарт, модель и образец его организации.

Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона: диалоги «Государство», «Законы» и «Политика». В них он говорит о модели ‹‹идеального››, лучшего государства, являющегося, по мнению философа, отражением идеальной сущности, служащего реализацией мира идей, максимально возможного и доступного для людей.

По его теории государство  возникает потому, что человек  как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Эта глубокая идея подразумевается  в исходном платоновском определении  государства: «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства».

Система взглядов родоначальника объективного идеализма тяготеет к  религиозному мировоззрению. Он воспринимает мир как божественный порядок, развернутый  высшим разумом «прекрасный мир  вещей». Это относится и к социально, государственно организованному миру на микроуровне, и к космосу на макроуровне. Однако точку зрения Платона  на общество и государство едва ли можно назвать спиритуалистической, основанной на вере в духовного, абсолютно  свободного и личностного Бога христианства, той мировой религии, которая  зародится спустя три с половиной  столетия после смерти мыслителя.

Основополагающей идеей  Платона в целом выступает  идея порядка и гармонии, существующих на любой ступени этого «строя»: во вселенной, в государственной  жизни, у самого человека. «Достоинство каждой вещи – будь то утварь, тело, душа или иное живое существо –  возникает во всей своей красе  не случайно, но через слаженность, через искусство, которое к ней приложено. Значит, это какой-то порядок, присущий каждой вещи и каждой вещи особый, делает каждую вещь хорошей».

Свойственное большинству  греческих философов синтетическое  восприятие мира как единого целого трансформируется у Платона в  представлении об универсуме как  стройном и соразмерном порядке. Именно к политически оформленному общественному бытию, к государственности – для античного мыслителя общество во многом есть синоним государства – самым непосредственным образом относится платоновский принцип порядка, пронизывающий все: «…небо и землю, богов и людей объединяют общение, дружба, порядочность, воздержанность и высшая справедливость; по этой причине они и зовут нашу Вселенную «космосом», а не «беспорядком» и не «бесчинством»».

В отличие от точки зрения отцов христианской церкви, выработанной многими веками спустя, государство, по Платону, есть не переходящая, временная  форма организации общества, а  форма, устремленная к идеалу общежитию  людей, способных жить в мире и  совместными усилиями утверждать торжество  нравственности, справедливости и духовности. Отсюда, как совершенно справедливо  утверждал один из наиболее глубоких исследователей античной политической и правовой культуры, профессор Н. Н. Разумович, - идеальный подход греческого мудреца к общественным отношениям, к государству, как в перспективе, так и в ее обосновании.

Информация о работе Философия Платона