Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 01:55, реферат
Барух Спиноза (известное написание его имени Бенедикт – латинизированная версия его подлинного имени) является одним из наиболее ярких мыслителей школы рационализма. Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как, например, наследие Рене Декарта, но немногие его работы отличаются великолепной продуманностью и четкой структуризацией. Последовательный сторонник применения разума и логики во всех отраслях человеческой мысли, он сумел использовать доказательственный подход, применяемый обычно в математическом изложении даже в своих философских работах.
Рассматривая философские произведения Спинозы, невозможно игнорировать условия
План работы:
1) Историческая справка
2)Жизненный путь и работы.
3) Развитие философской системы
4)Понятие Бога в работах и жизни Спинозы.
5)Материализм и атеизм Спинозы
6) Философская концепция Спинозы.
7) Картина мира. Бог есть мир.
8) Этическое значение учения о Боге. Детерминизм Спинозы.
9) Предрассудки людей в их понятии Бога.
10)Заключение.
11)Список литературы.
План работы:
1) Историческая справка
2)Жизненный путь и работы.
3) Развитие философской системы
4)Понятие Бога в работах и жизни Спинозы.
5)Материализм и атеизм Спинозы
6) Философская концепция Спинозы.
7) Картина мира. Бог есть мир.
8) Этическое значение учения о Боге. Детерминизм Спинозы.
9) Предрассудки людей в их понятии Бога.
10)Заключение.
11)Список литературы.
Историческая справка
Жизненный путь и работы.
Барух Спиноза (известное написание его имени Бенедикт – латинизированная версия его подлинного имени) является одним из наиболее ярких мыслителей школы рационализма. Он жил с 1632 по 1677 год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не так богато, как, например, наследие Рене Декарта, но немногие его работы отличаются великолепной продуманностью и четкой структуризацией. Последовательный сторонник применения разума и логики во всех отраслях человеческой мысли, он сумел использовать доказательственный подход, применяемый обычно в математическом изложении даже в своих философских работах.
Рассматривая
философские произведения
Развитие философской системы
В его философской системе незаметно резких скачков, он достаточно последователен в своих убеждениях. Достаточно сравнить «Краткий трактат о природе Бога, Человека и его счастья» и «Этику», чтобы увидеть, что в этих двух книгах, несмотря на разделяющие их более чем 15 лет, основные идеи Спинозы принципиально не изменились, хотя и пробрели большую выверенность и структурированность. Характерной особенностью метода Спинозы являлось его стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств. Он стремился сделать философию такой же точной наукой, как была в его время геометрия. Не случайно, что в названиях его книг так или иначе часто присутствуют слова «геометрический способ доказательства». Это касается как «Основ философии Декарта, доказанные геометрическим способом», так и «Этики» (Полное название начинается со слов «Этика, доказанная в геометрическом порядке…»).
Философская система
Спинозы наиболее близка к
системе Декарта. Он разделял
как рационалистический метод
Декарта, так и его физические
представления. Не случайно, что
одна из 6 крупных работ Спинозы
посвящена доказательству идей
Декарта. Однако, в отличие от
Декарта, который основное
Понятие Бога в работах и жизни Спинозы.
Одним из предметов, которые интересовали Спинозу являлось понятие Бога, и другие вопросы связанные с существованием Бога. С одной стороны, обычно он рассматривает этот вопрос в неразрывной связи со своим учением о человеке и этике. С другой стороны, явно видно, что этот вопрос волнует его сам по себе. Отношение Спинозы к проблеме Бога можно охарактеризовать как пантеизм, но пантеизм несколько специфический. Специфичность его пантеизма была настолько высока, что в советской философской традиции его принято было рассматривать как материалиста. Это связанно с тем, что Спиноза не рассматривал Бога как некую субстанцию, которая одухотворяет и направляет природу, будучи «разлита» в ней, а как субстанцию, которая одновременно есть Бог и природа. Таким образом, Бог действительно утрачивает свое специфическое положение и творческая роль оказывается разлитой в природе. Однако более внимательное прочтение работ Спинозы, особенно его более поздней и зрелой «Этики», убеждает, что Спиноза не в коем случае не был материалистом, поскольку все его доказательства и теоремы, в том числе творческого начала в природе, в той или иной мере базируются на внечувственном, высшем образе Бога.
Материализм и атеизм Спинозы
Хотя определение
Спинозы как материалиста, вообще
говоря, неправильно, определение его
как атеиста имеет под собой
почву. Но опять же в несколько специфическом
смысле этого слова. Спиноза не был атеистом
в том смысле, что он отрицал существование
Бога. Нет, Бог для него являлся основой
реальности, как он сам говорит, ее «субстанцией».
Но понятие Бога у него настолько своеобразно,
настолько отлично от бытового представления
о Боге, что его было трудно понять и продвинутым
философам-христианам, не говоря уж о фанатиках-ортодоксах.
Плюс то, что Спиноза категорически отвергал
внешнюю, наносную религиозность, считая
ее «убежищем незнания» (asylim ignorantiae), не
прибавляло ему популярности в среде традиционно
верующих. В этом плане обвинения, звучавшие
в его адрес, имели под собой почву. Он
действительно был атеистом в том смысле,
что он отвергал духовное главенство официальной
церкви и ее понятие о Боге. Он не верил
в того Бога, в которого верили они. Спиноза
позволил себе атаковать основу основ
любой официальной религии – традиции
и предрассудки, лежащие в ее основе. Для
представителей ортодоксальной церкви
призыв к рациональному рассмотрению
Бога и вопросов веры был даже хуже, чем
если бы Спиноза действительно отрицал
существование Бога.
Философская концепция Спинозы.
Картина мира. Бог есть мир.
Центральным философским
понятием в процессе постижения Бога
и природы выступает понятие
субстанции. В отличие от Декарта,
который выделял две
Этическое значение учения о Боге. Детерминизм Спинозы.
Необходимо также учитывать при рассмотрении концепции Бога у Спинозы тот факт, что хотя эта концепция и имеет значительное самостоятельное значение, но Спиноза все-таки рассматривал ее как основу для своего этического учения и учения о предопределенности.
Прежде всего его понятие о предопределенности базируется на его представлении о Природе (Боге) как о бесконечной и неделимой субстанции. Причем субстанция эта бесконечна как в пространстве, так и во времени. Это представление о Боге бесконечном во времени, вообще говоря, обычное для того времени, привело Спинозу к выводу, крайне необычному в то время. С одной стороны, он утверждает, что Бог может представить абсолютно все возможные комбинации атрибутов и модусов, которые он может произвести как причина определяющая сама себя, а также имманентная причина всего сущего. Из этого вывода, дополненного постулатом о всемогуществе Бога, он делает во многом парадоксальный вывод - всемогущий Бог уже создал все, что он способен создать и его творческая роль создателя сведена тем самым к нулю. Хотя Спиноза и пытается завуалировать свой вывод, проводя аналогию в свойством всеведения. Спорность такой аналогии сразу оказалась очевидна представителям официальной религии. Особенную важность этому выводу придало то, что если Бог более не является движущей силой природы, то его существование приобретает чисто теоретическое значение, утрачивается смысл в вере.
Другой вывод
Спинозы, подрывающий
Предрассудки людей в их понятии Бога.
Аналогично свободе, Спиноза крайне необычно трактует понятия цели природы, и отсюда добра и зла, порядка и беспорядка. Прежде всего, он утверждает, что общее мнение людей, что как они сами, так и все прочие вещи имеют какую-то цель существования, ошибочно. Более того, и Бог также не имеет цели. По его мнению, возникновение этого предрассудка вызвано тем, что не зная причин своего существования люди стремятся к своей личной пользе. Естественно, что они начинают считать такую личную пользу своей целью. Все естественные вещи, которые их окружают, воспринимаются ими как "средства для своей пользы". Судя о Боге с антропоморфической позиции, они распространяют свое понятие о цели и на Бога. Естественный эгоцентризм человека, который также распространяется на Бога, приводит к тому, что цель видят в существовании человека лишь постольку, поскольку он верит в Бога и оказывает ему почести. Соответственно, такая антропоморфная концепция цели приводит к тому, что как цель человека рассматривается почитание Бога, а как цель Бога - устроение всего для наилучшей пользы людей (что бы его почитали) и наказание людей, если они его почитают недостаточно.
Ложность такого
представления Спиноза
Естественным
итогом неправильного