Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 10:08, контрольная работа
Философия, сформировавшаяся в эпоху античности, в последствии тысячелетия выполняла свои функции хранения и умножения теоретического знания, служила регулятором общественной жизни и объясняла законы природы.
Однако после того как на территории Римской империи стало распространяться христианство, античная философия подверглась серьезной переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь Ветхого и Нового завета, отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая впоследствии развивалась в течение тысячелетия.
Введение………………………………………………………………………….…3
1. Общая характеристика эпохи средневековья………………………………....3
2. Особенности средневековой философии. «Бог и человек» - центральная проблема…………………………………………………………………..…......5
3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм). Выдающийся философ Фома Аквинский…………………………………………………………………….......10
Заключение…………………………………………………...…………………....16
Список литературы………………...…………………………………………..….18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Контрольная работа
Философия
Тема: «Философия Средневековья»
Исполнитель: | |
студент группы | |
УК-13 ОМ Садыбекова Н.К Рецензент: Ананич А.А | |
| |
Допуск к защите:________________ |
|
Дата защиты: ___________________ |
|
Оценка:_______________________ |
Омск – 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
3. Основные философские течения (патристика и
схоластика, реализм и номинализм). Выдающийся
философ Фома Аквинский………………………………………………………
Заключение………………………………………………….
Список литературы………………...……………………………
ВВЕДЕНИЕ
Философия, сформировавшаяся в эпоху античности, в последствии тысячелетия выполняла свои функции хранения и умножения теоретического знания, служила регулятором общественной жизни и объясняла законы природы.
Однако после того как на территории Римской империи стало распространяться христианство, античная философия подверглась серьезной переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь Ветхого и Нового завета, отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая впоследствии развивалась в течение тысячелетия. Ее основой послужила античная философия с ее грандиозной системой неоплатонизма, сформировавшей универсальную целостную картину мира.
Не только теология повлияла на средневековую философию, но и философия в свою очередь определила специфику религиозного освоения действительности, художественное творчество, средневековую словесность, школы, университеты и научные дисциплины.
С V по XV в. Это период времени, когда философия становится теоцентрической (тео-бог), т.к. в это время безраздельно господствовала христианская религия, которая сформировалась в начале нашей эры в римской провинции – Иудеи. Затем в IV в. была провозглашена новой официальной религией.
Главными категориями этой философии являются: идея откровения, идея творения, номинализм, реализм, универсал. Общественное сознание в этот период было обращено прежде всего, на борьбу с язычеством и на становление христианства, которое было монотеистичным, так как в центре христианства был единый Бог, но в отличии от предшествующих религий он находился вне мира, он был первичен по отношению к нему. И сколько бы не был совершенен окружающий мир он является лишь творением непостижимого Бога. Христианин считает, что, когда язычник поклоняется природе он тем самым принимает её за самого творца, этим принижает Бога.
Христианство приходит на период феодализма, предоставляющего собой готическую культуру. Именно в готике выражено стремление абсолюта к Богу. Из небольшой секты христианство стало одной из главных идеологий государства. Христос устраивал как богатых, так и бедных. Бедных устраивал потому, что сам был беден и страдал, а страшный суд, после смерти даст возможность увидеть справедливость.
Главная цель христианства – показать совершенство духовного и несовершенство материального, земного. В период Средневековья церковь приобщала людей к эстетическому образу жизни. Священнослужители вырабатывали у народа иммунитет к красоте телесной, чувственной, как к главной опасности, стоящей на пути возвышения духа. Потому, что красота приводит к надменности, гордыне, чувственности, греховности.
Главный вид искусства – иконопись. Лица, изображённые на них были суровыми, измождёнными от постов и скорби. Главное, что было в иконе – это глаза. Идея христианства в середине века стала диктатом всего человечества. И на каком-то этапе вместо очищения и одухотворённости, стали рождаться междоусобные войны и крестовые походы. В 1487 г. выходит трактат «Молот ведьм», а в 1580 г. – трактат «Демонология ведьм». В них возвещалось, что колдовство можно исцелить только при помощи костра или отсечения какого-либо органа. В период средневековья необходимо было разработать и обосновать новые вероучения, что и сделали основоположники христианского мировоззрения, которых называют отцами церкви. На греческом отец – значит патер. Отсюда отцов, за их философскую деятельность называют патристиками. Основной проблемой патристики было соотношение веры и знания, религии и философии. Знание – это понятие чего-либо в силу обоснования и доказательства, а вера – понятие без доказательств. Религия опирается на веру, а философия – на знания. Поэтому они не могут быть совместимы, но представители патристики считали, что философия не противоречит к более совершенному способу познания.
В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. На фоне греческой мудрости, как говорил Х. Ортега -и- Гассет, эта идея была совершенно новой. Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы. Потому дольний мир изначально мыслился встроенным в высшую реальность, соответственно встраивался в нее и человеческий разум, определенным способом причащавшийся этой реальности - в силу врожденности человека в истину. Причащенный разум - это определение средневекового разума; функции философии заключаются в том, чтобы обнаружить правильные пути для осуществления причастия: этот смысл и заключен в выражении “философия - служанка богословия”. Разум был мистически ориентирован, поскольку направлен на выявление сущности сотворившего мир Слова, а мистика рационально организована в силу того, что иначе как логически Логос и не мог быть представлен.
В силу этого основаниями средневековой философии были теоцентризм, провиденциализм, креационизм, традиционализм.
Теоцентризм2. Тео – Бог, устремленность к богу. В основе всей системы ценностей лежит религиозная идея. Вся Эпоха Средних Веков была сформирована христианством. Христианство возникает в 1 веке и скоро вытесняет язычество. Тотальное влияние на всю духовную жизнь людей. Христианство занимает монопольное положение, вся ценностная шкала человека определяется религией – все стороны жизни. Христианство приносит новые представления о времени – линейное время, движение от сотворения мира к его гибели, Страшному Суду. В античности было циклическое представление о времени, мир представлялся вечным. Появляются эсхатологические мотивы. Эсхатология – учение о конце света.
Христианство принесло новое представление о человеке. В античную эпоху человек стоял в центре мироздания, а его познавательные и преобразующие возможности считались безграничными. Сам человек был как бы наделен совершенной природой, даже боги были антропоморфны. Представление о каллокагате – соединение этического и эстетического, телесного и духовного, внешнего и внутреннего, человек прекрасен во всех своих проявлениях. В христианстве двойственное представление: человек венец творения бога (по образу и подобию), но с другой стороны он греховен (первородный грех). Идея: с приходом в мир Христа от самого человека стала зависеть его загробная участь. Человек должен подавлять в себе все греховные мысли и желания, стремиться освободиться от уз телесности.
Искусство тоже было подчинено теоцентрической идее. Оно стремилось укрепить религиозное мировоззрение. Много сцен Страшного суда: воспитывается страх перед неизбежным наказанием за грехи. Особая напряженная психологическая атмосфера. Но также существует мощная народная смеховая культура, где все эти ценности подвергались комическому переосмыслению.
Для средневекового человека было характерно представление о дуализме мира: земная (имманентная) и духовная (трансцендентная) части. Земной мир – видимый. Духовный – небесный, горний. Любая религиозная система строится на определенной философской базе. Христианство основано на идеализме, где утверждается, что первичен дух. Небесный мир – главный, вечный, неизменный. Платон.
Изменение нравственных
Символизм и аллегоризм. Вытекает из дуализма. В реальных проявлениях земного мира видится откровение, божественные знаки. Искусство тоже символично и аллегорично.
Искусство почти не выражало радости бытия, не красота формы, а красота идеи. В искусстве отсутствует жанр портрета. Средневековое искусство в большинстве своем анонимно. Соотношение средних веков и античности, есть моменты культурной преемственности. Грамотны были церковнослужители. Духовенство к античному наследию относилось очень избирательно. Совсем забыли мифологию, античную драму. Некоторых авторов почитали: Платон, Аристотель и Вергилий.( Буколики – 4 эклога, рождение младенца.)
Латынь в эпоху средневековья долгое время оставалась единственным языком – образование, церковь, политика. В первых университетах преподавали только на латыни – это язык интернационального общения. Огромное количество литературы на латыни.
Креационизм3 (от лат. creatio — сотворение),
религиозное учение о сотворении мира
Богом из ничего. Характерен для теистических
религий — иудаизма , христианства , ислама . В Ветхом Завете с описания
сотворения мира открывается повествование
(творение совершается в шесть дней —
«Шестоднев»). В Коране о сотворении мира
говорится значительно менее подробно.
Только о человеке говорится определенно,
что он сотворен Аллахом.
По мере развития естественных
наук накапливалось все больше фактов,
прямо противоречащих буквальному пониманию
«Шестоднева». Как попытка совместить
ветхозаветные представления с данными
геологии и биологии, в конце18 — нач. 19
вв. появилась телеология , возродившая некоторые положения
античных авторов о стремлении к развитию,
изначательно присущему жизненным формам.
Сильнейший удар креационизму нанесла
теория Ч. Дарвина и особенно предложенный
им механизм естественного отбора. В 19
в. в христианских конфессиях сформировались
разные подходы к научным фактам и концепциям.
Фундаменталисты (различных церквей) просто
их игнорировали, но они оказались в меньшинстве.
Теологи выдвинули, например, тезис, что
день творения не равен современным суткам,
а мог длиться и сотни тысяч и миллионы
лет. В Католической церкви была создана
концепция первичного атома, из которого
по воле Бога возникла Вселенная (коррелирующая
с теорией Большого Взрыва). Возникновение
жизни до сих пор убедительно не обосновано
научно. Но наибольшие споры вызывает
вопрос о происхождении человека. Креационизм
вообще предполагает, что все живые существа
были созданы одновременно (исключая человека)
и отрицает эволюцию. Человек был создан
отдельно ввиду особой роли и не мог произойти
от обезьяноподобных предков, как это
полагает современная теория эволюции.
Поскольку наука пока не дает убедительного
ответа ни на вопрос происхождения жизни
на Земле, ни на вопрос происхождения человека
и современных видов, то в 1990-е годы большую
известность получил модифицированный
креационизм —концепция разумного творения
(интеллигентный дизайн; англ. intelligent design).
Ее отличие от традиционного креационизма
в том, что личность творца не отождествляется
именно с Богом какой-либо религии (в ее
роли может выступать, скажем, инопланетный
разум). Теория была сформулирована в основном
в США на основе изучения противоречий
теории эволюции Дарвина. Основываясь
на телеологическом доказательстве (или
доказательстве замысла; англ. argument from
design) Бытия Божьего сторонники интеллигентного
дизайна рассматривают сообщества живых
организмов и жизненные органы как «систему,
которую невозможно улучшить» без того,
чтобы не нарушить ее работу. Исходя из
этого, они делают вывод, что никакой естественный
отбор не мог бы создать такую сложную
систему из случайных мутаций путем естественного
отбора как это преподносит общепринятая
теория эволюции, поэтому живые организмы
были созданы разумным творцом.
Провиденциализм 4(лат. providentia — провидение) — религиозно-философское воззрение, согласно к-рому развитие человеческого об-ва, источники его движения и цель определяются таинственными, внешними по отношению к историческому процессу силами — провидением, богом. Подобный взгляд на историю неизбежно приводит к фатализму. П. присущ не только всем религиозным, но и мн. историко-идеалистическим системам. Даже Гегель, правда, с оговорками, признает в “Философии истории”, что “провидение, и притом божественное провидение, управляет мировыми событиями”. Наиболее полное воплощение идеи П., к-рый был господствующей идеологической концепцией в эпоху феодализма, находят у религиозных философов и историков, напр. у Августина, Фомы Аквинского, фр. идеолога абсолютизма Ж. Боссюэ (1627—1704), славянофилов; в совр. философии — у представителей неотомизма и др. религиозных течении. Термин “П.” употребляют и в более широком смысле — применительно к концепциям, в к-рых любые изменения (не только в истории, но и в мире вообще) рассматриваются в связи с определяющими их “замыслом” и “волей провидения” (Телеология). Апологетическая сущность и научная несостоятельность П., как и идеалистического подхода к истории в целом, доказана историческим материализмом.
3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм). Выдающийся философ Фома Аквинский.
Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (бытия), а идеи откровения составляют фундамент учения о познании (гносеология). Отсюда всесторонняя зависимость средневековой философии от теологии. В средневековой философии выделяют 2 основные вехи: патристика и схоластика.
Патристика5
Христианство борется с враждебным окружением как внешними, так и внутренними врагами.
Внешние враги – варвары (языческие племена).
Внутренние враги — течения, которые переняли язычество с разными признаками христианства. Претендовали на роль учений.
Одним из таких учений был гностицизм.
Гностицизм – дуалистическое объяснение мира: борьба света и тьмы, добра и зла, имеющее универсальное космическое явление. Зло происходит от материи, добро – от бога. Таким образом, существует как бы два бога: Бог и враждебный ему творец – Демиург – творец мира.
Манихейство – основатель – персидский мыслитель Мани (216—270 г). Свет и тьма, двойное начало одновременно божественного и дьявольского происхождения.
Патристика была направлена на борьбу с различными, враждебными христианству, учениями.
Аврелий Августин – один из основателей патристики написал работы: «Исповедь», «Град Божий», «О троице».