Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 10:08, контрольная работа
Философия, сформировавшаяся в эпоху античности, в последствии тысячелетия выполняла свои функции хранения и умножения теоретического знания, служила регулятором общественной жизни и объясняла законы природы.
Однако после того как на территории Римской империи стало распространяться христианство, античная философия подверглась серьезной переработке. Осуществляя грандиозную работу по осмыслению христианства, в первую очередь Ветхого и Нового завета, отцы христианской церкви заложили основы средневековой философии, которая впоследствии развивалась в течение тысячелетия.
Введение………………………………………………………………………….…3
1. Общая характеристика эпохи средневековья………………………………....3
2. Особенности средневековой философии. «Бог и человек» - центральная проблема…………………………………………………………………..…......5
3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм). Выдающийся философ Фома Аквинский…………………………………………………………………….......10
Заключение…………………………………………………...…………………....16
Список литературы………………...…………………………………………..….18
Центр философского мышления — Бог. Бог первичен, это высшая сущность, он единственный, существование его независимо, все остальное существует благодаря божественной воле.
Патристику можно условно разделить на несколько периодов:
Апостольский период (до середины II века) – время деятельности апостолов-евангелистов.
Апологетика (середина II века – начало IV) – Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана.
Зрелая патристика(IV-VI) – Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие.
Схоластика6
Схоластика (школа) – направлена на христианское учение.
Цель: поиск рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашает вера.
Задача: упорядочить и сделать доступной для необразованных людей данную догматическую конструкцию. Отсюда следует не поиск истины, а поиск способов изложения и доказательства этой истины посредством истины. Эта задача была по плечу только философии.
Перед схоластикой были поставлены 3 конкретные цели:
1) с помощью разума легче
2) предать религиозной
3) используя философские
Представители схоластики:
Пьер Абеляр (1079-1142г), Иоанн Росцелин (1050-1110г) и ключевая фигура Фома Аквинский (1225-1274г): «Сумма теологий», «Сумма против язычников». Суть: задача науки – объяснение закономерностей мира (философия). Над философией находится богословие (наука о Боге), мышлением сюда проникнуть нельзя, это сверхъестественные истины как божественное откровение (учение), которое содержится только в вере. Поэтому философия должна служить вере – теологии тем, что религиозные истины представлены в категориях разума, и если их опровергать как ложные аргументы, то это будет выпад против веры.
Реализм7
Средневековое понятие реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Реалисты, разделяя идеи Платона, считали, что общие понятия есть форма сущностного бытия. Наиболее известные последователи реализма: Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, которого называли в Англии вторым Августином. Ансельм Кентерберийский знаменит своим онтологическим доказательством существования бога – он утверждал, что само понятие Бога доказывает его существование.
Номинализм8
Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных. Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как первое определение уже однозначно определяет сущность человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Наиболее известным номиналистом был Пьер Абеляр Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая что бытие есть самостоятельные вещи внутри своей сущности.
В споре средневекового номинализма и реализма намечаются тенденции борьбы материализма и идеализма. Однако в этот период не было «чистого» материализма и «чистого» идеализма. Номинализм был идеализмом, но содержал материалистическую тенденцию, ибо исходил из реальности чувственного мира. Он подрывал схоластику изнутри, разрушал «единство» науки и веры, готовил почву для отделения философии от теологии, а также для нового «естествознания.
Фома Аквинский (1225-1274 г.) 9Знания, по Аквинскому, обладают умностью, но ещё более необходимо человеку вера. Важнейшую часть философии Фомы Аквинского составляет его учение о бытие, которое он развивал, опираясь прежде всего на Аристотеля, в частности, на его идеи о соотношении материи и формы. Вечным бытием обладает только всевышний, по Аквинскому. Он имел возможность создать любой мир, но сотворил тот в котором он живёт. Мир этот единственный и конечный в пространстве, обладает приходящим бытием и характеризуется материей и формой. Примером существования не материальных форм могут служить небесные существа – ангелы. В материальных вещах она выражает общее содержание (сущность) вещи, в то время как материя объясняет индивидуальность и конкретность её существования.
В зависимости как форма реализуется в вещах, форма выделяет четыре уровня;
1. Представлен неорганической, косной природой, где форма выражает «заставшую» сущность вещей;
2. Мир растений. Здесь форма выступает как конечная причина, задающая целесообразность, как бы формирующую тела изнутри;
3. Здесь форма выступает как действующая причина, определяющая как цель, так и деятельное начало сущего – как устроены животные;
4. Форма представляет уже как дух или человеческая разумная душа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав основные полож
Изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей, критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который способствует расширению сознания.
Изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире. Жить, не утрачивая личностной определенности, индивидуальной души и общечеловеческой духовности. Противостоять обстоятельствам можно лишь при умении сохранять духовную трезвость, самоценность, собственное достоинство личности. Для личности становится понятным значение личного достоинства других людей. Для личности невозможна ни стадная, ни эгоистическая позиция.
«Изучение философии способствует умению концентрироваться. Личность невозможна без внутренней собранности. Собирание собственной личности родственно самоочищению» (В.Ф. Шаповалов).
Философия заставляет людей думать. Бертран Рассел пишет в своей книге «История западной философии»: «Она умеряет религиозные и философские страсти, а занятия ею делают людей более интеллектуальными особями, что не так уж плохо для мира, в котором немало глупостей». Изменить мир, считает он, можно лучше всего путем морального совершенствования и самосовершенствования. Философия способна сделать это. Человек должен действовать на основе своей мысли и своей воли. Но с одним условием: не покушаться на свободу других. Имея здоровье, благосостояние и способность к творческому труду, он может преуспеть в духовном самосовершенствовании и достичь счастья.
Философия нужна нам для обеспечения возможно лучшего состояния человечества. Философия зовет каждого человека к благородству, истине, прекрасному, добру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
М.: Издательская корпорация «Логос», 1997г.
2. Рассел Б., История западной
философии и ее связи с
3. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 2001г.
4. Философия. Материалы к лекциям. Часть 1. 2-е изд., перераб. и доп./Под общ. ред. Н.М.Лазаревой. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2000.-171с.
5. Философия. Материалы к лекциям. Часть 2. / Под общ. ред. Н.М.Лазаревой. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004.-176с.
6. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к
современности, М.: «Гранд», 2001г.
1 otherreferats.allbest.ru/
2 ru.wikipedia.org/wiki/
3 ru.wikipedia.org/wiki/
4 philosophydic.ru/
5 ru.wikipedia.org/wiki/
6 dic.academic.ru/dic.nsf/enc_
7 dic.academic.ru/dic.nsf/enc_
8 dic.academic.ru/dic.nsf/enc_
9 referati.me/filosofiya-