Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 14:36, реферат
Фридрих Ницше (1844 - 1900) - великий немецкий философ и филолог, поэт и музыкант. Перед тем, как приступить к краткому изложению и анализу его работы, хочется сказать несколько слов, обрисовав характер его философского мировоззрения в целом. Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы.
Введение.
Так говорил Заратустра.
Художественно-философское единство.
Заключение.
Библиографический список.
Так, христианский смысл символов стада, пастуха и разбойника полностью растворяется в речи Заратустры: это только взаимные наименования. Так же невозможно сказать, кем, в конечном счете, оказывается сам Заратустра: пастухом или вором, шутом или трупом, канатным плясуном или скоморохом, «святым отшельником» или чертом, проповедником или соблазнителем. Все эти образы, слова, символы для спутников Заратустры, для «ненавистников добрых и злых» и разрушителей «скрижалей ценностей» лишены иного смысла, чем тот, который рождается внутри непосредственного контекста, чтобы быть в следующий момент разрушенным и осмеянным. Потому и о «созидающем» сказано, что он одновременно есть и разрушающий, и преступник (der Brecher, der Verbrecher): разрушение прежних ценностей, происходит, действительно через созидание — через созидание нового типа текста, текста, внутри которого не существует ни устойчивых понятий, ни ценностно ориентированных символов, ни персонажей, которые имели бы строго определенные черты. При этом следует всегда иметь в виду, что та неустойчивая смысловая ткань, которую, как я надеюсь, мне удалось продемонстрировать на примере вводной части книги Ницше «Так говорил Заратустра», принципиально не поддается полному и исчерпывающему описанию из-за текучести смыслов и образов, изменчивости понятий и символического подтекста, в конечном счете — отсутствия каких бы то ни было границ и понятийных барьеров.
Заключение.
Итак, книга Ницше «Так говорил Заратустра», действительно, текст особого типа. Это текст, который невозможно воспринимать непосредственно ни как изложение определенного учения, ни как художественное произведение в узком смысле слова. Определение его как «высшего действия» как нельзя более соответствует его природе, так как предлагаемая программа действий здесь же обретает свое наивысшее воплощение. Слово «Заратустры» и есть такое действие, оно само уже и есть «переоценка всех ценностей», т.е. отмена сковывающей власти ценностно окрашенного понятийного языка. Ницше создает текст, который представляет собой принципиально новое явление: это текст, где абсолютной является только всепоглощающая относительность. В нем нет ни одного образа, ни одной метафоры, ни одного понятия, ни одного ценностного суждения, которые не были бы отменены, ни одного персонажа, ни одного сюжетного хода, ни одного символического подтекста, которые не были бы в то же время и своей противоположностью. Эту тенденцию подметил, хотя и вопреки безоговорочно принятой им системности и серьезности Ницше, Томас Манн: «Сквозь ницшевский эстетизм, который есть яростное отрицание духа во имя прекрасной, сильной и легкомысленной жизни, т.е. самоотрицание человека, глубоко страдающего от жизни, проступает нечто ненепосредственное (Uneigentliches), безответственное, ненадежное и страстное — наигранность философских излияний, элемент глубочайшей иронии, о которую разбивается способность понимания у плохого читателя... Тот, кто понимает Ницше «непосредственно», буквально, рискует быть сбитым с толку...”.
Книга Ницше «Так говорил Заратустра» представляет собой, таким образом, не просто образец нового искусства, но явленное действие — одержанную победу интуитивного сознания, собственно искусства, над понятийным мышлением.
Библиографический список.