Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 15:23, реферат
С молодых лет он занял место слева от центра политического спектра, постоянно и последовательно защищал либерально-демократические ценности. Философский интерес Ортеги - строительство моста между историческим укладом жизни и современным ее обустройством. Материалом для этого является культура, а инструментом - знание. Важно лишь чтобы человек созидающий понимал дух своего времени и видел, что из накопленного культурой может быть сдано в музей или архив и что из рождающегося нового достойно включения в возводящееся здание. Опасно лишь голое отрицание, ничего с собой не несущее, опасно невежество, отвергающее прежнюю культуру и мораль, провозглашающее вседозволенность, утверждающее нравственный нигилизм и насилие
Введение ………....................................................…………....................…...…..3
1 Творческий и жизненный путь Хосе Ортега-и-Гассета …………….…...…..3
2 "Восстание масс" Хосе Ортеги-и-Гассета …...……………………….…........6
3 Основные философские взгляды …………...…………………………………8
4 Философские вопросы
4.1 Почему определения жизни с точки зрения
биологии не дают нам адекватного представления
о сути данного феномена? ..…………....................................................14
4.2 Назовите ряд последовательных определений
жизни, каждое из которых сохраняет и углубляет
предшествующее? ………………………………………………………15
4.3 В чем состоит сущность жизни, по мнению Ортеги? ……….....…16
4.4 Каковы основные свойства жизни как феномена? ……………......17
4.5 Парадоксы жизни, согласно Ортеги …………………………….....18
4.6 Что такое жизнь? Каково окончательное определение жизни? .....19
Заключение ……………………………………………………………………....19
Список литературы ………………………………………………………….......20
4.5 Парадоксы жизни, согласно Ортеги
Огромной важности явление, с которым мы ознакомимся, уже было нами определено: жить - это постоянно решать, чем мы будем. Чувствуется парадокс, скрытый в этом определении. Бытие, которое состоит не столько в том, что есть, сколько в том, что будет, стало быть, в том, чего еще нет! Ведь это основной, нескончаемый парадокс нашей жизни.
Согласно Ортеги, если наша жизнь состоит в том, чтобы решать, что мы будем, хочется сказать, что в самих корнях нашей жизни кроется временной признак: решать, что мы будем, - стало быть, речь идет о будущем. И немедленно мы снимаем один за другим все щедрые плоды нашего исследования. Во-первых: наша жизнь - это прежде всего столкновение с будущим. Это другой парадокс.
4.6 Что такое жизнь? Каково окончательное определение жизни?
Главное, в чем мы живем,
- не прошлое и не настоящее; жизнь
- это деятельность, устремленная вперед,
а прошлое и настоящее
Заключение
Ортега-и-Гасет Хосе (1883 - 1955) - испанский философ, занимал переходную позицию между философией жизни ницшеанского толка и современным экзистенциализмом. В центре внимания Ортега-и-Гасета стояли социальные проблемы. В своих работах "Дегуманизация искусства" (1925) и "Восстание масс" (1929-30) Ортега-и-Гасет впервые в западной философии изложил основные принципы доктрины "массового общества", под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате кризиса буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов. Складывается система общественных связей, внутри которой каждый человек чувствует себя статистом, исполнителем извне навязанной ему роли, частицей безличного начала - толпы. Ортега-и-Гасет критикует данную духовную ситуацию "справа". Он считает ее неизбежным результатом развязывания демократической активности масс и видит выход в создании новой, аристократической элиты - людей, способных на произвольный "выбор", руководствующихся только непосредственным "жизненным порывом" (категория, близкая ницшеанской "воле к власти"). Рационализм Ортега-и-Гасет считает своеобразным интеллектуальным стилем "массового общества". Он призывает вернуться к донаучным формам ориентации в мире, к древней, еще не расчлененной "любви к мудрости".
"Приверженцы всякого
рода сумятицы всегда
И в самом деле, сопроводив мистика в его изысканное путешествие, мы не обнаруживаем для себя ничего важного.
"Я верю, - пишет Ортега,
- что европейская душа близка
к новому опыту о Боге, к
новым открытиям об этой
Твердо настаивая на этом,
я не считаю должным пренебрегать
творчеством мистических
Но чего я придерживаюсь - мистическая философия не есть то, что мы преследуем под именем философии.
Единственное первоначальное ограничение ее - жажда быть теоретическим познанием, системой понятий и, значит, высказываний".
Список литературы