Философия Эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:36, реферат

Краткое описание

При написании данного реферата на первоначальном этапе работы выделил следующие цели: ознакомиться с философией эпохи Возрождения. Для того чтобы достичь этой цели, необходимо решить следующие задачи:
- Ознакомиться с социально-философским содержанием философии эпохи Возрождения, а также с её гуманистической направленностью.
- Рассмотреть основные положения натурфилософии эпохи Возрождения.
- Изучить идеи античной философии, с возрождением которых связывается эпоха Ренессанса.

Содержание

Введение
1 . Предпосылки возникновения новой культуры……………… 4-5
2. Общая характеристика эпохи Возрождения………………….5-9
3. Натурфилософия эпохи Возрождения………………………..9-12
4. Гелиоцентрическая система Николая Коперника …………..12-15
5.Идеи античной философии, с возрождением которых связывается
Эпоха Ренессанса………………………………………………….15-17
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Дисциплина: Философия

На тему: « Философия эпохи возрожден »

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент (специальность, курс, группа)

 

 

Преподаватель – к.ф.н., доцент кафедры «Философия и история»

 

                                                            

                                                             Оценка: «_______________»

 

 

 

 

Орел 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение                                           

1 . Предпосылки возникновения новой культуры……………… 4-5                                           

2. Общая характеристика эпохи Возрождения………………….5-9                                                

3. Натурфилософия эпохи Возрождения………………………..9-12                                                  

4. Гелиоцентрическая система Николая Коперника …………..12-15                                                  

5.Идеи античной философии, с возрождением которых связывается

Эпоха Ренессанса………………………………………………….15-17

Заключение                                                                     

Список использованной литературы                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одним из важных этапов развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней рассматривается большой круг вопросов, затрагивающих различные стороны бытия. Данная эпоха характеризуется как возрождением определенных идей прошлого, так и некоторыми новаторскими идеями.

Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. Именно поэтому философия эпохи Возрождения является актуальной и значимой темой в рамках рассмотрения развития философской мысли в целом.

При написании данного реферата на первоначальном этапе работы выделил следующие цели: ознакомиться с философией эпохи Возрождения.

Для того чтобы достичь этой цели, необходимо решить следующие задачи:

- Ознакомиться с социально-философским содержанием философии эпохи Возрождения, а также с её гуманистической направленностью.

 -Рассмотреть основные положения натурфилософии эпохи Возрождения.

 -Изучить идеи античной философии, с возрождением которых связывается эпоха Ренессанса.

натурфилософия возрождение эпоха ренессанс

1.    Предпосылки возникновения новой культуры . 
Ситуация в Западной Европе в XIV – XV вв. складывалась следующим образом. Несомненным элементом капиталистической системы организации хозяйства, возникшим в рамках феодализма, была мануфактура. Но денежный капитал первоначально мало поддерживал мануфактуры. Деньги крупных ростовщиков, церквей, выполнявших функции кредитных касс, не вкладывались в организацию  производства капиталистического типа. Они, наоборот, шли на усиление элементов феодальной организации, хотя наживались в конечном  счете за счет товарного обмена, ремесленного и мануфактурного производства и торговли.  
Капиталы, полученные в  результате  ростовщической деятельности мало вкладываются в развитие производства собственно капиталистического типа.  В частности, в Германии, торгово-ростовщические капиталы лишь в незначительной степени затрачиваются на поддержание мануфактур, типографий, плавилен и других раннекапиталистических предприятий; львиная их доля ссужается  церковным и светским феодалам, императору и членам немецкого епископата. Такая же картина наблюдалась и в других странах Западной Европы, в том числе и Италии. На деньги  ростовщиков содержатся наемные княжеские армии и другие орудия позднефеодального неэкономического принуждения.  
Мануфактуры XIV-XV вв. в основном не превратились в капиталистические предприятия. Во многих случаях они просто разорились и прекратили свое существование.  
Непосредственные производители  в период позднего средневековья находились в тяжелом положении. У лиц, находящихся в личной зависимости от собственника земли, изымалась большая часть производимого продукта; большие налоги за пользование землей и непомерные платежи за  сырье.  
Социальный гнет, постоянные междоусобицы, страшная эпидемия чумы, унесшая жизнь трети населения Европы – все это вытесняет последние надежды  
на устройство земной жизни и идеи спасения. Это способствует вытеснению унаследованного христианством от религий востока и широко  представленного в Ветхом Завете признания ценности земного бытия, идеи долгой и  счастливой жизни  как награды за добродетель.  
Почву для распространения идеи Возрождения и Реформации подготовил немецкий мистицизм, усиливающий  индивидуалистические тенденции  в христианстве, во многом преодолевающий общинные принципы церковной организации. В идеологии Возрождения мистицизм часто  интерпретируется в магическом смысле, как реальная возможность человека повлиять на вселенские процессы в силу того, что он часть этих процессов, он микрокосмос. В идеологии Реформации от подобного понимания мистицизма не остается и следа. Мистицизм, соответственно, понимается лишь как божественная подсказка, выражение воли Святого Духа, обращенной к отдельному индивиду. 

2.Общая характеристика эпохи возрождения . 
Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи - некоронованный правитель Флоренции - говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV-XVI вв. становится общеевропейским явлением. 
В период Возрождения: 
- идеи неоплатонизма вдохновили мыслителей на создание целостной философской системы, противостоящей средневековой схоластике; 
- была предложена новая картина мира, пантеистическая по содержанию, хотя и сохранившая элементы мистики; 
- создание концепции человека как микрокосма открывало дорогу для понимания его естественной сущности. 
Философия Возрождения —характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Внутри течения гуманистов этот интерес выразился в идеях классического гуманизма и способствовал утверждению практического критерияистины (опыт+польза), который лёг в основу методологии современных естественных наук. 
Приходу Ренессанса способствовали многие факторы: расширение торговли, развитие финансовой системы, освоение новых земель (географические открытия), снижение авторитета католической церкви, распространение идей гуманизма. Появились первые меценаты — покровители деятелей искусства (например, Медичи). Несомненно, итальянский Ренессанс — самое мощное интеллектуальное и творческое направление в истории европейского континента. 
Новый философский склад ума следует рассматривать на фоне культурно-исторических преобразований, с точки зрения которых Ренессанс можно называть также эпохой изобретений и открытий: 
1) Усовершенствование техники мореплавания (компас) привело к великим географическим открытиям (Колумб, Васко да Гама), следствием которых стала европейская экспансия и соответствующее расширение знаний о дальних странах и чужих народах. 
2) Коперник создает гелиоцентрическую картину мира. 
3) Изобретение Гуттенбергом книгопечатания с наборными литерами позволяет в невиданных количествах и с небывалой скоростью распространять идеи по всему миру. 
4) Л. Б. Альберти открывает принцип перспективы в живописи. 
5) Развитие торговли и денежной экономики, как и усовершенствование военной техники, подорвавшее позиции рыцарства, ведут к социальным преобразованиям. 
Если миру Средневековья с его иерархией сословий и господством Церкви была свойственна замкнутость, теперь происходит прорыв к динамичному обществу. 
Для новой философской культуры были характерны: 
 1) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов); 
2) пантеизм как главный принцип мировоззрения; 
3) антропоцентризм и гуманизм.  
В эпоху Возрождения вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию. Схоластическая же традиция создания философских сочинений была связана с догматической, <менторской> манерой изложения, построенной на толковании авторитетного, религиозно непротиворечивого текста. Философы Возрождения противопоставили этому подходу жанр литературно-риторический, рассчитанный на образованные светские слои читателей, а не только на узкоспециализированную аудиторию профессиональных богословов. 
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей. 
Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение). Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. 
Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Главные носители идеологии Ренессанса — городские высшие слои, умельцы, мещане, монастырские и церковные интеллектуалы — находились в остром политическом противоборстве со средними и низшими слоями городского населения, презирали бедноту («плебс»), неимущих. Иерархическое представление о мироздании они предложили заменить на концепцию о мире, в котором происходит взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал. Природа трактовалась ими пантеистически, в чем проявилось влияние неоплатонизма с его учением о Мировой Душе. По мнению одного из выдающихся представителей данного направления, Плотина, Душа, снизойдя в огромную массу природы, пронизывает и освещает ее, как Солнце пронизывает своими лучами и освещает темное облако. Тем самым Душа сообщает материи смысл, ценность и красоту, без которых мир бы не существовал.   
Философия Возрождения устремлена к человеку, а не к Богу, что было характерно для средневековой культуры.В эпоху Возрождения сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Гуманисты эпохи Возрождения считали, что, предоставив свободу воли человеку, Бог предопределил ему высшее назначение стать своим собственным скульптором и творцом> устремиться к безграничному совершенствованию своей природы.Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания. Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. 
В целом философия Возрождения прошла три периода: 
·       I период - гуманистический (XIV - сер. XV в.) Данте Алигьери,  Франческо Петрарка 
·       II период - неоплатонический (сер. XV - XVI в.) Николай Кузанский,  Пико делла Мирандолла,  
·       III период - натурфилософский (XVI - нач. XVII в.) Парацельс, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

3.Натурфилософия  эпохи Возрождения

Итальянские гуманисты XIV-XV вв. сравнительно мало интересовались естественными науками. Но развитие производства, усложнение практической деятельности выявляли необходимость в более глубоком изучении природы, выявлении закономерностей. Так возникает натурфилософия, т.е. философия природы, свободная от непосредственного подчинения теологическим умозрениям, в соответствии с которой природа рассматривается как основа развития всего сущего и трактуется пантеистически, то есть путем отождествления природы и Бога. Христианский Бог утрачивает свой трансцендентный характер, сливается с природой, которая обожествляется и приобретает черты, не свойственные ей в античности.

В XVI в. развитие натурфилософии становилось всё более интенсивным, по мере того как теряла авторитет аристотелевско - схоластическая интерпретация природы и возрастал интерес к неаристотелевским её истолкованиям.

Важное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений.

Не менее актуальной идеей ренессансной натурфилософии, вытекавшей из её пантеистической позиции и во многом порождавшей её, была также идея тождества микро- и макрокосма.

Примером пантеистического мировоззрения, в котором на базе фундаментальной идеи тождества микро- и макрокосма натуралистическое, природное начало брало верх над божественно сверхъестественным, могут служить воззрения немецкого врача, естествоиспытателя и философа Теофраста Бомбаста фон Гогенхейма,известного под псевдонимом Парацельс, которого считают родоначальником немецкой натурфилософии.

Парацельс считал, что врачу потребны не титулы, не красноречие, не знание языков, не чтение многочисленных книг, но только глубочайшее знание вещей природы и ее тайн. Таким образом, подлинного врача создают как большая добросовестная опытность, так и углубленность в тайны природы. Они вполне могут быть открыты человеку, который «проводит свои дни с тайнами и как могущественный мастер земного света живет в Боге и в природе». Парацельса был сторонником гилозоистического убеждения: считал,что природа является одушевленной. В каждой ее частице пребывает некий архей («начальник»), распознание которого вручает ученому наиболее действенный ключ к явлениям природы.

Общую черту ренессансной натурфилософии, сближавшую её с подавляющим большинством учений античной физики, следует усматривать и в преобладании качественной интерпретации природы.

Стремление к углублённому и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Николая Кузанского,Дж. Бруно. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

Одной из особенностей ренессансной науки является то, что она возникает в тесной связи с искусством. Причем, это единство иногда проявляется в деятельности одного человека. Примером служит творчество художника, инженера, ученого-естествоиспытателя, философа-Леонардо да Винчи. Сфера его инженерных интересов необозрима: идеи ткацкого станка, танка, парашюта, вертолета, подводной лодки, гидротехнических шлюзов и другие. Многие из этих идей обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и были оценены по достоинству только в XIX- XX вв.

Являясь непримиримым противником схоластической учености, Леонардо да Винчи видел основу научной деятельности в практике, разрабатывал методику целенаправленного опыта- эксперимента. Утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория. Он говорил, что влюбленный в практику без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса, потому что он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории. Наука, по его мнению, полководец, практика - это солдаты.

Особую роль он отводил математике, так как только она способна придать результатам эксперимента достоверность и однозначность, делающую возможным точное практическое применение найденной истины.

Прекрасный мир природы есть выражение и проявление Бога. Отвергая теологическое противопоставление мира «земного» и «небесного», Леонардо да Винчи провозглашает физическую однородность Вселенной: природа Земли и небесных тел оказывается если и не вполне тождественной, то, по крайней мере, «подобной»; Земля - такое же «светило», как и прочие небесные тела, которые в свою очередь состоят из тех же «земных» элементов-стихий.

Леонардо впервые вводит в космологию мысленный эксперимент, ставя вопрос, какой представлялась бы наша земля наблюдателям, находящимся на других небесных телах, исходя при этом из физической однородности космического пространства. А его «Похвала Солнцу» предвещает наступление века гелиоцентризма: «У меня уже недостает слов для порицания тех, кто считает более похвальным поклонение людям, чем Солнцу, так как во всей Вселенной я не вижу большего и могущественнейшего,- его свет освещает все небесные тела, размещенные во Вселенной; все души от него происходят, ибо тепло, находящееся в живых существах, происходит от душ, и нет никакой иной теплоты и света во Вселенной».

Информация о работе Философия Эпохи Возрождения