Философия Эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 10:36, реферат

Краткое описание

При написании данного реферата на первоначальном этапе работы выделил следующие цели: ознакомиться с философией эпохи Возрождения. Для того чтобы достичь этой цели, необходимо решить следующие задачи:
- Ознакомиться с социально-философским содержанием философии эпохи Возрождения, а также с её гуманистической направленностью.
- Рассмотреть основные положения натурфилософии эпохи Возрождения.
- Изучить идеи античной философии, с возрождением которых связывается эпоха Ренессанса.

Содержание

Введение
1 . Предпосылки возникновения новой культуры……………… 4-5
2. Общая характеристика эпохи Возрождения………………….5-9
3. Натурфилософия эпохи Возрождения………………………..9-12
4. Гелиоцентрическая система Николая Коперника …………..12-15
5.Идеи античной философии, с возрождением которых связывается
Эпоха Ренессанса………………………………………………….15-17
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 43.23 Кб (Скачать файл)

Как достойный наследник итальянского гуманизма ХIV-XV вв., Леонардо да Винчи утверждает, что человек есть «величайшее орудие природы» и лучшие из людей по праву могут быть названы «земными богами».

4.Гелиоцентрическая система Николая Коперника

Возникновению первой научной картины мира предшествовала борьба двух концепций – геоцентрической и гелиоцентрической, – приведшая к торжеству гелиоцентризма, согласно которому Земля, вращающаяся вокруг собственной оси, является одной из планет и вместе с ними обращается вокруг Солнца.

Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой "великих открытий". Кругосветные путешествия, открытие Нового света, когда впервые представилась возможность выйти за пределы "мира", известного античной и средневековой географии, предшествовали многочисленным важным открытиям в самых различных областях естествознания. Однако ни одно из поистине выдающихся научных наблюдений и открытий не имело такого исключительно важного значения, как создание великим польским астрономом Николаем Коперником (1473-1543) гелиоцентрической системы мира.

Опубликованная в 1543 г. книга Николая Коперника "О вращениях небесных сфер" не только определила характер научной революции XVI в., но сыграла решающую роль в радикальном пересмотре философских представлений о мире. Ее значение далеко выходит за рамки собственно истории астрономии. Сам Коперник называл созданное им учение "философией", а себя считал не только астрономом и математиком, но и философом, и как возникновение, так и последующее воздействие его труда на развитие европейской мысли связано с коренными проблемами философии Возрождения.

Коперниканская революция не сводилась к простой перестановке предполагаемого центра мира, к замене центрального положения Земли центральным положением Солнца. Разумеется, гелиоцентризм давал иную картину движений небесных светил; он позволял значительно упростить схему небесных движений, привести ее в большее соответствие с расчетами, дать, наконец, такое описание движений, которое наилучшим образом согласовывалось бы с данными астрономических наблюдений. Но главное при этом заключалось в создании объективно истинной картины движений планет, что и явилось камнем преткновения для признания коперниканства со стороны теологии. Последняя была готова согласиться с теорией Коперника как математической фикцией, облегчающей расчеты, но ни в коем случае не претендующей на истинность новой картины мира .

В число тех небесных тел, которым свойственно "круговое движение", оказалась включенной Земля. Тем самым возникала необходимость пересмотра некоторых из существенных положений схоластической философии. Ставилось под сомнение, прежде всего, деление мира на "тленную" земную субстанцию, состоящую из четырех "элементов" стихий, и противостоящую ей небесную, нетленную, не знающую изменений, вечную "пятую сущность", из которой состоят небесные сферы и тела. Упразднялось физическое, а, следовательно, и теологическое противопоставление "земли" и "неба": Земля рассматривалась в качестве одного из небесных тел, законы движения оказывались едиными для Земли и иных планет. Земля не противостоит в системе мироздания Коперника планетам и звездам, а образует с ними единую Вселенную

Новым оказалось и отношение к движению. Если по своей физической природе Земля в старой системе мира являла "низшую" ступень, то своей неподвижностью она обеспечила за собой значение центра мира. При этом покой почитался высшим состоянием по сравнению с движением: средневековая картина мира принципиально статична. Сделав движение уделом Земли, Коперник не только "поднял" ее до небес, но и показал, что именно движение является нормальным состоянием всех планет.

Коренному пересмотру подвергался и вопрос о причине и характере движения небесных тел. Коперник объясняет движение небесных тел их сферической, шарообразной формой, т.е. их природой. Благодаря этому отпадает надобность во внешних двигателях ("интеллигенциях" схоластической философии, "ангелах" схоластической теологии), и бог оказывается творцом и создателем "мирового механизма", не вмешивающимся в его дальнейшее функционирование. Тем самым не только в космологию, но и в философскую картину мира вводился принцип самодвижения тел.

Гелиоцентрический космос Коперника конечен, ограничен сферой фиксированных звезд, но он оказывается неизмеримо большим – в две тысячи раз большим, чем предполагали прежние астрономы, и не случайно в книге "О вращении небесных сфер" встречается уподобление мира бесконечности: "Небо неизмеримо велико по сравнению с Землей, и представляет бесконечно большую величину; по оценке наших чувств Земля по отношению к небу, как точка к телу, а по величине как конечное к бесконечному". Оставляя вопрос о бесконечности Вселенной открытым, великий польский астроном показал, что в рамках новой структуры мироздания нет нужды в ограничивающей мир сфере фиксированных звезд

Разрушение иерархической системы мироздания явилось главнейшим мировоззренческим результатом коперниканства. Именно вокруг новой космологии будут идти главные идеологические битвы XVI – начала XVII в. Подлинный смысл революции – не только в естествознании, но и в философии, которую произвела книга Николая Коперника, раскроет в своем творчестве Джордано Бруно.

 

5. Идеи Античной философии, с которой связывается эпоха Возрождения

 

Эпоха Возрождения - это переворот прежде всего в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных памятников культуры, использование языческих прототипов для воплощения христианских образов.

 Античная философия - единое и своеобразное, но не  изолированное явление в развитии  философского сознания человечества. Исходной точкой развития античной  философии был философский материализм- одно из двух главных философских направлений, утверждающее первичность бытия, материи, природы, физического, объективного как свойств материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.д. В античной философии этого направления придерживались многие ученые и философы. Материализм античности заключается в первичности природы, нечто единого с природой. Фалес таким началом считал воду, Анаксимен - воздух, Гераклит - огонь. Это первоначало нечто единого с природой основывалось на мифологическом мышлении. В противоположность античности в эпоху Ренессанса природу понимали как единое целое, как объект познания. И это способствовало развитию, изменению образа мира, представлений о науке, об отношении между теорией и практикой. Природу познавали с точки зрения пантеистического понимания мира, ее обожествления. В эпоху античности пытались как-то охарактеризовать природу и все остальное, а в эпоху Возрождения - изучить, открыть что-то неизведанное.

В период античности происходит освобождение человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса (гражданской общины), т.е. выделение человека как индивидуальности, у которой есть свое сознание и мышление, свои интересы и увлечения и т.д.

И философы этого времени рассматривали субъективную сторону человека и его сознание, главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. На этом далее строится философская мысль эпохи Возрождения. Происходит дальнейшее изучение человека, только не его субъективного мира, а его взаимосвязи с природой и Богом.

В философском мировоззрении периода античности и эпохи Возрождения значительное место принадлежало диалектическим идеям. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления. Первоначально в античности термином диалектика обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделений вещей на роды и виды. По существу, многие первые греческие философы были диалектиками, рассматривали природу как целое и, следовательно, во взаимодействии и связи её явлений. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества.

Своеобразным венцом античной философии был неоплатонизм с его тезисами: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Это - безличный неоплатонизм, в котором ещё нет чёткого деления на субъект и природу. В античном мировоззрении господствует универсализм, космоцентризм и политеизм. При переходе от античности к средневековью произошёл довольно существенный сдвиг в сторону субъекта; субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности. Если сделать ещё один шаг навстречу субъективному, то нельзя получить ничего другого, кроме антропоцентризма: в центр мироздания будет поставлен человек. Этот шаг и был сделан в эпоху Возрождения.

Возрожденческие философы по-прежнему применяли неоплатоническую методологию. Формально они по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм. Диалектика античности не была выражена в понятиях, строилась на основе наглядных, предельно конкретных, чувственно достоверных образах-понятиях и смыслообразах, диалектика же Возрождения выражалась в конкретных понятиях, суждениях, внимание философов вновь обратилось к изучению и познанию мира и человека в нем, но уже исходя не из религиозных толкований, а объективно, по-научному. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают и развивают Николай Кузанский и Джордано Бруно. Еще одним сходство эпохи Возрождения и античности является такое течение как гуманизм. Античный философ Эпикур выдвигал на первый план человека, сильного, счастьем которого является удовольствие. Такие же тенденции можно заметит в философии Петрарки, Лоренцо Валлы, Джованни, Пико дела Мирандола

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Философия эпохи Возрождения, бесспорно, является новым этапом развития философии. Свои новации она осуществляла, опираясь во многом на античность, вместе с тем продолжив всё лучшее из того, что дало средневековье.

Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.

В работе было рассмотрено, в чем проявилась гуманистическая направленность и социально-философское содержание философии эпохи Возрождения: человек становится высшей ценностью, что обусловило важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.

Большое внимание в работе было уделено рассмотрению  натурфилософии данной эпохи: было показано , что в эпоху Возрождения развивается пантеизм во взглядах мыслителей, в силу которого происходит отождествление Бога и природы, происходят значительные открытия в различных областях знаний.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Большой энциклопедический словарь (части 1 и 2), - изд-во «Омега–Л», М., 2005г.
  2. Учебное пособие по истории педагогики. - М: Проспект, 2005.
  3. Педагогика  // С.И. Берлин. – М.: Приор, 2000
  4. История педагогики // Уч. пособие под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2001. 
  5. Юткина Т.Ф. Педагогические дисциплины – М.: 2001.
  6. Педагогический словарь. Учебное пособие. Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской – СПб: Питер, 2003.
  7. Пансков В.Г., История педагогики и образования: Учебник – М.: Книжный мир, 2003.
  8. Евстигнеев Е.Н. История в заметках. Учебное пособие. – М.: Инфра, - М. 2003.
  9. СПС «Консультант плюс», «Гарант», Интернет. Ссылки и их названия

 

 


Информация о работе Философия Эпохи Возрождения