Философия буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:04, реферат

Краткое описание

Можно сказать, что буддизм - только имя для обозначения направлений и течений, рассматривающих себя в качестве буддийских. Тем не менее существует некий круг идей, которые в том или ином виде, с той или иной акцентуацией характерны для всех направлений буддизма (хотя их осмысление может быть в них весьма различным). Именно этот круг базовых идей и можно называть "основами учения буддизма". К этим базовым идеям следует прежде всего отнести Четыре Благородные Истины, учение о причинно-зависимом происхождении и карме.

Содержание

Введение………………………………….…………………………....…...3
Карма и сансара...……………………….…………………………….…...3
Четыре Благородные Истины ………………………………………….....6
Учение о душе ………………………………….…………………….….10
Дхарма ……………………….………………………………………......11
Буддисткая космология.……………………………………………...….13
Будда Шакьямуни………………………………………………………..16
Буддизм в России…………………………………………………………18
Даши-Доржо Итигэлов…………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………..23
Литература………………………………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

Карагандинский государственный университет имени академика 1.docx

— 60.40 Кб (Скачать файл)

Здесь, правда, может возникнуть вопрос: если никакой души нет, то что  же тогда перерождается и переходит  из жизни в жизнь? Ответ на него достаточно парадоксален: ни что не перерождается и не переходит. Вопреки  распространенному заблуждению, в  буддизме вообще нет учения о перевоплощениях, или реинкарнациях. Человек в  буддизме не есть воплощенная душа. Он - поток состояний - дхарм, серия  кадров - мгновений. Поэтому профессиональные буддологи стараются избегать таких  слов, как "перерождение" или тем  более "перевоплощение".

 

6. Буддисткая космология

Центральная и, по существу, единственная проблема буддийского  учения - живое существо (человек) и  его освобождение. Собственно, все  самые казалось бы, абстрактные проблемы, обсуждавшиеся на протяжении столетий буддийскими философами, только кажутся  таковыми. Буддизм - учение вполне прагматическое, и знание просто ради знания его  интересует очень мало.

Буддийский мыслитель - не древнегреческий философ, на досуге предававшийся поискам истины ради самой истины. Это монах, стремящийся  к освобождению сам и желающий привести к нему также и других людей. Именно освобождение - побудительный  мотив буддийского философствования. Что такое человек, как устроено его сознание, каковы механизмы его  функционирования и как его надо преобразовать, чтобы из страдающего  сансарического существа человек превратился  в свободное, из профана - в святого, из существа омраченного - в существо просветленное. Отсюда и интерес  буддизма к психологии и проблемам  сознания. К проблематике же, непосредственно  не ведущей к освобождению или  нейтральной относительно этой цели, буддизм относился весьма прохладно. В ответ на различного рода абстрактные  метафизические вопросы, не имеющие  к тому же адекватного выражения  в языке (таковых буддийская традиция насчитывает четырнадцать), Будда  хранил "благородное молчание. Буддизм, правда, утверждает, что Будде присуще  всезнание (сарваджнята), то есть ему  ведомы и все истины метафизического  порядка. Однако это всеведение обретается в акте пробуждения, для достижения которого следует усердно практиковать Благородный Восьмеричный Путь, а  не предаваться пустым словопрениям, бесполезным (да и бесцельным) интеллектуальным играм. Эта установка буддизма полностью  определяла и его отношение к  вопросу, как устроен мир. Почти  все школы классического индийского буддизма не сомневались в существовании  мира вне сознания воспринимающего  субъекта, а вайбхашики - сарвастивадины были даже уверены, что он вполне точно и адекватно отражается в человеческом сознании в процессе восприятия. Но этот объективный мир в себе совершенно и принципиально не интересовал буддистов. Мир буддийской космологии - это психокосм, то есть мир, уже отраженный в сознании человека и, таким образом, включенный в его сознание, или, точнее - в образующий его дхармический поток, ставший как бы частью того, что можно назвать "личностью". Ведь только вещей этого освоенного и присвоенного субъектом мира можно желать, только к ним можно испытывать отвращение и вообще иметь какие-либо аффективные состояния.

Мир же как объективная  реальность совершенно безразличен  нам, пребывая "в безмятежности" и недоступности за пределами  нашего сознания и нашей заинтересованности. При этом буддисты прекрасно понимали, что этот мир является совершенно по-разному для разных типов живых  существ: мир как "местопребывание" четко коррелирует с уровнем  развертывания сознания разных живых  существ, и один и тот же мир  в себе оказывается совершенно разными  психокосмами для разных живых существ. Вот элементарный пример. Растет сосна. Для лесника это дерево, которое  следует или охранять, или использовать на дрова. Для лисицы сосна - это дом  и убежище, потому что под корнями  сосны находится ее нора. А что  такое сосна для короеда, который  живет в сосне и одновременно питается ею, можно только догадываться.

Таким образом, в буддийской космологии описывается не физическая вселенная, а психокосм, прежде всего  психокосм человека. Как же выглядит этот психокосм?

Если в рассуждениях о  природе личности, дхармах, мгновенности и других аналогичных вопросах буддисты мыслили вполне логично, рационально  и дискурсивно, то их рассуждения  о космологии явно пронизаны архаическим  мифологизмом, пропущенным, однако, через  призму общемировоззренческих посылок  и доктрин буддизма. Буддисты, по существу, не создавали новую космологию, а заимствовали ее из общеиндийского культурного наследия, слегка видоизменив  ее в соответствии с принципами своего учения. Впрочем, буддисты никогда не придавали какого-то исключительного  мировоззренческого значения своей  картине мира и довольно спокойно трансформировали ее в регионах распространения  буддизма под влиянием местных представлений  и космологических систем. А такой  авторитетный деятель современного буддизма, как Далай-лама XIV, и вообще сказал однажды, что если быть буддистом  означает верить в мировую гору Сумеру, расположенные вокруг нее континенты и расположенный под землей ад, то он вообще не буддист.

Традиционные буддийские представления о мире - психокосме - таковы: вселенная по своей природе  троична (вспомните архаичные представления  о трех мирах - нижнем, среднем и  верхнем), она состоит из трех уровней, или трех миров - мира желаний (камадхату), мира форм (рупадхату) и мира не-форм (арупадхату). Из-за ее трехслойности  эта вселенная часто называется "троемирием", или "троекосмием" (траялокья). Мир желаний (камадхату) - место, где живут (или - которое переживают) почти все живые существа, за исключением некоторых высших божеств и чрезвычайно продвинутых йогинов. В мире желаний пребывают обитатели адов, голодные духи, животные, люди и большая часть богов. В центре плоской земли находится устремленная в невообразимую высь гора Сумеру, вокруг которой располагаются дворцы тридцати трех богов мира Брахмы. Гора Сумеру окружена несколькими кольцами гор, образованных различными металлами. За ними простирается гладь мирового океана, в котором находятся четыре континента, один из которых - "наш" континент (его название - Джамбудвипа; в средневековых источниках так обычно называется Индия). Под землей находятся обиталища претов и система десяти ("холодных" и "горячих") адов, самый нижний и страшный из которых называется "нирая" ("без избавления"), поскольку срок пребывания в нем невероятно долог, хотя все-таки и конечен. Миров-троекосмий, подобных нашему, неизмеримо много, они существуют по тем же законам как бы параллельно нашему миру.

Космическое время циклично и безначально, то есть ни один из циклов не может считаться первым. Мир  никем не создан, идея божественного  творения буддизмом принципиально  отвергается по целому ряду соображений  как этического (благой Бог не мог  бы сотворить мир, суть которого - страдание  живых существ), так и метафизического  характера. Причина существования  миров - энергия совокупной кармы  живых существ предыдущего мирового цикла (подобно тому как будущая  жизнь существа обусловливается  его кармой, имеющейся на момент смерти).

После разрушения одной вселенной  существует лишь бесконечное пространство (акаша), в котором в некоторый  момент начинают веять некие ветерки, постепенно крепнущие и превращающиеся в мощнейший ураган, постепенно сгущающийся  до состояния "алмазной твердости" и приобретающий форму круга. Этот круг затвердевшего ветра образует основание нового мира. И он есть не что иное, как объективировавшаяся  энергия совокупной кармы живых  существ разрушившейся вселенной. Дальнейшее формирование мира происходит сверху вниз. Вначале внезапно появляется небесный дворец с богом Брахмой  на престоле, после этого вокруг него появляются другие тридцать три  бога небес мира желаний. Они видят  Брахму и восклицают: "Это Брахма! Он вечен, он был всегда! Он всех нас  создал!" - так возникает вера в  бога-творца. Клубящиеся в выси златоцветные облака начинают изливать дождь, который  заливает диск ветра внизу и постепенно образует мировой океан. Из растворенной в нем мути формируются континенты и гора Сумеру. Последними появляются ады.

Люди, появившиеся на земле  после формирования континентов, вначале  божественны и подобны богам  мира форм; срок их жизни равен 84 000 лет. Земля же в это время покрыта  особым земляным пирогом, источающим несравненный аромат. Люди могут не есть вообще, но этот аромат их настолько влечет, что  они начинают есть земляной пирог, и  постепенно съедают его. Тем временем срок их жизни понемногу сокращается, тела грубеют, формируются органы пищеварения, и к тому моменту, когда весь пирог, покрывающий землю, оказывается съеден, люди уже не могут обходиться без пищи. Тогда им ничего не остается, как начинать выращивать рис. Но риса на всех не хватает, и тогда люди начинают проводить межи, отделяя свой участок от чужого, появляется собственность. Однако поскольку риса становится все меньше и меньше, одни люди начинают нарушать межи полей других людей и воровать рис. Воцаряется беспорядок, и начинаются столкновения между людьми. Тогда люди решают, что наступило время наведения порядка, и принимают решение избрать самого достойного из своего числа для поддержания порядка. Так появляется первый царь. Он отбирает себе в помощники наиболее уважаемых людей, чтобы они непосредственно поддерживали порядок. Так появляется сословие кшатриев (воинов и правителей). В это время в мире начинают появляться Будды.

 

7. Будда Шакьямуни

Взгляд на жизнь Будды  приближает его учение к нам. Он родился 2580 лет назад в царской семье  и, вероятно, выглядел как eвропеец: тексты описывают его высоким, сильным  и голубоглазым. Королевство его  родителей находилось на южной границе  современного Непала вокруг города, называвшегося  тогда Капилавасту. Раскопки показывают, что в нём имелись как система  канализации, так и центральное  отопление - роскошь по сравнению  с нынешним Лумбини поблизости и  многими другими городами третьего мира.

Здесь не было никакого непорочного  зачатия - мать использовала свою самую  последнюю возможность родить ребёнка. А вскоре после его рождения три  йогина сказали родителям следующее: "Он поистине особенный. Если он не столкнётся со страданием мира, то станет всем, чем  вы хотите. Став могущественным королем, он покорит соседние королевства  и оправдает все ваши ожидания. Если, однако, он почувствует страдание, свойственное обусловленному существованию, то откажется от своего положения  и принесёт в мир просветляющие  духовные открытия". Его родители хотели иметь наследника престола, а не поэта, мечтателя или философа, и решили быть очень осторожными.

Они окружили молодого принца всем, что могло понравиться молодому здоровому человеку: красивыми женщинами (тексты говорят о пяти сотнях), возможностями  для занятий спортом и сильных  впечатлений, и самыми прекрасными  учителями для образования. Чего бы он ни пожелал, ему достаточно было намекнуть. Его подсознание также  не содержало никаких тревожащих впечатлений, которые могли бы всплыть  на поверхность, и в первые 29 лет  жизни он знал только радость. Затем, однако, его мир перевернулся.

Вследствие предсказания йогинами, будущего Будду ограждали  от всего неприятного, поэтому со страданием он столкнулся лишь в зрелом возрасте, но в основных своих физических проявлениях оно предстало очень  убедительно.

В течение трёх дней он увидел последовательно: больного человека, старика  и мертвеца. Осознание того, что  болезнь, старость и смерть - части  жизни каждого, потрясло его до глубины  души, и после возвращения во дворец он провёл беспокойную ночь. Где  бы ни искал, он не находил ничего такого, на что могли бы положиться его  друзья и он сам. Слава, удовольствия и имущество - исчезнут. Куда ни обращал  он взор, наружу или внутрь, всё оказывалось  непостоянным. Нигде не было ничего вечного. Следующим утром он проходил мимо йогина, погружённого в медитацию. Их умы встретились, и будущего Будду  осенило, что он нашёл истинное прибежище. Похоже, этот йогин переживал нечто  реальное и вневременное. Он воспринимал  не только движение мыслей и чувств внутри и различные условия и  миры снаружи, но и само свое осознавание.

Его состояние ума указало  принцу на истинную сущность всех и  каждого: всезнающее пространство, делающее всё возможным, на его сияющую  ясность, игриво выражающую богатство  ума в виде внутренних и внешних  проявлений, и на его безграничную любовь, которая ничему не препятствует. Наконец-то! Озарённый принц понял, что абсолютная истина, которую он искал, - это ничто иное, как сам  ум.

В его время не существовало таких духовных "реактивных двигателей" или "полос для обгона", которые  содержатся в тибетских учениях  Махамудра или Маха Ати, Чаг Чен  или Дзог Чен. Будда мог показать эти самые эффективные методы только после своего просветления. Тогда никто ещё не обладал  видением, способным включить все  аспекты жизни в путь - чистку зубов, занятия любовью, размышления, сон и еду - и использовать их для  узнавания ума.

Поскольку оседлать великого тигра непосредственного опыта  тогда было невозможно, принцу оставалось только выбрать гораздо более  медленный путь отказа от мира. Ему  пришлось ограничить количество будничных  отвлечений. Отбросив полную наслаждения  личную жизнь, он исчез в холмах и  лесах северной Индии.

У него, желавшего более  всего остального познать природу  ума, не оставалось времени для неторопливого  поиска, поэтому следующие шесть  лет были напряжёнными. Живя в лесах  северной Индии, молодой принц достигал совершенства даже в самых суровых  практиках, которые ему давали. Его  мотивация порой оттесняла рассудительность, и однажды, он чуть не уморил себя голодом.

Он учился у лучших учителей своего времени и практиковал  учения всех школ мысли, известных и  сегодня. Охватывая сферы материализма, нигилизма, трансцендентализма и экзистенционализма, он быстро превосходил своих гуру одного за другим, но каждый раз опять  обнаруживал, что не приблизился  к цели. Как ни велики были их умения управлять событиями, происходящими  в уме, никто не знал сам ум. В  конце каждого пути не оказывалось  ничего постоянного, на что он мог  бы положиться.

Проведя шесть лет в  безвестности в тогда ещё приятной северной Индии, молодой принц пришёл в место, которое сейчас называется Бодхгайя. Сегодня это - деревня, полная иностранных храмов и нищих, в двух третях пути от Дели к Калькутте, в неимоверно перенаселённом штате Бихар. Когда Будда прибыл туда, пробудилась его глубокая мотивация принести пользу всем существам и, усевшись под развесистым деревом около небольшой реки, он решил оставаться в медитации чтобы достичь полного развития ума.

Неделей позже, в полнолуние мая, он достиг цели. В день, когда  он стал Буддой, ему исполнилось 35 лет (спустя сорок пять лет он умер в  день того же полнолуния). Когда просветление растворило последние завесы, покрывавшие  его ум, всякое разделение между  пространством и энергией в нём  и вокруг него исчезло, и он стал вневременным, всеведущим осознаванием.

Информация о работе Философия буддизма