Философия, ее предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:12, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе работе рассматривается философия как наука, функции и роль философии роль в обществе а также философия в системе культуры

Содержание

Введение
1. Философия как наука
2. Функции философии и её роль в обществе
3. Философия в системе культуры
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 20.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

 высшего профессионального образования

Санкт-Петербургский  государственный  университет 

технологии  и  дизайна 

Кафедра философии и истории

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

ФИЛОСОФИЯ

 

Тема: Философия, ее предмет и роль в обществе.

 

  • Выполнила: Москалькова Е.В.
  •  

    Группа СЗ-50С  № Зачетной книжки 1235335

     

    Преподаватель: Левин Г. М.

    (Фамилия  И.О.)

    Оценка: _____________ Дата _____________________

     

     

    Санкт-Петербург

    2012

     

     

     

    Содержание

     

    Введение……………………………………………………...3

    1. Философия как наука………………………………………4

    2. Функции философии и  её роль в обществе………………5

    3. Философия в системе  культуры………………………….10

     Заключение…………………………………………………..13

     Список использованной литературы……………………....14

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение.

    В Древней Элладе философию  считали пьедесталом и одновременно вершиной науки. С тех пор прошло примерно две с половиной тысячи лет. Как можно оценить соотношение  философии и науки в наше время? 
    Казалось бы, по сущностным и формальным признакам тут все ясно. 
    Философия — это теоретическое знание, а оно всегда было и остается продуктом науки. В разных странах традиционно присуждаются ученые степени в области философских наук, философы работают в системе Академий наук, университетов и институтов, где их предмет — одна из обязательных наук в перечнях, утверждаемых официальными государственными инстанциями. Тем не менее проблема «философия и наука» остается. 
    Представляется, что в строгом смысле слова философия никогда (ни в прошлом, ни сейчас) не являлась и не является наукой. Это касается, прежде всего, таких основных атрибутов философии и науки, как предмет, теория и метод. Предметная область, теория и метод философии несоизмеримы и несопоставимы с тем, что характерно для любых наук, а их в XX в. насчитывались сотни - естественных, общественных или технических. 
    Даже самая высокоразвитая наука (например, современная физика), обладающая мощнейшим теоретическим потенциалом, включающая в себя многие относительно самостоятельные науки (физика твердого тела, жидкости, газа, плазмы, астрофизика и др.), будучи даже фундаментальной, остается все же частной наукой. Ее предмет — конкретная область действительности, часть, сектор, фрагмент бытия. Соответственно этому могут быть охарактеризованы собственная теория данной науки и присущий ей метод исследований части природы, общества или особенностей человека, его жизнедеятельности. 
    Философия по самой своей природе не знает подобных ограничений. Поставить философию в один ряд даже с фундаментальными науками, не говоря уже о множестве специальных и прикладных, означало бы упразднить ее, растворив в огромном общем массиве человеческого знания. И в этом нет претензий философии на панлогизм (гр. pan — все и logos —- понятие, мысль, разум). Она не включает все сведения, добытые понятийным мышлением; не аккумулирует все достижения человеческой мысли, не обнимает собой всю разумную деятельность. Иначе люди лишились бы по крайней мере осознанного понимания того, в каком необъятном и противоречивом мире они живут и в чем состоят их идеалы, собственное призвание и смысл существования. 
    Однако соотношение философии и науки отнюдь не сводится к формальному установлению их различий. У них много общего, нельзя возводить между ними своего рода «китайскую стену»: общее и особенное тесно переплетаются между собой, дополняя и одновременно отрицая друг друга. 
    Действительно, общее у философии и науки — изучение законов, хотя и неодинаковых по своей общности, объекту и предметности. Философия, как и наука, обладает категориальным и понятийным аппаратом с присущими ему характерными особенностями. Их объединяет также общее стремление к постижению истины, однако при этом в философии содержится не только знание, полученное в результате познания действительности, но и отношение к нему, соответствующая (в том числе нравственная) оценка знаний. Существенно различаются также способы, средства, методы философской, и научной верификации (лат. verus — истинный и facere — делать), т. е. проверки истинности теоретических положений, установления их достоверности опытным путем с помощью определенных критериев.

    1.Философия, как наука

    Философия, как и наука, является одной из форм общественного  сознания. Она использует рациональный способ познания мира, следует общим  принципам и нормам его теоретического освоения. Однако философия - не только тщательно логически выстроенное  академическое знание и плод рассудочной  деятельности, результат философствования всегда несет на себе печать индивидуальности его творца, что сближает философию  с искусством. 
    Как обобщенный и систематизированный теоретический аналог действительности философия подобно науке имеет определенную структуру, куда входит и логика, формулирующая законы и принципы получения любого выводного знания. Данная структура, обладая рядом общенаучных черт, одновременно имеет особый общетеоретический и методологический характер. По аналогии с наукой философия представляет собой относительно самостоятельный социальный институт со своими научными учреждениями, средствами научного поиска и кадрами ученых. 
    Формируя мировоззрение, философия выступает как его ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые, участвуют в данном процессе. Следовательно, и здесь проявляется как общее, так и особенное в природе философии и науки. То же относится к их другим характеристикам. Так, история философии и науки — бесконечный процесс развития и взаимообогащения, но наука в большей степени исторически детерминирована (лат. determinare — определять), нередко ситуативная и прогрессирует, по преимуществу, линейно. А философия, познавая сущее, каждый раз, вновь и вновь возвращается к истокам, вечным истинам и ценностям. В этом смысле философия не знает возраста, в ее истории важнее имена, чем результаты. 
    Процесс познания действительности сближает и роднит философию и науку. Но научное знание отличается логичностью, аксиоматичностью (гр. axioma — принятое положение; бесспорная, не требующая доказательства истина), непротиворечивостью, В философии, же противоречие — одно из основных понятий наряду с антиномиями (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения). 
    Широкое распространение имеет философский релятивизм (лат. relativus — относительный) — учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Если в науке оно рождает общезначимые, бесспорные истины, то отдельные философские положения могут существенно разниться, варьироваться применительно к Западу (европейская философия), Востоку, (брахманизм, конфуцианство), отдельным странам. 
    Таким образом, философию и науку многое объединяет и одновременно разъединяет. Было бы недальновидным игнорировать специфику философии, подменять ее наукой, полагать, что каждая наука — «сама себе философия». Ошибочно также принижать роль науки, возвеличивать философское знание в ущерб научному. В существовании философии и науки состоит общая социальная и человеческая потребность как раз потому, что они близкие, родственные, но по целому ряду параметров нетождественные, разные формы познания действительности.

    2. Функции философии и  её роль в обществе

    В науке под функцией (лат. functio — исполнение) понимают внешнее  проявление свойств того или иного  объекта в данной системе отношений. Указать на функции философии  — значит определить ее место и  роль в общественной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности. 
    Мировоззренческая функция философии занимает центральное положение в ряду других. Обусловлено это прежде всего тем, что сама философия — тип мировоззрения и как таковая включает в себя целостную совокупность знаний и представлений человека об объективном мире и своем месте в нем. Последнее означает, что люди на основе достоверного знания законов природного и социального развития, его общих принципов формируют свои собственные убеждения в социальной, экономической, политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической областях, в сфере профессиональной и иной деятельности. 
    Особенностью убеждений, основанных на философском мировоззрении, является то, что хотя они и связаны с определенной суммой полученных субъектом знаний, последние влияют на убеждения не изолированно, а вместе с психологическими факторами (воля, характер, темперамент и др.) и чувствами (в том числе религиозными). Тем самым отношение людей к окружающему миру формируется не только умом, но и эмоционально - психологически, т. е. сердцем, что придает мировоззренческим убеждениям непоколебимый, страстный характер. 
    Поскольку у людей знания и страсти разные, то и мировоззренческие взгляды и убеждения приобретают в обществе неодинаковую направленность. Так, сталкиваются в своем противоборстве «правые» и «левые», альтруисты и эгоисты, верующие и атеисты и т. п. 
    Мировоззренческое разделение убеждений, базирующихся на разных философских позициях, приводит к политическому и идейному множеству, многопартийности и пр. 
    Следовательно, мировоззренческая функция философии несет с собой огромный потенциал рациональности, она отличается не ангажированным широким и многосторонним охватом действительности. И именно в силу этого опора на разум и свободу позволяет человеку самостоятельно формулировать свое жизненное кредо, то есть веру и следовать ей в своем социальном поведении и личных поступках. Чем демократичнее общество и государство, тем больше создается реальных возможностей для осуществления свободного выбора граждан. 
    Гносеологическая функция философии призвана обеспечить уяснение сложных взаимоотношений, складывающихся между субъектами и объектами в процессе познавательной деятельности. Ее область — отношения познающего и познаваемого, истина как таковая и ее критерии. Поскольку речь идет преимущественно о сложных вопросах философской теории и о познавательном процессе, данная функция философии определяется как теоретико-познавательная. Каково ее более конкретное содержание? 
    Оно касается прежде всего вопроса о том, познаваем ли мир, если тот или иной философ, философское течение исходят из принципиальной непознаваемости мыслящим субъектом (отдельным человеком, социальной группой, обществом в целом) сущности явлений объективного мира, то задача упрощается. Источник познания сущего видится в таком случае вне человека и человеческой деятельности. Слабость естественного разума человека компенсируется всемогуществом сверхъестественного божественного разумения и проникновения. Половинчатые, скептические толкования данного вопроса, в конечном счете, ведут к таким же утверждениям. 
    Мировоззренческая установка на возможность познания человеком не только явлений, но и их сущности выводит гносеологию на совершенно иной уровень, когда выясняются субъективно-объективные отношения в процессе познания, устанавливаются особенности природного и социального познания, совершается поиск путей подтверждения достоверности знания, проводится строгое разграничение истины и заблуждения и т. д. 
    Одна из актуальных теоретико-познавательных проблем состоит в достижении оптимального сочетания возможностей философии как общей теории и методологии и данных частных наук, как естественных, так и общественных. Используя такие данные, философия синтезирует их и одновременно корректирует собственные выводы, благодаря чему знание о мире становится богаче, адекватнее отражает его реальности. 
    Данная философская функция реализуется двумя путями. Первый из них рационалистический (лат. rationalis — разумный), другой — эмпирический (гр. empeiria — опыт). Рационалисты возвышают в познании разум, недооценивая опыт и опытное знание. Эмпирики, напротив, абсолютизируют в познавательных возможностях человека роль опыта, эксперимента, игнорируя абстрагирующие возможности человеческого ума, интеллекта. В открытой форме рационализму противостоит иррационализм (лат. irrationalis — неразумный), делающий в познании ставку на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру». 
    Таким образом, гносеология, или философская теория познания, включает различные подходы к познавательному процессу, которые нуждаются в специальном рассмотрении и квалифицированной оценке. 
    Методологическая функция философии также связана с познанием, но только с точки зрения применения в нем определенных методов (способов, средств, приемов, в общем плане — принципов), позволяющих получить познающим субъектом искомые результаты, сведения об объекте. 
    Природа метода познания носит двойственный характер. Он субъективен, поскольку применяется человеком (обществом) сознательно, в соответствии с его выбором, явно выраженной волей. Одновременно метод объективен, поскольку не носит произвольного характера: любой метод избирается и применяется с обязательным учетом особенностей конкретного объекта исследования. Следовательно, метод познания субъективен по своему носителю и объективен по своему содержанию. 
    Кроме того, необходимо иметь в виду, что частные науки используют конкретные, специальные методы познания, а философия — всеобщий метод. Последний обусловлен тем, что философия как мировоззрение обладает самыми высокими по уровню обобщения системными знаниями о мире. Как всеобщее философское знание о мире выступает фундаментальной основой научного знания, так и специальные методы опираются на всеобщий метод познания, вырабатываемый философией. Тем самым философия выполняет функцию методологии — учения о методах, с помощью которых наука применяет общие императивы философских законов и категорий и собственные требования к познанию действительности. 
    Область философской методологии — творческая лаборатория, где результаты познания заранее не предопределены. Они зависят от многих объективных и субъективных факторов: насколько диалектические методы познания превалируют над метафизикой, в какой мере используются в познавательной деятельности общие и специальные методы, рационализм и эмпиризм, а также вне научные методы освоения мира, применяемые в искусстве,  эзотерии (гр. esoterikos -— внутренний), религии и др. 
    Аксиологическая функция философии также весьма полезна и важна как для теории, так и для практики. Она оперирует ценностями, которые присущи явлениям объективного мира не по самой их природе, а в силу того, что они стали неотъемлемой составной частью общественной практики, бытия человека, например его призвание, долг, смысл жизни, благородство и т. п., а также их антиподы, анти ценности — зло, корысть, бесчестие и др. 
    В философской теории ценностей — аксиологии — последние занимают разное место. Для субъекта (индивид, группа людей, общество) ценности выступают как объект его потребностей и интересов и от индивидуального или общественного сознания проявляется ориентир соответствующей деятельности. Ценностное измерение могут приобретать материальные блага, правовые нормы, нравственные регулятивы, эстетические стороны действительности. Отношение к ним субъекта включает как признание и даже преклонение, так и полное неприятие, отторжение, а также промежуточные формы. 
    Данные оценки преимущественным образом связаны с утилитарными, прагматичными потребностями людей, их обыденным сознанием. Особенно применительно к странам, эпохам. Ценностное отношение людей формируется на основе общих представлений о мире, свободе, судьбах человечества, о жизни и смерти и т. п. Эти представления приобретают тем самым мировоззренческий, философский характер.

    Методологические  и социальные функции философии

    Социальная философия  решает многие «общие вопросы», касающиеся природы и сущности того или иного  общества, взаимодействия его основных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса и  т.д. С этими вопросами постоянно  сталкиваются при исследовании своих  проблем различные общественные науки: история, политическая экономия, социология, политология, социальная психология, право, этика и др.

    Обращение к положениям социальной философии помогает представителям этих наук находить решения их специфических  проблем. Это значит, что социальная философия играет роль методологии  общественных наук, определенным образом  направляет проводимые ими исследования соответствующих сторон общественной жизни, формирует подходы и принципы их изучения. Это возможно потому, что  она помогает предстателям общественных наук осмыслить место в обществе изучаемых ими явлений, их связи  с другими социальными явлениями, сочетание закономерностей и  случайностей в их развитии и т.д.

    Эффективность этой помощи зависит прежде всего от содержания социальной философии, степени ее проникновения  в суть того или иного общества, происходящих в нем процессов. Именно глубина и широта ее суждений и  концептуальных положений, эвристический  характер многих из них, т.е. присущая им способность постигать тайны  общественных явлений и их сложные  взаимодействия, определяют теоретическое  и методологическое значение социальной философии. Это значение обнаруживается при использовании ее положений  решении соответствующих проблем  науки и практики.

    Задача социальной философии  состоит вовсе не в том, чтобы  детально отразить все явления и  процессы общественной жизни. Жизнь  общества чрезвычайно богата различными событиями.   Она весьма сложна многообразными связями между общественными  явлениями, носящими динамичный и противоречивый характер. Все богатство и сложность  общественной жизни не в состоянии  выразить ни одна наука. Не ставит перед  собой такой цели и социальная философия. Однако, воссоздавая ту или  иную идеальную модель развития общества и его отдельных сторон, социальная философия способствует пониманию  сущности различных общественных явлений, и места и роли в обществе, вскрывает  наиболее значимые прямые и обратные связи между этими явлениями  как элементами социальной системы. В конечном счете она воспроизводит  целостную картину существования  общества, вскрывает основные механизмы  взаимодействия его сторон, тенденции  и закономерности его развития.

    В этом выражается основное содержание концепций многих традиционных и современных направлений и  школ социальной философии. Желательно, конечно, чтобы содержание концепций  социальной философии как можно  более глубоко отражало реальные социальные процессы, что способствовало бы их более глубокому пониманию. Это важно не только для науки, но и для практики, точнее, для  научного обоснования практической деятельности людей. Необходимость  этого постоянно напоминает о  себе. Важно чтобы развитие общества шло не самотеком, а было бы более  целенаправленным и осуществлялось в интересах всех людей. А для  этого надо, в частности, чтобы  их деятельность была как можно менее  стихийной и как можно более  сознательной, осмысленной ими на уровне понимания проблем всего  общества. Это особенно важно для  деятельности государственных органов, призванных целенаправленно организовывать практическое решение социальных проблем  и тем самым находить оптимальные  пути развития общества. Во всем мире люди стремятся к тому, чтобы более  осмысленно, с учетом не только сиюминутных, но и долговременных интересов, решать проблемы своей общественной жизни, от чего зависит и решение их личных проблем.

    Социальная философия, действительно, придерживается научных основ при  анализе и объяснении происходящих в обществе процессов, она исходит  из соответствующих принципов. К  ним можно отнести:

    –   подход к обществу как к целостной социальной системе, все элементы которой находятся между собой во взаимосвязи или взаимозависимости; при этом особое значение придается причинно-следственным и закономерным связям, анализ которых составляет основное содержание социального детерминизма как теоретического и методологического принципа исследования социальных явлений, ориентирующего на всесторонний учет существующих между ними причинно-следственных и закономерных связей и отношений;

    –  рассмотрение всех общественных явлений и процессов в их  постоянной динамике, т.е. в движении, изменении и развитии; это есть принцип историзма, требующий анализа любых социальных явлений в исторически развивающемся социальном; контексте, т.е. в системе их развивающихся и изменяющихся связей с другими общественными явлениями, вместе с которыми и под влиянием которых развиваются и данные явления. Это значит, что при анализе социальных явлений нельзя искусственно вырывать их из исторического контекста, т.е. той системы обстоятельств, в которой происходило или происходит их развитие, чтобы не получить поверхностных, а то и ложных выводов об их сути и социальном значении;

    – нахождение и анализ тех социальных противоречий, которые определяют суть и источник развития данных общественных явлений и процессов;

    – рассмотрение последних в их исторической преемственности с учетом того, что действительно устарело и играет ныне консервативную, а то и откровенно реакционную роль, а что продолжает жить, сохраняет свое значение и дает возможность обществу развиваться по пути цивилизации и прогресса;

    – все это выражается в принципе перехода от абстрактного к конкретному в анализе развития общества, отдельных социальных явлений, исторического процесса в целом; данный принцип, обоснованный в рамках диалектического метода, не потерял своей актуальности и значения по сей день.

     

    Философия в системе  культуры

    Для философии культура является предметом изучения и осмысливания. Этим философия отличается от других форм культуры. Действительно, для науки  предмет познания — не она сама, а природа; для искусства предмет  творческой деятельности — не оно  само по себе, а творимый им особый художественно-предметный мир; для политики цель ее устремления  — не она сама, а власть и государство; для религии предмет познания и поклонения — опять же не она  сама, а Бог. Поскольку задача науки  и искусства, политики и религии  не состоит в направлении рефлексии  на самих себя, в их рамках не ставится вопрос о достижении полного сознания самих себя. Иначе говоря, они  уясняют свою сущность, свое место  в обществе и культуре лишь в той  мере, в какой это необходимо для  решения стоящих перед ними задач. Поэтому, только будучи постигнуты философски, отдельные формы культуры (наука, искусство, политика, система образования  и воспитания, религия и др.) могут  стать органическими частями  единого целого культуры.

    Информация о работе Философия, ее предмет и роль в обществе