Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:12, контрольная работа
В данной работе работе рассматривается философия как наука, функции и роль философии роль в обществе а также философия в системе культуры
Введение
1. Философия как наука
2. Функции философии и её роль в обществе
3. Философия в системе культуры
Заключение
Список использованной литературы
Очевидно, что смысл и
предназначение культуры в том, чтобы
возвышать и облагораживать человека,
пробуждать в его душе лучшие чувства
и мысли. Культура призвана предохранять
от варварства и обскурантизма. Вне
культурного воздействия
На определенном этапе культура начинает распадаться на множество не связанных или почти не связанных между собой направлений и форм. Целое культуры утрачивается. Вот как характеризовал сложившееся положение П. Флоренский: «Уже давно, вероятно с XVI в., мы перестали охватывать целое культуры, как свою собственную жизнь... Да, уже давно попытка обогатиться духовно, покупается жертвою цельной личности. Жизнь разошлась в разных направлениях, и идти по ним не дано: необходимо выбирать. А далее, каждое направление жизни расщепилось на специальности отдельных культурных деятелей, вслед за чем произошло раздробление и их на отдельные дисциплины и узкие отрасли. Но и эти последние, естественно, должны были подвергнуться дальнейшему делению. Отдельные вопросы науки, отдельные понятии в области теоретической вполне соответствуют той же крайней специализации в искусстве, в технике, в общественности. И если нередко слышится негодование на механизацию фабричного труда, где каждому работнику достается лишь ничтожная часть какого-нибудь механизма, конструкции, и может быть, назначения которого он не понимает... то сравнительно с этой специализацией рук, насколько более вредной и духовно разрушительной должна быть оцениваема специализация ума и вообще душевной деятельности?»
В советское время в
нашей стране задача обеспечения
единства культуры решалась главным
образом за счет насаждения единой
государственной идеологии —
марксизма-ленинизма. Это было определенным
решением проблемы. Однако, как показали
последующие события, идеологический
путь обеспечения единства культуры
неэффективен: единство оказалось формальным,
поэтому непрочным. В постсоветское
время остро переживается процесс
распадения целостного культурного
организма России и других стран
постсоветского пространства. Распадение
культуры вследствие дифференциации и
соответствующей специализации
сопровождается распадением ее вследствие
количественного преобладания массовой
и откровенно коммерческой культуры.
В произведениях этих типов культуры
ставятся задачи достижения быстрого
эффекта популярности или коммерческого
эффекта. Проблема развития и сохранения
духовной целостности человеческого
бытия перед создателями
В процессе осмысления культуры как целого философия рассматривает ее не как готовый безжизненный продукт чего-то другого, а с точки зрения производства культуры. По словам Э. Кассирера (1874— 1945), философское постижение культуры «не удовлетворяется конечным продуктом, но желает понять и тот особый способ производства, который производит данный продукт. Ведь от этой производительной активности, отделявшейся и постоянно возобновляемой работы духа зависит в конечном счете не только язык, но и миф, и религия, и искусство. Понять и прояснить это для каждой отдельной отрасли духовной деятельности человека, понять во всей ее индивидуальности и особенности, во всей неповторимости формы и способа существования должна философия»'. Тем самым философия направляет свои усилия на уяснение условий существования культуры и ее форм Она стремится понять искусство, науку, технику, политику, религию, мифологию и т.д. не только в их фактической данности, но и обнаружить их истоки. В философии уясняется, в частности, какой потребностью и творческой силой человеческого духа порождается та или иная форма культуры. Это дает основание философскому анализу не останавливаться на фиксации современного положения в сфере культурного творчества, но и ставить вопросы относительно того, какой культура должна быть.
Заключение
Аксиологической функции
философии присущи свои очевидные
гуманистические, воспитательные и
образовательные (педагогические) аспекты.
От того, каким ценностям следуют
в своей массе люди, особенно молодое,
подрастающее поколение, в значительной
степени зависит характер общества,
в котором они живут, и то, что
их ожидает в будущем. Как полагал
видный русский историк академик
В. О. Ключевский (1841-1911 гг.), у каждого
поколения «могут быть свои идеалы,
у моего свои, у вашего другие,
но жалко то поколение, у которого
нет никаких».
Относительно самостоятельным смыслом
обладает и такой аспект аксиологической
функции философии (иногда его выделяют
отдельно), как ее критический характер.
В философии подвергаются критике те ценности,
которые не соответствуют ее представлениям
об идеалах. Разумеется, они у разных философских
школ и направлений тоже разные: то, что
критикуется, например, философами-материалистами,
отвергается идеалистами. Критическая
направленность присуща в большей степени
социальной философии, что вполне объяснимо:
общество, в котором жили и живут люди,
весьма далеко от совершенства.
Интегрирующая функция философии заключается
в ее имманентной способности объединять,
синтезировать знания, добытые частными
науками в целях получения более общего
знания, освобожденного от деталей, подробностей,
носящих непринципиальный, временный
и местный характер. Тем самым достоинства
конкретного анализа действительности
подкрепляются и обогащаются преимуществами
теоретического абстрагирования, что
расширяет, горизонты науки, ускоряет
ее прогресс. Данная функция существенно
важна для развития всей духовной сферы,
а также углубленного познания социальных
и политических отношений и процессов.
Привнесение в их анализ достижений философского
синтеза позволяет более глубоко и всесторонне
исследовать действие законов общественного
развития, соотношение в нем необходимого
и случайного, объективного и субъективного,
формационных и общецивилизационных факторов
и др.
Таковы основные функции философии, в
них находит свое проявление ее непреходящее
значение и неоценимая роль в изучении
и развитии общества и самого человека,
всего того, что связано с деятельностью
в области просвещения и нравственности,
науки и культуры, познанием и преобразованием
действительности.
Список использованной литературы
1. Кувакин В.А. «Что такое философия?» М.2007 г.
2. А.Н. Лощилин, Е.А. Лощилина
«Философия. Учебно-методическое пособие
для студентов-заочников по
3. «На переломе». Философские дискуссии. Философия и мировоззрение. М. 2006г.
4.Ильин И.А. Философия и
5. Основы философии. От классики
к современности, изд. 2-е, дополненное:
Учеб. пособие для вузов. —
М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000г.
6. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 2003г.