Философия, ее предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:12, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе работе рассматривается философия как наука, функции и роль философии роль в обществе а также философия в системе культуры

Содержание

Введение
1. Философия как наука
2. Функции философии и её роль в обществе
3. Философия в системе культуры
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 20.50 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что смысл и  предназначение культуры в том, чтобы  возвышать и облагораживать человека, пробуждать в его душе лучшие чувства  и мысли. Культура призвана предохранять от варварства и обскурантизма. Вне  культурного воздействия человеку грозят огрубение и ожесточение  Очевидно вместе с тем и то, что  далеко не всегда культура соответствует  своему смыслу и предназначению. Культура часто не справляется с задачей  противодействия грубым проявлениям  человеческой натуры. Это особенно отчетливо обнаружилось в XX н. Казалось бы, наблюдаемый в наше время небывалый  прогресс науки и техники, всеобщая грамотность и информатизация, доступность  достижений культуры большинству населения  должны обеспечить нравственный прогресс и гармонию межчеловеческих отношении. Однако, к сожалению, этого не происходит. Поэтому ситуация, возникшая в XX в., дали серьезные основания говорить о кризисе культуры. Одной из причин кризиса культуры, повлекшей за собой  неспособность исполнять собственную  миссию, стала дифференциация культуры.

На определенном этапе  культура начинает распадаться на множество  не связанных или почти не связанных  между собой направлений и  форм. Целое культуры утрачивается. Вот как характеризовал сложившееся  положение П. Флоренский: «Уже давно, вероятно с XVI в., мы перестали охватывать целое культуры, как свою собственную  жизнь... Да, уже давно попытка  обогатиться  духовно, покупается жертвою  цельной личности. Жизнь разошлась  в разных направлениях, и идти по ним не дано: необходимо выбирать. А  далее, каждое направление жизни  расщепилось на специальности отдельных  культурных деятелей, вслед за чем  произошло раздробление и их на отдельные  дисциплины и узкие отрасли. Но и  эти последние, естественно, должны были подвергнуться дальнейшему  делению. Отдельные вопросы науки, отдельные понятии в области  теоретической вполне соответствуют  той же крайней специализации  в искусстве, в технике, в общественности. И если нередко слышится негодование  на механизацию фабричного труда, где  каждому работнику достается  лишь ничтожная часть какого-нибудь механизма, конструкции, и может  быть, назначения которого он не понимает... то сравнительно с этой специализацией рук, насколько более вредной  и духовно разрушительной должна быть оцениваема специализация ума  и вообще душевной деятельности?»

В советское время в  нашей стране задача обеспечения  единства культуры решалась главным  образом за счет насаждения единой государственной идеологии —  марксизма-ленинизма. Это было определенным решением проблемы. Однако, как показали последующие события, идеологический путь обеспечения единства культуры неэффективен: единство оказалось формальным, поэтому непрочным. В постсоветское  время остро переживается процесс  распадения целостного культурного  организма России и других стран  постсоветского пространства. Распадение культуры вследствие дифференциации и  соответствующей специализации  сопровождается распадением ее вследствие количественного преобладания массовой и откровенно коммерческой культуры. В произведениях этих типов культуры ставятся задачи достижения быстрого эффекта популярности или коммерческого  эффекта. Проблема развития и сохранения духовной целостности человеческого  бытия перед создателями массово-коммерческой культуры просто не возникает. Если сравнивать в рассматриваемом аспекте положение  в постсоветском пространстве с  положением в западных странах, то в  последних оно выглядит более  благополучным, хотя и далеким от совершенства, так как там преодолены лишь экстремальные (самые крайние) отрицательные последствия расчленения  культуры. Задачу синтеза культуры и сохранения ее единства нельзя решить раз и навсегда. Она требует  постоянно возобновляемой работы духа. По существу своему это задача философская.

В процессе осмысления культуры как целого философия рассматривает  ее не как готовый безжизненный продукт  чего-то другого, а с точки зрения производства культуры. По словам Э. Кассирера (1874— 1945), философское постижение культуры «не удовлетворяется конечным продуктом, но желает понять и тот особый способ производства, который производит данный продукт. Ведь от этой производительной активности, отделявшейся и постоянно  возобновляемой работы духа зависит  в конечном счете не только язык, но и миф, и религия, и искусство. Понять и прояснить это для  каждой отдельной отрасли духовной деятельности человека, понять во всей ее индивидуальности и особенности, во всей неповторимости формы и способа  существования должна философия»'. Тем самым философия направляет свои усилия на уяснение условий существования  культуры и ее форм Она стремится  понять искусство, науку, технику, политику, религию, мифологию и т.д. не только в их фактической данности, но и  обнаружить их истоки. В философии  уясняется, в частности, какой потребностью и творческой силой человеческого  духа порождается та или иная форма  культуры. Это дает основание философскому анализу не останавливаться на фиксации современного положения в сфере  культурного творчества, но и ставить  вопросы относительно того, какой  культура должна быть.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Аксиологической функции  философии присущи свои очевидные  гуманистические, воспитательные и  образовательные (педагогические) аспекты. От того, каким ценностям следуют  в своей массе люди, особенно молодое, подрастающее поколение, в значительной степени зависит характер общества, в котором они живут, и то, что  их ожидает в будущем. Как полагал  видный русский историк академик В. О. Ключевский (1841-1911 гг.), у каждого  поколения «могут быть свои идеалы, у моего свои, у вашего другие, но жалко то поколение, у которого нет никаких». 
Относительно самостоятельным смыслом обладает и такой аспект аксиологической функции философии (иногда его выделяют отдельно), как ее критический характер. В философии подвергаются критике те ценности, которые не соответствуют ее представлениям об идеалах. Разумеется, они у разных философских школ и направлений тоже разные: то, что критикуется, например, философами-материалистами, отвергается идеалистами. Критическая направленность присуща в большей степени социальной философии, что вполне объяснимо: общество, в котором жили и живут люди, весьма далеко от совершенства. 
Интегрирующая функция философии заключается в ее имманентной способности объединять, синтезировать знания, добытые частными науками в целях получения более общего знания, освобожденного от деталей, подробностей, носящих непринципиальный, временный и местный характер. Тем самым достоинства конкретного анализа действительности подкрепляются и обогащаются преимуществами теоретического абстрагирования, что расширяет, горизонты науки, ускоряет ее прогресс. Данная функция существенно важна для развития всей духовной сферы, а также углубленного познания социальных и политических отношений и процессов. Привнесение в их анализ достижений философского синтеза позволяет более глубоко и всесторонне исследовать действие законов общественного развития, соотношение в нем необходимого и случайного, объективного и субъективного, формационных и общецивилизационных факторов и др. 
Таковы основные функции философии, в них находит свое проявление ее непреходящее значение и неоценимая роль в изучении и развитии общества и самого человека, всего того, что связано с деятельностью в области просвещения и нравственности, науки и культуры, познанием и преобразованием действительности.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Кувакин В.А. «Что  такое философия?» М.2007 г.

 
2. А.Н. Лощилин, Е.А. Лощилина  «Философия. Учебно-методическое пособие  для студентов-заочников по темам:  «Предмет философии», Античная философия». М., 2000г.

 3. «На переломе». Философские дискуссии. Философия и мировоззрение. М. 2006г.

 
4.Ильин И.А. Философия и Жизнь.  М.2007 г.

 
5. Основы  философии.  От классики  к современности, изд. 2-е, дополненное:  Учеб. пособие для вузов. —  М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000г.

6. Арон Р. Этапы развития  социологической мысли. М., 2003г.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 


Информация о работе Философия, ее предмет и роль в обществе