Философия, ее предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:52, контрольная работа

Краткое описание

В своей работе я раасмотрю предмет изучения философии, проанализирую роль которую играет философия в жизни современного общества, и чтобы войти в мир творчества великих философов, требуется настойчивое и систематическое изучение философии и ее истории, немалый запас научных и иных знаний. В массовом сознании нередко философия представляется чем-то весьма далеким от реальной жизни, а философы-профессионалы - людьми "не от мира сего". Философствование в таком понимании - это пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Содержание

Введение 3
Предмет философии 5
Свойства философии 7
Типы мировозренческих систем и философия 8
Национальная философия 10
Роль философии определяется вопросами которые она решает 12
Заключение 15
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Кр.Философия.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 ТЕХНОЛОГИИ  И ДИЗАЙНА»

 

 

                                                                  Кафедра философии и социальных наук

                                                                    

 

Контрольная работа № 1

 

По дисциплине        “Философия”

 

 

На тему: «Философия, ее предмет и роль в обществе»

 

 

Студента                                                                                Иваншина Дмитрия Викторовича.

 

 

 III курс группа СЗ-6

 

Шифр зачетной книжки                                                                                                      1035-352

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург   2012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение                                                                                               3

 

Предмет философии                                                                            5

Свойства философии                                                                           7

Типы мировозренческих систем и философия                                 8

Национальная философия 10

Роль философии определяется вопросами  которые она решает    12 Заключение                                                                                          15

Список литературы                                                                              17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Философия является одной из основных и древних форм мировоззрения. Со временем ее роль не уменьшается, а, наоборот, возрастает. Слово философия греческого происхождения (phileo – любить, sophia – мудрость), что буквально означает любовь к мудрости.

Термин «философия» впервые встречается у выдающегося философа и математика Пифагора, который считал, что от философии «рождается три плода»: дар хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изучает мир в целом и место человека в этом мире.

Философия – это одна из форм общественного  сознания; учение об общих принципах  бытия и познания этого бытия; наука о ценностях; наука о  наиболее общих законах, возникновения природы, общества и мышления; учение, делающее попытки объяснить "вечные" загадки человеческого духа и культурно-исторические факторы развития. Только философия формирует цельную систему взглядов на мир и место человека в мире; философия исследует проблемы социально-политического, культурно-нравственного и эстетического отношения человека к миру. Содержанием, внутренним стержнем философии является духовно-нравственная мудрость.

Настоящая философия  всегда ориентирована на достижении добра, (понимаемого как благо, честность, полезность, долг), прекрасного и возвышенного, преодоление в человеке всего демонического и животного и сотворение человека нравственного. Высокие моральные качества человека, как известно, не возникают стихийно, сами по себе, они часто являются результатом плодотворной деятельности философов. Древнегреческий философ Сократ в одной из бесед заметил, что для него "... кажется странным, если человек, взявшись быть пастухом стада коров и убавляя и ухудшая их, не сознается, что он плохой пастух; но еще для него странно, если человек, взявшись быть начальником в государстве и убавляя и ухудшая граждан, не стыдится этого и не осознает, что он плохой начальник" (Ксенофонт. "Воспоминания о Сократе", I, II, 32). Любая политика (экономическая, техническая, в области медицины, образования и т. д.) не может сделать шага без согласования с моралью, нравственностью.

Двуличие, неразумность и аморализм политики, а также  некорректные философские ориентиры  всегда вели к катастрофам, чему немало свидетельств, как в истории, так и в современности.

В своей работе я раасмотрю  предмет изучения философии, проанализирую  роль которую играет философия в  жизни современного общества, и чтобы  войти в мир творчества великих  философов, требуется настойчивое  и систематическое изучение философии и ее истории, немалый запас научных и иных знаний. В массовом сознании нередко философия представляется чем-то весьма далеким от реальной жизни, а философы-профессионалы - людьми "не от мира сего". Философствование в таком понимании - это пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек хотя бы "немножко" философ, даже если он не подозревает об этом.

 

 

 

 

 

Предмет философии.

 

Мыслители разных эпох дали множество  определений человека: он и «разумное  животное», и «создатель символов», и «политическое животное». Стоит  отметить и еще одну черту, без  которой человек не был бы человеком. Он, как бы ни старался, не может не философствовать, т.е. размышлять, прежде всего, о природе вещей, добывать глубочайшее знание, пробиваться к высшей мудрости. Такова его антропологическая, т.е. человеческая, природа, если угодно, странность... Человек пытается ответить на вопросы, которые как будто не имеют значения для него лично.

Откуда взялся мир? Куда движется история? Чем вызвано возникновение сознание у человека? Каково предназначение человека в мире?

Согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял этот взгляд и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до н.э.).

Однако совсем другого мнения придерживались софисты (греч. мастер, художник). Главная  задача философа, считали они, —  научить своих учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.

Знаменитый древнегреческий мыслитель  Платон (428/427— 347 до н.э.) полагал, что  задача философии заключается в  познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые  от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384—322 до н.э.), задача философии — постижение всеобщего  в самом мире, а ее предметом  являются первые начала и причины  бытия. При этом философия — единственная наука, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания».

Следует отметить, что понимание  предмета философии связано и  с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341— 270 до н.э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание:

Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют.

Философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX— XX вв., когда  возникло множество самых различных  по своему характеру философских  школ и направлений, предметом исследования которых были многообразные стороны  бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

 

Свойства философии.

 

Можно выделить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще.

1. Исследование наиболее общих  вопросов бытия. Сама проблема  бытия понимается в универсальном  смысле. Бытие и небытие; бытие  материальное и идеальное; бытие  природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии

2. Анализ наиболее общих вопросов  познания. Познаваем или непознаваем  мир? Каковы возможности, методы  и цели познания? В чем заключается  сущность самого познания? и Что  есть истина?;

Каков субъект и объект познания? и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. знание, познание и учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов  функционирования и развития  общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Исследование наиболее общих  и существенных вопросов человека. Это один из важнейших для  философии разделов, поскольку именно  человек является исходным и  конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Философию можно определить как  учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и  мира.

Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих  взглядов на мир и место в нем  человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение»  шире понятия «философия».

 

Типы мировозренческих систем и  философия.

 

В разные эпохи складывались различные типы мировоззренческих  систем.

  1. Космоцентризм - отличительная черта наиболее древней философии. За видимым бесконечным многообразием тел и явлений природы эллинские мудрецы (7 - 6 в. до н. э.) стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным и разумным должно быть и их общественный мир, и их нравственность.
  2. Для философии и культуры средних веков характерен геоцентризм. Это отвечало тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия. Все иные формы сознания были подчинены ей, как вассалы в феодально-сословном обществе были подчинены своему господину.
  3. Иное мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения ( 14 - 16 в.в.). Человек ощутил и осознал себя центром вселенной. Антропоцентризм означал реабилитацию не только духа, но и тела человека. Ни в одну другую эпоху идеал целостной, универсально развитой личности не был так близок к его реальному, действительному воплощению в жизнь, как в эту великую, яркую эпоху, когда, освободившись от идеологического и морального пресса средневекового аскетизма, человек не оказался еще во власти порабощающей силы - жестко - одномерного, буржуазного разделения труда.
  4. Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив, философское знание - это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно. Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с жизненным личным и моральным опытом. Только так знание становится убеждением, защищать и отстаивать которое человек будет до конца, даже ценой собственной жизни. В этой главнейшей своей функции философия есть не что иное, как стратегия жизни - учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком».

Отношение человека к  миру - вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически  подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

Сокровенная цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать  его жизни истинный смысл, открыть  путь к самым совершенным ценностям. Но если религия - это массовое сознание, то философия - сознание элитарное, требующее не только таланта, но и профессиональной выучки.

Информация о работе Философия, ее предмет и роль в обществе