Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 13:52, контрольная работа
В своей работе я раасмотрю предмет изучения философии, проанализирую роль которую играет философия в жизни современного общества, и чтобы войти в мир творчества великих философов, требуется настойчивое и систематическое изучение философии и ее истории, немалый запас научных и иных знаний. В массовом сознании нередко философия представляется чем-то весьма далеким от реальной жизни, а философы-профессионалы - людьми "не от мира сего". Философствование в таком понимании - это пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
Введение 3
Предмет философии 5
Свойства философии 7
Типы мировозренческих систем и философия 8
Национальная философия 10
Роль философии определяется вопросами которые она решает 12
Заключение 15
Список литературы 17
Органическое соединение в философии двух начал - научно - теоретического и практически - духовного - определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории - в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они - лишь грани, моменты единого целого. Так же, как и в науке, и в других сферах рациональности, в философии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более конкретному. Последовательность философских учений - в основном и главном - такова же, как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.
Национальная философия.
Особого объяснения и внимания к себе требует сам факт существования и развития - в относительной самостоятельности по отношению к мировой философии - философии национальной. Это еще одно отличие философии от науки. Нет и не может быть немецкой математики. Не может быть национальной таблицы умножения или таблицы тригонометрических функций. Однако русская, немецкая, французская философия - понятия не только допустимые, но и совершенно необходимые для того, чтобы вести речь о реальном процессе рождения и жизни философских идей в мире культуры и цивилизации. Идеи философии глубочайшим образом выражают «душу» народа, его внутренний духовный опыт, его сокровенные мечты и чаяния, осмысливая этот опыт и заключающиеся в нем тенденции, как грань, момент общечеловеческого.
Составляя стержень национального самосознания, национальная философия открывает такие истины, вырабатывает такие ценности, которые невозможно понять и принять, не соучаствуя в жизни и делах своих сограждан и соотечественников. Такие императивы и ценности не усваиваются и не передаются «книжным» путем, подобно любой иной информации. Вопреки представлению просветителей, простой «экспорт» философских мировоззренческих идей из одной страны в другую, с иным историческим опытом и социальным образом жизни, с иным линталететом и иной психологией не возможен, такие идеи не привьются, не среагируют с духом народа, с массовым сознанием, не вызовут широкого интереса, оставаясь - и то лишь для любителей - интеллектуалов - отвлеченным не жизненным знанием (как к примеру, философия йоги для европейцев 20 века).
Идейные построения философии обладают огромной притягивающей силой. Идеи выражают потребности времени, и если это время пришло, то никакие преграды и препятствия не в силах сдержать, остановить натиск философских идей, их мощное влияние на умы и сердца современников.
Интернационализация, глобализация общественной жизни в 19 - 20 веках сблизили мировые цивилизации и культуры, сделали общезначимым, более общечеловеческим содержание и смысл исторического опыта. Мир стал более цельным и единым. Более прямым и коротким стал путь трансляции, распространения философских идей от страны к стране, от народа к народу. Но и сегодня судьбы философских идей во многом сложна и не однозначна, так как и в наши дни идеи испытывают на себе глубокое влияние со стороны социальных, вне теоретических факторов.
Отличительной чертой философского творчества является еще и то, что оно глубоко личностно. Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли.
Роль философии определяется вопросами которые она решает.
Роль философии можно понять лишь разобравшись в том какие вопросы подвластны решению с помощью философии, и какие функции выполняет философия.
1. Прежде всего, это
2. Методологическая функция, о которой также уже шла речь, заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.
3. Следует выделить и
4. Нельзя не упомянуть и такую
функцию философии, как школы
теоретического мышления и
5. Критическая функция философии.
6. С критической функцией
7. Социальная функция философии
является довольно
8. С социальной функцией тесно
связана функция философии,
Думается, что именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В. Франклу, создавшему логотерапию (от греч. смысл, и лечение) — теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью». Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, — это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия.
Следует подчеркнуть, что все функции
философии диалектически
Заключение.
Философия прежде всего учит нас мудро прожить жизнь и с достоинством завершить ее. Такую же мысль развивал философ - Мишель де Монтень (XVI в.), И. Кант (XVIII в.), философ XIX в. Фридрих Ницше, а в XX в. Альберт Швейцер и др. В Новое время (XVII- XVIII вв.) большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX-XX вв. предметом философии называли "мировое целое", "сущность и законы общества", "изучение наиболее общих понятий", "познание Универсума", науку о ценностях, изучение наилучшей системы общественного устройства и т.д. Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай? Положение человека в мире:смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить от лжи?
Морально-нравственные проблемы:совесть, ответственность, справедливость, добро и зло.
Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека.
Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности.
Список литературы.
1. Антология мировой философии: В 4 т.- М.: Мысль, 1969-1972.
2. Мир философии: Книга для чтения // П.С.Гуревич, В.И. Столяров. – М.: Политиздат, 1991.
3. Современная философия науки: Хрестоматия. – М.: Наука, 1994.
4. Философия истории: Антология. – М.: Аспект-Пресс, 1994.
6. Аристотель. “Метафизика”. // Соч.: В 4т. – М.: Ренесанс, 1975.
7. Беркли Дж. “Трактат
о началах человеческого
8. Гегель Г.В.Ф. “Энциклопедия философских наук”. В 3т. – М.: Мысль, 1974-1977.
9. Декарт Р. “Размышления о первой философии” //Соч.: В 2т. – М.: Мысль, 1994, т.2.
10. Канке В.А. Философия.
Исторический и
11. Радугин А.А. Философия: Учебное пособие для студентов.- М.: Центр, 1996.
12. Роберт Н. Вольф. О философии: Учебник / Пер. с англ. – М.: Аспект-Пресс, 1996.