Философия, ее предмет и роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:11, контрольная работа

Краткое описание

1. Философия, ее предмет и роль в обществе.
2. Философия культуры.
3. Тест. Предметом изучения философии является:
1.божественное откровение
2.всеобщее в системе «мир-человек»
3.физическая реальность
4.художественная реальность

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

– методологический: философия  культуры как методология «наук  о культуре», в отличие от «наук  о природе»; философия культуры такого рода развивалась, помимо «философии ценностей» баденского неокантианства, также «философией  жизни» (В.Дильтей, А.Бергсон) и «новой онтологией» (Н.Гартман, X.Фрайер);

– социально-критический: философия культуры как критика  современной европейской цивилизации (Зиммель, Шпенглер, Степун, Ортега-и-Гассет, Швейцер, Э.-Р.Куртиус);

– теоретико-систематический: попытка построения универсальной теории культуры (Кассирер, Хёйзинга, Шпенглер, А.Тойнби, Э.Ротхакер).

Пожалуй, последними представителями  философии культуры в строгом  смысле слова могут быть названы  Кассирер и Ротхакер. Такая характеристика не противоречит и их самопониманию, тогда как относить к философии культуры, напр., концепцию культуры А.Гелена можно лишь с целым рядом оговорок.

Ротхакер строит концепцию  культуры на антропологическом фундаменте. Если сфера культуры в неокантианской интерпретации представала как  завершенное в себе целое, как неподвижная система ценностей (в рамках которой выделялись четыре основных типа, связанных с истиной, добром, красотой и святостью, откуда вытекало расчленение знания о культуре на науку, этику, эстетику и теологию), то Ротхакер, будучи учеником Дильтея, исходит из понимания культуры как результата лежащей за пределами науки практики жизни. Философия культуры не вправе диктовать частным наукам о культуре некий единый метод. Каждый раз он определяется предметом, а именно конкретной «системой культуры», каковых Ротхакер насчитывает пять: язык, хозяйство, искусство, религия, а также сфера государства и права. Философская наука о культуре есть вместе с тем философская наука о человеке; она получает поэтому название «культурная антропология» (Ротхакер ввел этот термин в немецкоязычное пространство – «Kulturanthropologie», 1942). Культурная антропология Ротхакера в отличие от англо-американской cultural anthropoly, совпадающей с этнографией, носит теоретико-систематический и историко-систематический характер. Она задумана, во-первых, как философская рефлексия на методологический плюрализм частных культурологических дисциплин, а во-вторых, как средство выработки обобщающей точки зрения, позволяющей осмыслить взаимно противоположные направления человеческой деятельности в качестве некоторого единства.

Кассирер, вышедший из Марбургской школы неокантианства, обращается к традиционной «культур философской» проблематике не только в компендиуме «Философия символических форм» (Philosophie der symbolischen Formen, Bd 1–3, 1923–29), но и в более поздних работах («К логике наук о культуре», 1942). Он понимает специфически человеческую активность как способность преобразовывать пассивный «мир впечатлений» в активный «мир духовных выражений». Это преобразование возможно благодаря присущей человеку «символической способности». Символ есть промежуточное звено, опосредование между «чувственностью» и «духом» (сферой «чувственной» и духовной активности). Человеческая деятельность реализуется в символических формах, каковыми являются язык, миф, религия, наука и искусство. Медиум, в котором осуществляются символы, есть культура (а также языковые сообщества и «формы жизни»), а медиум, в котором культура переживается и сознается, есть история.

После 2-й мировой войны  поток сочинений по философии  культуры резко идет на убыль. Это  связано с усиливающимся недоверием к притязаниям на построение всеохватывающей  философской теории. Универсально-философские  теории культуры постепенно уступают место эмпирическим исследованиям последней. Таковы «культурная антропология» и «культурология», развиваемые в англо-американском ареале. Пионером в этой области является английский антрополог Э.Тэйлор, предложивший понимать под «культурой» совокупность знаний, верований, трудовых и поведенческих навыков, общих членам определенной группы. Двухтомный труд «Первобытная культура» (Primitive Culture: Research into Development of Mythology, Philosophy, Religion, Art and Custom), впервые вышедший в 1871, стал хрестоматийным текстом в англо-американской социальной науке. «Культурология» совпадает здесь с этнологией. Огромное влияние на исследования культуры оказала «структурная антропология» Леви-Строса (названная так по причине ее методологической ориентированности на структурную лингвистику). При всех отличиях структурной антропологии Леви-Строса от англо-американской культурной антропологии общим для них является воздержание от глобальных культур философских обобщений. Лексика философии культуры в этом контексте, как и сам термин, представляется абсолютно излишней.

 

3. Тест. Предметом изучения  философии является:

1.божественное  откровение

2.всеобщее  в системе «мир-человек»

3.физическая  реальность

4.художественная  реальность 

Ответ.

Предметом изучения философии является: 
2. всеобщее в системе «мир-человек»

 

 

Список  использованной литературы

1. Философия. Режим доступа

http://www.metaphilosophy.ru/

2. Новая философская энциклопедия. Режим доступа http://iph.ras.ru/elib/3215.html

 




Информация о работе Философия, ее предмет и роль в обществе