Философия, её предмет и место в культуре человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 08:15, реферат

Краткое описание

Мы живем на рубеже эпох: XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, поразив наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. XXI век несёт с собой новые проблемы и в то же время надежды на возможность изменения нашего мира к лучшему. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки становятся главными.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.docx

— 39.69 Кб (Скачать файл)

ТЕМА: ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 

 

 

       Мы живем на рубеже эпох: XX век ушел с исторической арены,  продемонстрировав возрастание  динамики социальной жизни, поразив  наше воображение глубинными  переменами во всех структурах  политики, экономики, культуры. XXI век  несёт с собой новые проблемы  и в то же время надежды  на возможность изменения нашего  мира к лучшему. В этой ситуации  проблемы мировоззренческой ориентации  человека, осознание им своего  места и роли в обществе, цели  и смысла социальной и личной  активности, ответственности за  свои поступки становятся главными.

В становлении и формировании мировоззренческой культуры особую роль играла философия. Философы во все  времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия  человека, каждый раз заново ставя  вопрос о том, что такое ЧЕЛОВЕК, как ему следует жить, на что  ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

Каждый культурный человек  имеет определенное представление  о философии. Философию нередко  представляют как некое абстрактное  знание, оторванное от реальности повседневной жизни; нет ничего более далекого от истины, чем такое представление. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и  решает их с единственной целью –  помочь человеку совершенствоваться и  выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и  добиваться успеха. Для этого философия  дает изучающему индивиду как богатый  фактический материал для размышления, так и весьма эффективные инструменты  мыслительной деятельности.

Философия позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике  те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи  всех явлений действительности.

Каждый человек вольно или невольно постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются  в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно  или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое – случайности?

Еще в большей степени  каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения  в этом мире. Смертен человек или  бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может  ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или ему это недоступно? Что есть истина, как отличить ее от заблуждения?

Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую разграничительную  линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих поступках  и в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в  развитии человечества, когда зло  исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?

Можно было бы назвать много  наиболее серьезных, интересующих людей  проблем, которые рассматривает  и которым дает определенное решение  философия. Но этими проблемами занимаются не только философы, еще задолго  до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы  в мифологии и религии. Поэтому  правильней было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими. У философии свой, специфический  подход к решению таких проблем.  

 

 

        1. Понятие мировоззрения  и его структура 

Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов – знаний, убеждений, верований, настроений, ценностей, норм, стремлений и т.д.

В структуре мировоззрения  можно выделить четыре основные компонента:

1) познавательный компонент.  Базируется на обобщенных знаниях:  повседневных, профессиональных, научных  и т.д. Он представляет универсальную  картину мира;

2) ценностно-нормативный.  Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и  т.д. Одно из главных назначений  мировоззрения состоит не только  в том, чтобы человек опирался  на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог  руководствоваться определенными  общественными регуляторами.

Ценность – это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять  потребности, желания людей. В систему  ценностей человека входят представления  о добре и зле, счастье и  несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь – это главная ценность человека; безопасность человека –  это тоже большая ценность и т. д. Ценностное отношение человека к  миру и к самому себе формируется  в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются  своего рода абсолютные ценности, зафиксированные  в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой оценки человеком  своих отношений с другими  людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. Нормы являются тем средством, которое  сближает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением;

3) эмоционально-волевой компонент.  Для того, чтобы знания, ценности  и нормы реализовались в практических  поступках и действиях, необходимо  их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды,  убеждения, верования. Формирование  этой установки и осуществляется  в эмоционально-волевой составляющей  мировоззренческого компонента;

4) практический компонент.  Мировоззрение – это не просто  обобщение знания, ценности, убеждения,  а реальная готовность человека  к определенному типу поведения  в конкретных обстоятельствах.  Без практической составляющей  мировоззрение носило бы крайне  отвлеченный характер. Даже если  это мировоззрение ориентирует  человека не на участие в  жизни, не на действенную, а  на созерцательную позицию, оно  все равно проектирует, стимулирует  определенный тип поведения. 

На основе изложенного  можно определить мировоззрение  как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение  человека к миру и выступающих  в качестве ориентиров и регуляторов  его поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно  выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень мировоззрения откладывается стихийно и базируется на здравом смысле, повседневном опыте.

Этот уровень мировоззрения  часто называют жизненной философией. На формирование этого мировоззрения  существенное влияние оказывают  национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и др.

Жизненно-практический уровень  мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический  характер. К этому уровню решения  мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и  типов мировоззрения философия  претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о деятельности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ является не только творцом мировоззренческих  систем. Он видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение  предметом теоретического анализа, специального изучения.

Соотношение жизненно-практического  и теоретического уровней мировоззрения  в определенной мере можно выстроить  и в исторической последовательности. Можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и религию можно рассматривать как предшественников философии.  

 

2. Мифология  и религия – предшественники  философии

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития.

Тогда человечество в форме  мифов, т.е. сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы, как происхождение и устройство мировоззрения в целом, возникновение  наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии  составляли космологические мифы, посвященные  устройству природы. Вместе с тем  большое внимание в мифах уделялось  различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути.

Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании  огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Задача мифа состоит не в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного  типа верований и поведения. В  период господства мифологического  мышления еще не возникла потребность  в получении специальных знаний.

Таким образом, миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе, как наиболее ранней форме человеческой культуры, объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценки ситуации.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях  их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными  стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая  роль мифологии. Главное значение мифов  состоит в том, что они устанавливали  гармонию между миром и человеком, природой и обществом и индивидом  и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. Близким  мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр общественного  сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам (это могут быть и очень высокие чувства – любви, веры, надежды, благоговения перед жизнью, мирозданием). Однако в отличие от мифов религия не «смешивает» земное и сакральное, а разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение человеку дано знать, что душа его бессмертна, что за гробом его ждут вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное отношение  к миру не оставались неизменными. На протяжении истории человечества они, как и другие образования культуры, развивались, приобретали многообразные  формы на Востоке и Западе, в  разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрения стоит  поиск высших ценностей, истинного  пути жизни. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому  высшему, абсолютному критерию.

Религия, безусловно, ближе  к философии, чем мифология.

Взгляд в вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей  и смыслов присущи обеим формам сознания. Однако есть и различия. Религия  – сознание массовое. Философия – сознание теоретическое. Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она считает выше истин разума. Философия – всегда теоретизирование, всегда работа мысли.

По отношению к философскому мировоззрению дофилософские мировоззренческие  формы и исторически, и логически  оказываются их необходимым предшествием. Мифологическое сознание было сознанием  глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового строя. Религиозное сознание (если говорить о его самой ценной, гуманистической  стороне) было первым человеческим взглядом в вечность, первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием целостности бытия.

Взаимоотношение философии  и религии в истории культуры не было однозначным. В Средние века, когда духовная власть религии над  людьми была безраздельной, философии  отводилась лишь роль «служанки» богословия. В XIX в. великий философ-идеалист Гегель, будучи сам человеком умеренно-религиозных  взглядов, в иерархии форм духа религию  и философию отнес к самым  его высшим формам, но все же на вершину  пирамиды поставил философию, а религии  «присудил» лишь второе место.  

 

3. Философия  как тип мировоззрения 

 

Итак, мифологически-религиозное  мировоззрение носило духовно-практический характер. Исторические особенности  этого мировоззрения связаны  с низким уровнем освоения человеком  действительности, зависимостью его  от неосвоенных, непокоренных сил природы  и общественного развития, а также  с недостаточным развитием его  познавательного аппарата. В этих условиях мировоззренческие конструкции  вступали в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов  и символов. По мере развития человеческого  общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования  познавательного аппарата появилась  новая возможность новой формы  освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только духовно-практический, но и теоретический характер. На смену обновления человеком определенных закономерностей, совершенствования  познавательного аппарата появилась  новая возможность новой формы  освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только духовно-практический, но и теоретический характер. На смену отличие от религиозного мировоззрения  с его преимущественным вниманием  к вопросам отношения человека к  превосходящим его силам и  существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты  мировоззрения, отразив нарастающую  в обществе потребность в понимании  мира и человека с позиции знания. Первоначально она выступила  на исторической арене как поиск  мирской мудрости. Философия в  переводе с греческого означает любовь к мудрости.

Информация о работе Философия, её предмет и место в культуре человечества