Философия, её предмет и место в культуре человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 08:15, реферат

Краткое описание

Мы живем на рубеже эпох: XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, поразив наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. XXI век несёт с собой новые проблемы и в то же время надежды на возможность изменения нашего мира к лучшему. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки становятся главными.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.docx

— 39.69 Кб (Скачать файл)

К этому следует добавить, что в центре философии стоит  человек, что, с одной стороны, обусловливает  формирование картины мира и исследование его воздействия на человека, а  с другой – рассмотрение человека в его отношении к миру, определение  его места, его предназначения в  мире и обществе. Отношение человека и мира пронизывает всю философию, начиная с вопроса о том, что  есть наше знание? Задана ли истина вещами, объектами или она продукт  произвола субъекта? Что есть ценность? «Сидит» ли она в вещи или мы приписываем ей ценность?

Отсюда следует, что вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть «стержневой», основной вопрос философии. Ни одно философское  учение не может обойти этот вопрос, и все иные проблемы рассматриваются  через призму соотношения материи  и сознания.

Различное решение этого  вопроса, который Ф. Энгельс характеризовал как великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, определяет водораздел между главными направлениями философии. Сам основной вопрос имеет две стороны. Первая – что первично, материя или  сознание; вторая – как относятся  наши мысли о мире к самому этому  миру, т.е. познаваем ли мир.

Различные решения первой стороны основного вопроса определяют деление философов на материалистов, опирающихся на науку и практику, и идеалистов, чьи взгляды перекликаются  с религиозными. В свою очередь, решая  вторую сторону основного вопроса, философы делятся на стоящих на точке  зрения познаваемости мира, и агностиков, отрицающих возможность познания действительности.

Если же идти дальше, то, в  свою очередь, отношение человека к  миру троякое – познавательное, практическое, ценностное. Каждое из них  решает свой вопрос – что я могу знать? что я должен делать? на что  я могу надеяться?

Как мы уже отметили выше, вопрос, который изначально решала философия, это вопрос о том, что  есть мир, что мы знаем о нем, поскольку  без этого не решить и вопрос об отношении человека к миру.

Но познание мира было делом  не только философии. Особенность философии  состоит в том, что она изначально выступала как универсальное  теоретическое познание, как познание всеобщего, всеобщих принципов бытия. Именно это отграничивало и отграничивает  философию от конкретных наук.

Наряду с этим философия, как уже отмечалось выше, призвана решать вопросы, связанные с познаваемостью мира: не только познаваем ли мир, но и каковы средства проверки истинности наших знаний и т.д.

Но философствовать –  значит решать и проблемы ценности, практического разума, как сказал бы Кант, прежде всего проблемы нравственности и среди них тот самый важнейший  вопрос, который впервые поставил Сократ: «Что есть добро?»

Суть философствования, таким  образом, не просто и не только в  обретении знаний о мире в целом, но и в том, чтобы воспитывать  человека, указывать ему высшие цели в соответствии с иерархией нравственных ценностей, учить умению подчинять  свои поступки этим высшим нравственным целям. Без этого сама жизнь человеческая лишается смысла, а человек перестает быть человеком. Это тем вернее, если учесть, что человек есть высшая ценность, что он и его счастье есть высшая цель. Определение путей достижения этой цели есть одна из центральных задач философии.

Развивая дальше понимание  философии, распространив принципы материализма на понимание истории, К. Маркс вскрыл тот факт, что философия  есть и форма исторического знания, раскрыл связь философии с  практикой, установил, что отношение  человека к природе опосредуется общественным бытием, трудом, практикой. В итоге философия выступила  не только в виде обобщенного взгляда  на природу, но и в качестве обобщенного  взгляда на общество и его подсистемы.

Поле деятельности философии  определяется тем, что она, как мы уже отметили выше, есть квинтэссенция  культуры. Поэтому содержание философской  науки представляло достаточно сложную  систему. Сложность и многогранность философского знания показал уже  Гегель. Задача целостного осмысления с философских позиций как  природной, так и социальной реальности через оппозицию человека и мира остается важнейшей и сегодня, особенно в связи с коренными переменами во всех сферах нашей жизни и потребностями  осмысления этих перемен. 

 

5. Роль и  значение философии, ее основные  функции 

 

Мы фактически уже показали отчасти роль и значение философии. Эта роль определяется прежде всего  тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции  – мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение  философских вопросов практического  отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.

Это основа функционального  назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции  выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей  и составляющих понятийную основу всякого  освоения предметного мира, всякого  мышления.

Через систему категорий  и содержание философии в целом  реализуется такая ее функция, как  методологическая. С названными тесно  связана функция рациональной обработки  и систематизации, теоретического выражения  результатов человеческого опыта.

Далее следует назвать  критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления  устаревших догм и взглядов. Эта  роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую  функцию, реализуемую в построении моделей будущего.

Наконец, существенное место  в арсенале функций философии  занимает интегративная, состоящая  в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и  знаний – практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.

Рассматривая роль философии  в обществе, следует видеть, что  сама эта роль исторически меняется, а ее «вечные проблемы» с ходом  времени приобретают иное, чем  прежде, звучание. Скажем, отношение  человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл  в домашинный период, другой – в  эпоху машинного производства, а  в эпоху НТР – это отношение  обрело характер глобальной экологической  проблемы.

Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее  приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань  общественной жизни, а также то, что  поиск путей и средств их решения  следует вести не в лоне чистого  умозрения, а в реальной жизни.

Подводя итог, можно сделать  вывод, что философия – это  социально-историческое знание, тесно  связанное с жизнью, постоянно  развивающееся вместе с ней. 

 

 

  

6. Философия  и наука 

 

Философия на протяжении всего  своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки  с течением времени менялось.

На начальном этапе  философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период Средневековья. В  дальнейшем развертывается процесс  специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания  от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV – ХVI вв. И достигает  верхнего предела в ХVII – ХVIII вв. На этом втором этапе конкретно-научное  знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические  обобщения делала философия, притом чисто умозрительным путем. При  этом достигались нередко и положительные  результаты, но было накоплено и  немало ошибок и заблуждений.

Наконец, в третий период, начало которого относится к Х1Х  в., наука частично перенимает у философии  и теоретическое обобщение своих  результатов. Универсальную философскую  картину мира философия может  теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных  знаний.

Необходимо еще раз  подчеркнуть, что типы мировоззрения, в том числе и философского, многообразны. Последнее может быть и научным, и ненаучным.

Научное философское мировоззрение  в большей мере формирует и  представляет учения философского материализма, начиная с наивного материализма древних через материалистические учения ХVII – ХVIII вв. к диалектическому  материализму. Существенным приобретением  материализма на этом этапе его развития явилась диалектика, которая, в отличие  от метафизики, рассматривает мир  и отражающее его мышление во взаимодействии и развитии. Диалектика уже потому обогатила материализм, что материализм  берет мир таким, каков он есть, а мир развивается, он диалектичен  и в силу этого без диалектики не может быть понят.

Философия и наука тесно  взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием  в естествознании развивается и  обогащается философское видение  мира. Но нельзя видеть и обратных токов  от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки.

Философия и наука рождаются  в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая  при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.

Философия намечает пути разрешения противоречий на стыках наук. Она также  призвана решать и такую задачу, как уяснение самых общих оснований  культуры вообще и науки в частности. Философия выступает как мыслительный инструмент, она вырабатывает принципы, категории, методы познания, которые  активно применяются в конкретных науках.

В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие  и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ  на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия.

Завершая, остановимся еще  на одном вопросе: философия и  общество. Философия – продукт  своего времени, она связана с  его проблемами и потребностями. Иначе говоря, корни философии  любой эпохи следует видеть не только в воззрениях философских  предшественников, но и в социальном климате эпохи, в ее связи с  интересами определенных классов. Социальные интересы, безусловно, влияют на отбор  материала из теоретического наследства, на философскую ориентировку, связанную  с социальными ситуациями.

Но все это не следует  преувеличивать, а тем более абсолютизировать, как это делалось в недавнем прошлом. Больше того, было бы непозволительным упрощенчеством оценивать философские  позиции как истинные или ложные в качестве зеркального отражения  классового размежевания. И, конечно  же, ничего, кроме вреда, не принесла нам и нашей философии установка: кто не с нами, тот против нас, кто не с нами, тот не владеет  истиной. Подобный подход к партийности, классовости философии, такое ее вульгарное толкование привели к  самоизоляции нашей философии. А  между тем зарубежная философская  мысль шла вперед и многие ее «наработки»  могли бы и обогатить нас.

Сегодня необходим свободный  обмен мыслями, мнениями как условие  нормального развития философской  мысли. Научная философия обязана  стоять на точке зрения непредвзятого  исследования, а философ должен быть не идеологом, но человеком науки. Философия  научна постольку, поскольку она  связывается с действительностью  через конкретно-научные знания. Философия научна не в том смысле, что она за ученых решает их задачи, а в том, что она выступает  как теоретическое обобщение  человеческой истории, как научное  обоснование современной и будущей  деятельности людей.

Это верно для всех сфер жизни: для анализа познавательных проблем, где исходное – изучение истории познания, истории науки; для анализа техники и технической  деятельности – обобщение истории  развития техники. Аналогичный подход характерен для философии и в  сфере политики, морали, религии  и т.д. Философский анализ, таким  образом, строится на базе строго научного исследования реальных исторических связей.

Сегодня особое значение приобретают  исследования всемирно-исторических противоречий – человек и природа, природа  и общество, общество и личность, решение собственно человеческих, гуманитарных проблем в увязке с проблемами судеб цивилизации, с разрешением  целого комплекса глобальных проблем. Все это требует от каждого  овладения философией, философской  компетентности, мировоззренческой  зрелости и культуры.


Информация о работе Философия, её предмет и место в культуре человечества