Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 16:49, реферат
В советское время в высших учебных заведениях изучался курс философии,
который включал в себя две части - диалектический материализм и
исторический материализм. Диалектический материализм был призван дать так
называемый марксистско-ленинский взгляд на законы развитие природы,
проанализировать материю и сознание, мышление и процессы познания.
Исторический материализм изучал процессы, происходящие в обществе, и прежде
всего выполнял идеологическую функцию.
Введение……………………………………………………….2
1. Философия истории: методологические проблемы 3
2.Смысл и направленность
……………………………………………………….4
3. Философские проблемы периодизации ………………………………………………………..5
4. Специфика философского познания социальной
действительности…………………….………………………….9
5. Предмет и функции социальной
………………………………………………....12
6. Используемая
литература..............………………………………………..……15
совокупность человеческого потенциала, социальных условий и природной
среды. Эта единая концепция исторического процесса, утверждает Ковалев,
включает цивилизационную концепцию Тойнби, формационную теорию Маркса,
исследования Мальтуса и сторонников географического направления. Ковалев
отмечает, что все концепции западных авторов кладут в основу общественных
процессов нечто внешнее по отношению к человеку, как бы определяя возраст
не по состоянию человека, а по той одежде, которую он носит, то есть
общество рассматривалось всегда не как качественно определенный целостный
природно-социальный организм, а как сумма индивидов, которые складываются в
общности и строят общественные отношения в зависимости от внешних
факторов.13
4. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть
занимается познанием социальной действительности.
В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе,
является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, -
существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают
воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но
в философской литературе понятие "социальное познание" употребляется для
того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку
социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания
природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее
себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием"
.14
Основная задача социального типа знания - анализ общественных процессов и
выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений.
Поэтому социологическое знание обобщает, генерализует, стремится объяснить
многообразие общественного бытия, опираясь на законы его функционирования и
развития, чтобы на основании и в пределах данной теоретической системы
можно было предвидеть будущее.
Предваряя одно из самых интересных и фундаментальных отечественных
исследований по теории познания , посвященного социальному познанию, авторы
справедливо указывают на то, что социальное познание - это огромный мир,
богатый и разнообразный, который сейчас уже трудно охватить целиком. Он
давно противостоит миру естественных наук, противостоит не в плане
конкуренции, а в силу своей специфики и стремления к самоорганизации.15
И действительно, это - особый мир со своими проблемами, методами,
подходами, мир, еще не сложившийся окончательно, но формирующийся на наших
глазах.
В чем же заключаются наиболее важные отличия социального познания от
познания естественнонаучного:
1. В естественных науках первоначально какой-либо предмет можно
рассматривать изолированно от других, абстрагируясь от его связей и
взаимовлияний реального мира. Социальное познание прежде всего имеет дело с
системой взаимосвязей и отношений. Представить себе какой-либо предмет
исследования: - собственность, власть, идеологию, культуру и т.д. - без
системы отношений и взаимовлияний невозможно.
2. В естественных науках открыты законы, действие которых достаточно
неизменно. Социальная жизнь, наоборот, очень подвижна, изменчива, потому
законы, действующие в обществе, имеют характер тенденций , а не жестко
детерминированных зависимостей.
3. Особенностью объекта социального знания является его историчность,
поскольку и общество, и личность, и формы их взаимодействия динамичны, а не
4. В общественной жизни явления не совпадают с сущностью в значительно
большей мере, чем это наблюдается в природе. А отсюда - дополнительные
трудности социального познания.
5. В естественных науках, как известно, широко используются так называемые
жесткие познавательные процедуры, в познании социальной жизни использование
математических и подобных им процедур возможно лишь в достаточно
ограниченных пределах, а иногда просто невозможно.
6. Общество выступает одновременно и субъектом, и объектом познания. Таким
образом, социальное познание выступает как самопознание. (Это отнюдь не
делает его проще или успешнее!)
Процесс социального познания, как и познание вообще, осуществляется на двух
уровнях- обыденно-практическом и научно-теоретическом. Конечно, глубина
проникновения в сущность явлений, нахождение причинно-следственных связей,
по- нимание сущности наблюдаемых явлений на них разные. Обыденное сознание
в большинстве случаев руководствуется "житейской мудростью", не проникая в
сущность явления и довольствуясь внешними проявлениями, как бы скользя по
поверхности. Иное дело научное познание. Оно проходит два этапа -
эмпирический и теоретический.
Эмпирическим называется тот этап познавательного процесса, на котором
познающий субъект непосредственно соприкасается с объектом познания:
исследователь описывает изучаемый процесс, классифицирует, строит
умозаключения по аналогии, наблюдает, проводит тестирование, анкетирование,
отбирает необходимые источники (архивные документы, статистические
материалы и т. п.). В дальнейшем эти данные приобретают научный и строгий
теоретический характер.
Теоретический этап научного исследования направлен на обнаружение в объекте
устойчивых и повторяющихся связей, открытие законов и закономерностей его
функционирования и развития. В процессе теоретического исследования ученый,
используя имеющийся эмпирический материал, получает новые знания о мире,
проникает в сущность явления. Но социальный объект настолько богат,
многообразен и сложен, что стало необходимым подразделение социального
познание на несколько типов (видов).
1) ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ,
2) СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ,
3) СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ.
В чем особенности каждого из этих типов?
Предметом гуманитарного знания выступает субъективный мир человека.
Социальное бытие рассматривается в нем субъективно, через его значимость
для человека. Объектом изучения гуманитарных наук являются духовные и
культурные явления, человек, общество. Сюда прежде всего относятся
педагогика, психология, эстетическое и нравственное образование,
художественное творчество.
Социально-экономическое знание ориентировано на описание тех процессов,
которые оказывают значительное воздействие на развитие общества и прежде
всего - отношения собственности, распределения, обмена и потребления
материальных благ, то есть экономическую жизнь общества. Этот тип знания
приближается к естественнонаучному, поэтому в нем широко используются
математические и другие точные методы познания.
Среди всех типов социального познания социально-философское знание занимает
особое место. Как говорят философы, оно является системообразующей основой
для всех социальных знаний. Оно разрабатывается на базе обобщения практики
конкретного исторического этапа развития общества и ориентировано на
выработку наиболее общих представлений о природном и социальном бытии
человека, законах его развития и отношения к миру. Социально-философское
знание выделяет основные формы человеческой деятельности, основные законы
их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и взаимовлияние
основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах.
Ряд авторов предлогает другой подход к выделению типов социального знания.
По их мнению, такое познание делится на две значительно отличающихся друг
от друга подсистемы. Познание законов функционирования общества
осуществляется общественными наукам, а познание человеком самого себя,
своего Я, ценностно-смысловой сферы бытия - так называемыми гуманитарными
науками. Разумеется, деление социального знания на науки о человеке и его
имеет свое глубинно- содержательное основание.
Многим со школьной скамьи знакома расхожая фраза: критерием истинности
наших знаний является практика. Истина - это адекватность представлений
субъекта действительности, о чем подробно говорилось в первой части курса
философии. Но достижима ли истина в социальном познании? Попытаемся более
подробно разобраться в этом актуальном и затрагивающем каждого вопросе. Для
этого, очевидно, надо ответить на вопрос о том, сколько может быть истин?
Ответ, который очевидно напрашивается, звучит так: когда дело касается
человеческих отношений, истин столько, сколько и людей. Нередко, являясь
свидетелями какой-нибудь полемики, мы слышим доводы одной стороны и
(особенно если эта сторона нам симпатична) склонны с ними согласиться. Но
вот в спор вступает сторонник иной точки зрения, и нам кажется, что он ...
тоже прав. Так обстоит дело в мире повседневности.
В социальных науках, где ученые вооружены арсеналом разнообразных методов
исследования, обширным кругом источников и богатым опытом многих своих
предшественников, дело обстоит еще более серьезно.
Авторы уже упоминаемой работы по теории познания объясняют наличие
множества самых разноречивых мнений ученых по проблемам общест венной жизни
следующим образом.15
Невозможность давать однозначные ответы на вопросы, которыми занимается
социальная наука, связана с принципиальной эмпирической несопоставимостью
различных теоретических конструкций. Причина множественности возможных форм
описания социальной реальности - в отсутствии универсальных исходных
допущений, удовлетворяющих представителей различных мировоззрений и
культур. Это приводит к попыткам охватить все предметное поле социального
знания с помощью одного принципа, который К. Маркс в конечном счете видел в
экономике, немецкий социолог рубежа XIX-ХХ веков М.Вебер - в
рациональности, современный философ из ФРГ Ю.Хабермас - в коммуникативном
действии. Принципиальная методологическая неустранимость ценностных
компонентов делает названные социальные концепции эмпирически
равноправными. Столкновение различных теоретических систем оказывается в
конечном счете столкновением исходных, ценностно окрашенных установок.
естественным и неустранимым. Следовательно, источник многооб- разия
социальных концепций, описывающих социальные процессы, - наличие в обществе
разнонаправленных ценностно-мировоззренческих установок, влияющих на
характер исходных положений теорий и специфику их обоснования.
Конечно, нужно учитывать, что до тех пор, пока понятие истины используется
не строго, а в общем виде, трудностей может и не возникнуть. Но в
социальных науках на первое место часто выступает не познавательный,
гносеологический, интерес исследователя, а ценностные установки тех, кто
заинтересован в данном исследовании. Это, конечно, не нужно понимать как
злонамеренную подтасовку фактов. Просто социальные науки (какими бы
затеоретизированными они не казались на первый взгляд), задевают интересы
многих людей, а потому носят ярко выраженную аксиологическую, т. е.
ценностную окраску. Известный отечественный методолог науки А.Никифоров в
связи с этим предложил в том, что касается познания в естественных науках,
оставить термин "истина", а в том, что относится к социальному познанию
ввести термин "правда", как соединение аксиологических и гносеологических
характеристик познания.16
Таким образом, онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны
социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру
познавательной деятельности людей. Рассмотрим это подробнее.
Онтологическая сторона социального познания касается объяснения бытия
общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития.
Вместе с тем, она затрагивает и человека как субъекта социальной
жизнедеятельности, но лишь в той степени, в какой он включен в систему
общественных отношений.
Гносеологическая сторона социального познания связана с особенностями
самого этого познания, прежде всего с тем, способно ли оно формулировать
собственные законы и категории и имеет ли их вообще. Другими словами, речь
идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать
статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого в
решении онтологических проблем социального познания, от того, признается ли