Философия и ее место в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:39, курс лекций

Краткое описание

Термин «философия» происходит от древнегреческих слов «филос» — любовь и «софос» — мудрость. Философия — это любовь, стремление к мудрости. Мудростью треки называли умение найти выход в сложных ситуациях. Философ — еще не мудрец, но это человек, который стремится к знаниям, к мудрости. Греки говорили: многознание уму не научает, но мудрый много знать обязан.

Содержание

1. Философия , ее предмет и функции.
2.Философия и мировоззрение.

Вложенные файлы: 1 файл

конспекты лекций по философии.doc

— 384.50 Кб (Скачать файл)

Художественное познание представляет собой постижение мира в особой форме — художественном образе. Специфика образа заключается в том, что в нем художник стремится передать свое субъективное видение мира, он как бы придает объекту субъективную форму, природу он трактует по-человечески. Художественному образу свойственны недоговоренность, незаконченность, что дает возможность сотворчества, художник как бы побуждает каждого человека к сотворению собственного мира.

Научное познание отличается прежде всего тем, что процесс познания является его единственной целью. Наука направлена на постижение мира природы и человека такими, какие они есть, она направлена на постижение истины. Именно поэтому все особенности самого познавательного процесса в науке очерчены наиболее рельефно. К основным свойствам научного познания можно отнести доказательность, системность, повторяемость, выраженность в понятиях. Научное познание в некотором смысле противоположно обыденному, поскольку никогда не утверждает абсолютной истины. Научное познание позволяет отличить известное от неизвестного в данный, конкретный момент, но не догматизирует результаты познания. Научное познание осуществляется с помощью специально разработанных методов. 

35. ОСОБЕННОСТИ  ЧУВСТВЕННЫХ ФОРМ ПОЗНАНИЯ 

Все виды познания осуществляются благодаря чувственной, рациональной и внерациональной формам познания.

Чувственное познание протекает в непосредственном взаимодействии человека с внешним миром с помощью органов чувств. Его результатом являются чувственные образы. Простейшая форма чувственного познания — ощущение.

Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Органы чувств человека сформировались в процессе естественного отбора как результат приспособления организма к условиям внешней среды. Они достаточно совершенны, чтобы дать возможность человеку ориентироваться в мире, и в то же время они гораздо менее развиты, нежели органы чувств животных. Однако человек способен преодолевать ограниченность своих органов чувств с помощью приборов и рационального мышления.

Восприятие — это следующая форма чувственного познания. Его сущность заключается в создании целостного образа предмета в совокупности всех его сторон, непосредственно данных в созерцании. Восприятие — это синтез отдельных ощущений, основным его свойством является осмысленность, а на ее основе возникает избирательность. Человек воспринимает то, к чему он готов, что предопределено его предшествующим опытом. На основе опыта человек может видеть в предмете то, чего в нем нет, и не видит того, что есть. Один и тот же предмет, воспринимаемый разными людьми, выглядит по-разному. Например, художники один и тот же пейзаж напишут по-своему. Исследования психологов показывают, что на восприятия человека большое влияние оказывают установки.

Представление — последняя из чувственных форм познания мира. Представлением называют воспроизведенный по памяти образ предмета, который раннее был в восприятии. Представления индивидуальны и в то же время содержат в себе элемент обобщения. Гегель видел в представлении границу между созерцанием и мышлением. Здесь отсутствует связь с реальным предметом, поэтому образ предмета расплывчатый, усредненный, нечеткий. В представлении большую роль играет воображение. Под действием воображения образ может быть изменен: преувеличен (великан, дракон), уменьшен (Дюймовочка, мальчик-с-пальчик), в одном образе могут быть соединены свойства разных предметов (русалка, кентавр).

Для чувственного познания характерны отражение мира в наглядной форме, преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных. Без чувственного познания невозможно было бы познание вообще. Однако чувственные формы не существует вне связи с рациональными. Возможности чувственного познания ограничены, поскольку его результаты не могут быть переданы другому человеку. 

36. ОСОБЕННОСТИ  РАЦИОНАЛЬНОЙ И ВНЕРАЦИОНАЛЬНОЙ  ФОРМ ПОЗНАНИЯ 

Рациональное незнание основывается на способности логического мышления, с помощью которого создаются обобщенные опосредованные образы действительности. Основными формами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие — форма мышления, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, предметов, которые закрепляются в их определениях. Понятия являются истоком и результатом познания. Понятия и представления могут отражать один и тот же предмет, например, яблоня как представление о конкретном дереве, имеющее некоторые обобщенные черты, и понятие «яблоня», содержащее общие признаки, позволяющие отличить данный вид деревьев от всех остальных. Понятия выражаются словами или группами слов.

Суждение — форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком, связь между предметами или факт их существования. Суждение выражается повествовательным предложением, которое может быть истинным или ложным.

На основе понятий и суждений формируются умозаключения, которые представляют собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение. Классический пример умозаключения:

«Все люди смертны.

Сократ — человек.

Следовательно, Сократ смертен». 

Для того чтобы умозаключение было истинным, необходимо, чтобы истинными были посылки, а также соблюдались законы и принципы логики.

В XX веке усиливается интерес к внерациональным формам познания, к которым относят интуицию, воображение, фантазию, эмоции, а также иррациональные элементы познавательной деятельности, которые лежат за пределами досягаемости разума и недоступны постижению с помощью известных рациональных средств.

В интуитивном познании выделяются три основные формы.

Чувственная интуиция, при которой в процессе принятия решения участвуют вербальные и невербальные (позы, жесты, взгляд) формы общения, бессознательные импульсы и многое другое, что человек не всегда может объяснить, так как его внимание ограничено только одним аспектом.

Рациональная интуиция проявляется в том, что при принятии решения человек может как бы «перепрыгнуть» через некоторые ступени логического рассуждения, увидеть истину сразу и непосредственно, а впоследствии восстановить все звенья логической цепочки.

Сверхъестественная интуиция (телепатия, чудесные предсказания и пророчества) — в настоящее время наименее понятное для науки явление. Наука не отрицает ее существования, но пока объяснить не может.

Процесс познания возможен только в единстве всех этих форм, односторонний подход приводит к искажениям истины. В каждом виде познания может преобладать та или иная форма. Так, в научном познании преобладают чувственная и рациональная, в обыденном — чувственная, в религиозном — интуитивная, в художественном — чувственная и внерациональная формы познания. 

Тема 9 
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

 
37. ОБЩЕСТВО И  ПРИРОДА 

Природа понимается как все сущее, весь мир, который изучается естествознанием. Она является естественным условием существования общества. Общество можно определить как обособившуюся от природы часть материального мира. Изучением общества занимаются различные науки: социология, история, экономика, юриспруденция и др. Каждая из них имеет свой аспект исследования. Философия изучает наиболее типичные признаки общества, выделяющие его из природы, основные закономерности существования, структуру, соотношение общего и индивидуального и др.

Проблема взаимосвязи человека и природы вырастает из объективного противоречия, характеризующего положение человека в природе. Человек, являясь природным существом, противопоставляет себя остальной природе посредством своей деятельности. Человеческое отношение к природе отличается от отношения животного тем, что животное приспосабливается к природе, а человек приспосабливает природу к себе посредством практической деятельности. Практика соединяет человека с природой и одновременно выделяет его из природы, поскольку на ее основе формируются новые, несводимые к естественным законы развития общества.

Человек оказывает обратное воздействие на природу, опосредованное развитием материального производства. При этом происходят расширение рамок географической среды обитания человека и ускорение некоторых природных процессов. Человек геохимически переделывает мир, и этот процесс уже необратим. Если поставить общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать. Географическая среда, в свою очередь, оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран и регионов.

Природная среда жизни общества не ограничивается географической средой, она включает в себя биосферу — населенную организмами верхнюю часть земной коры, рек, морей, озер, океанов, а также нижнюю часть атмосферы. Биосфера — это гигантская лаборатория по преобразованию солнечной энергии через зеленый покров планеты. Человечество является частью биосферы. Его влияние ускоряет процесс изменения биосферы благодаря развитию науки и техники. С развитием человеческого общества осуществляется переход к новому качественному состоянию биосферы — ноосфере (от греч. нус — разум). Ноосфера — это не отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень развития биосферы, создаваемая, прежде всего, ростом науки и практической деятельности человека. Ноосфера не ограничена рамками нашей планеты, она простирается и на космос.

В ходе взаимодействия человека и природы выявляются две главные закономерности:

1) возрастание мощности, охвата и глубины воздействия общества на природную среду;

2) в ходе этого возрастания происходит расширение ноосферы.

В новых условиях угрозы глобального экологического кризиса становится очевидным, что воздействие человека на природу должно происходить не вопреки ее законам, а на основе их познания. 

38. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 

Существует множество определений общества. Одни мыслители считают, что общество — это общность, объединенная сознанием. Другие определяют общество как совокупность биологических существ, организованных с целью выживания. Третьи считают, что общество — это продукт взаимодействия людей с целью производства средств существования. Многие философы полагают, что общество — это организованная форма совместной деятельности людей, и выделяют основные факторы образования общества — труд, сознание, кооперацию.

Нет однозначного отношения и к проблеме закономерностей развития общества. Одни считают, что общество имеет свою логику и законы развития, независящие от сознания людей, другие полагают, что явления и процессы, происходящие в обществе, уникальны и неповторимы, поэтому ни о какой закономерности в развитии общества не может быть и речи.

Такой разнобой мнений во взглядах на общество объясняется трудностями познания общества по сравнению с познанием природы. Во-первых, все явления и процессы природы уже достигли высшего этапа своего развитии. Естествоиспытатель имеет дело с завершенным предметом. Общество же — постоянно развивающийся феномен, который никогда не достигает своего предела. Во-вторых, процессы, происходящие в обществе, никогда не повторяются, поэтому здесь очень трудно выявить закономерности. В-третьих, в обществе велико значение субъективного фактора, то есть сознательной деятельности людей. В-четвертых, при познании общественных процессов сложно или даже невозможно поставить эксперимент. Все это и приводит к тому, что так велико количество теорий, по-разному объясняющих общественные процессы. Однако это не означает, что эти теории неистинны. Каждая из них отражает тот или иной аспект в развитии общества и применима в конкретных обстоятельствах, в определенный период времени.

Основными факторами, влияющими на развитие общества, являются следующие.

 1. Географические условия практически всегда влияют на хозяйственную специализацию региона, а следовательно, и на развитие производства. По мнению некоторых исследователей, именно природные условия привели к коренным различиям в развитии восточных и западных народов. На Востоке природа более сурова по отношению к человеку, и человек здесь может выжить только в том случае, если сможет противопоставить природе свою сплоченность. Поэтому на Востоке власть концентрируется в одних руках, а собственность сосредоточена в руках государства как орудие управления народом. На Западе же географические условия более мягкие и, как следствие, государственное устройство отличается демократическим характером, а определяющая форма собственности — частная.

2. Религия также оказывает влияние на развитие общества. Так, на Востоке она направляет усилия общества и индивида на внутреннее совершенствование, а не на внешние преобразования, как на Западе.

3. В развитии общества  велико значение субъективного фактора, влияние личности. 

39. ФОРМАЦИОННЫЙ, ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ  ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА 

Понятие формации введено в науку марксизмом. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на определенной ступени его развития. Она включает в себя материальные, духовные, политические, социальные, семейно-бытовые явления. Маркс разбил историю общества на пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. Производительные силы включают в себя в качестве главного элемента человека, его живой труд, а также средства производства: орудия труда, технику, источники энергии — овеществленный труд. Производственные отношения соединяют работника со средствами производства. Это соединение происходит на основе определенной формы собственности — частной или общественной. Именно форма собственности определяет взаимоотношения между людьми по поводу распределения, обмена и потребления.

Производственные отношения зависят от развития производства. Здесь действует закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Повышение производительности труда — главный механизм воздействия производительных сил на производственные отношения, который приводит к замене производственных отношений, смене общественно-экономической формации.

Формационный подход позволил рассматривать общество как объективный, закономерный процесс усовершенствования, выявить общие законы развития в разных общественных системах. Однако он не лишен и существенных недостатков. Прежде всего, это схематизм в понимании общества; утопичность в оценке роли коммунистической формации; навязывание истории единого линейного пути развития. Наряду с формационным в понимании истории общества существует и цивилизационный подход.

Информация о работе Философия и ее место в обществе