Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 19:39, курс лекций
Термин «философия» происходит от древнегреческих слов «филос» — любовь и «софос» — мудрость. Философия — это любовь, стремление к мудрости. Мудростью треки называли умение найти выход в сложных ситуациях. Философ — еще не мудрец, но это человек, который стремится к знаниям, к мудрости. Греки говорили: многознание уму не научает, но мудрый много знать обязан.
1. Философия , ее предмет и функции.
2.Философия и мировоззрение.
Сущность цивилизационного подхода заключается в отказе рассматривать историю всего человечества как единый непрерывный процесс. Вся история делится на ряд основных цивилизаций. Жесткой взаимосвязи между цивилизациями не существует. Категория «цивилизация» охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры данного общества. Каждая цивилизация возникает для решения какой-либо определенной проблемы и проходит в своем развитии ряд ступеней: становление, расцвет, деградация и гибель. Цивилизационный подход развивали многие выдающиеся философы и социологи: А. Тойнби, Л.Н. Гумилев, Н.Я. Данилевский и др.
Культурологический
подход к истории общества использовали
немецкий философ О. Шпенглер
и русский — Н.А. Бердяев.
Они противопоставляли культуру и цивилизацию,
как разные этапы в развитии общества.
Культура активизирует творческие способности
человека, а цивилизация только использует
то, что было создано культурой. Цивилизация
— это смерть культуры, она тяготеет к
большим городам, в которых отсутствует
культура. Современную ему Европу Шпенглер
рассматривал как стоящую на краю гибели.
40. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА
Взгляды мыслителей на структуру общества различаются так же, как и их взгляды на его сущность. Определить структуру общества означает выявить, из каких элементов оно состоит и как эти элементы взаимосвязаны. В марксизме в качестве основных элементов общества выделяются базис и надстройка. Базисом называются производственные отношения, основным элементом которых считается форма собственности на средства производства. Надстройка — это совокупность идеологических отношений, институтов, теорий, идей. Базис является определяющим элементом, надстройка же может способствовать развитию базиса или тормозить его, не оказывая решающего влияния.
Общественную жизнь можно рассматривать как совокупность разнообразных видов деятельности, в ходе которых осуществляются производство и воспроизводство самого человека как материального и духовного существа. Эти виды деятельности также можно рассматривать как элементы общественной системы. Экономическая сфера представляет собой способ производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Она включает в себя потребности, интересы и созданное в соответствии с ними производство. Материальные потребности человека первичны по отношению к его интересам, они выражают необходимость, нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию жизнедеятельности системы. На основе потребности формируются определенные интересы, и человек направляет свою деятельность на создание производства с целью их удовлетворения. Поскольку материально-экономическая сфера создает основу для существования общества и человека, она является определяющей.
Политическая сфера — это сфера управления обществом на уровне государства. Целью политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также для страны в целом условий и способов осуществления власти. Помимо государства в управлении обществом принимают участие политические партии, движения, профсоюзы, общественные организации. Управление государством осуществляется на основе права — системы законов и норм общественной жизни, закрепленной в конституции. Политическая и правовая сферы общества возникли вместе с возникновением классов, когда появилась необходимость в защите правящих классов в их претензии на господство. Право называют волей господствующего класса, возведенной в закон.
Социальная
сфера жизни общества связана с удовлетворением
потребностей человека в жилье, пище, одежде,
образовании, поддержании здоровья, безопасности.
Социальная сфера теснейшим образом связана
с благосостоянием общества и личности.
Субъектами социальной сферы являются
различные социальные группы, которые
возникают на основе определенных признаков.
По отношению к средствам производства
выделяются классы,
по уровню доходов и профессиональной
принадлежности — страты
или слои,
по этническим характеристикам — нации,
народности, племена. Каждая общность
есть субъект
социальной сферы, создающий определенную
специфику социальности, в которой реализуется
общее целое.
41. КУЛЬТУРА И
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Культура — это исторически обусловленный результат духовного развития народа. Основой каждого нового этапа развития культуры становится накопление высокого духовного потенциала, а также географические, космологические, этнические и исторические условия во всем многообразии формы и содержания. В Римской империи понятие «цивилизация» определялось как гражданский, городской тип жизни, более высокий в бытовом и политическом отношениях, чем жизнь варварских племен. Впервые во французском языке слово «цивилизация» появилось в середине XVIII века и употреблялось в значении всемирного прогресса в противоположность «варварской» стадии развития. В культурологии соотношение понятий «культура» и «цивилизация» трактуется по-разному. О. Шпенглер, П. Сорокин, Н.А. Бердяев рассматривают культуру и цивилизацию как разные этапы исторического развития общества. А. Тойнби и К. Ясперс считают, что эти понятия составляют единое целое, совершенствующееся на каждом этапе своего развития.
В произведении «Закат Европы» О. Шпенглер разделяет культуру и цивилизацию как два этапа общественного развития, по-разному относящиеся к жизни. Понятие «жизнь» заимствовано из теории романтизма и символизирует полноту и многообразие переживаний. Культура является лишь частичным ее выражением в символических формах: религии, искусстве, социальной жизни. Каждая культура есть одно из возможных решений жизненных проблем человека, и, развиваясь в одном направлении, она вынуждена многое существующее в жизни оставлять без внимания. Поэтому культура противоположна жизни и возникает из социального стремления народа к самовыражению.
В развитии культуры выделяют два основных этапа.
1. На первом этапе развития культура представляет собой живой организм, стремящийся воплотиться в материальные формы и образующий «первосимволы» — своеобразное духовное основание, специфическое для каждой культуры. В ходе своего развития культура пополняется многообразием форм, символов, стилей, выражающих определенные тенденции жизни.
2. Вторым этапом развития культуры становится кристаллизация духовного ее основания во внешних формах, проявляющаяся как доминирование внешней эстетизации над внутренним духовным содержанием. Этот этап характеризуется превращением культуры в цивилизацию. Основными признаками цивилизации являются технократизм, массовое производство и формализм. Цивилизация — это этап окончательной кристаллизации жизненных порывов и завершающий этап развития культуры.
Н.А. Бердяев разделяет культуру и цивилизацию по их базовым установкам. Основным импульсом культуры является «воля к культуре», выражаемая через творчество и развитие личности. Импульс цивилизации — это «воля к жизни», проявляющаяся в стремлении использовать достижения культуры для потребительских интересов. Культура достигается через самоограничение, трагизм, а цивилизация — через стремление к комфорту, материальному благополучию, обеспечивающих поддержание жизни. Исходя из разных импульсов, культура и цивилизация движутся в разных направлениях.
Тема 10
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
42. ПОНЯТИЕ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ
ЖИЗНИ
Духовная сфера жизни общества — это подсистема, которая занимается производством, распределением и хранением ценностей общества способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека. В содержании духовной сферы проявляется подлинная сущность человека. Духовная сфера тесно связана с материальной, ее структура также включает в себя потребности, интересы и производство ценностей. Однако соотношение между этими элементами различное. Если в материальной сфере первичны потребности, на основе которых формируются интересы, то в духовной сфере сначала должен сформироваться интерес к каким-либо ценностям, а затем возникает потребность их потребления. Так, сначала возникает интерес к музыке, а затем потребность ее слушать или воспроизводить. Духовное производство также отличается от материального. В духовном производстве небольшое количество произведенного продукта может удовлетворить огромное количество потребителей, в то время как в материальном, наоборот, необходим труд большого количества работников для того, чтобы удовлетворить потребности немногих. Поэтому в материальное производство ограничен доступ для потребителей, в духовное — для производителей. В материальном производстве работники не будут работать без оплаты их труда, духовное же производство самодостаточно. Производитель может работать и без вознаграждения, жить в нищете и получать удовлетворение от своей работы.
Основным элементом духовной сферы является общественное сознание. Оно представляет собой совокупность теорий, гипотез, настроений, эмоций, чувств общества на определенном этапе его развития. Общественное сознание имеет сложную структуру. В зависимости от степени, глубины проникновения в сущность общественных взаимоотношений выделяют уровни общественного сознания: обыденный и теоретический. Обыденное сознание — это стихийный способ осознания людьми своего опыта повседневной жизни. В обыденном сознании проецируются интересы, потребности той или иной социальной общности. Важнейшим элементом обыденного сознания является общественная психология — эмоциональное отношение людей к своему положению в обществе, переживаемое большими группами людей. Накал страстей и эмоций, присущих общественной психологии, можно усилить путем психологического воздействия на массы. Это активно используется политическими деятелями для достижения своих целей. В настоящее время актуальна роль общественной психологии в сфере национальных отношений. Одной из причин их обострения часто является слишком эмоциональное восприятие некоторыми группами своих этнических особенностей.
Теоретический
уровень общественного сознания представляет
собой отражение действительности с точки
зрения интересов какой-либо социальной
группы. Важнейшим его компонентом является
общественная идеология — совокупность
теорий, идей, взглядов, которые призваны
оправдать или опровергнуть существующее
состояние общества.
43. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Духовность можно определить как свойство человека выходить за пределы уже достигнутого человечеством, творить новую реальность. Особенно ярко эта способность проявляется в науке, в искусстве и в религии.
Искусство — это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Существует множество теорий, объясняющих причину зарождения искусства. Трудовая теория возникновения искусства, принятая в марксизме, утверждает, что искусство появилось как сторона практически-преобразовательной деятельности людей, а затем выделилось в самостоятельную сферу жизни. Религиозные теории утверждают, что искусство изначально было частью религии и возникло для реализации религиозных функций.
Специфическим предметом искусства являются эстетическое отношение человека к действительности, задача искусства заключается в художественном освоении мира. В центре произведений искусства всегда оказываются человек, общественные связи, взаимоотношения людей, поиск пропорций, которые бы связывали человека с внешним миром. Основная функция искусства — удовлетворение эстетических потребностей людей, потребностей в восприятии прекрасного. Люди искусства создают произведения, доставляющие человеку наслаждение, духовно обогащают его и пробуждают в нем художника, способного в своей деятельности творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту функцию проявляется его познавательное и воспитательное воздействие на людей. В ходе развития искусства сложились его основные виды: литература, живопись, скульптура, музыка, театр, кино и др.
Религия — это форма духовной жизни, основной функцией которой является создание целостного представления о мире, определяемого верой в существование Бога и чувством зависимости от него. Отношение к религии меняется на протяжении истории. Остается неоднозначным оно и в настоящее время. Существует несколько точек зрения на природу религии.
Теологическая (богословская): религия — это то, что связывает человека с Богом; это — истина, данная в откровении — знании, полученном от Бога.
Материалистическая: религия — это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в действительной жизни. Сначала это были стихийные силы природы, затем в условиях частной собственности и отчуждения труда — общественные отношения.
Социологическая: религия — это система культуры (обычаи, обряды, культы, жизненный уклад общества), в которой вера в Бога является необходимым, но не единственным элементом. Форма веры в Бога (буддизм, ислам, христианство и др.) — основа, определяющая все здание культуры того или иного народа, сама, в свою очередь, определяется предыдущей историей народа.
Помимо основной функции — удовлетворение
мистических потребностей — религия выполняет коммуникативную
функцию — способствует общению, компенсаторную
— помогает пережить горе, воспитательную
и др. Вопреки предсказаниям о ее отмирании
религия продолжает существовать в современном
мире как необходимый элемент человеческого
отношения к миру.
44. НАУКА - ВАЖНЕЙШИЙ
ЭЛЕМЕНТ ДУХОВНОЙ СФЕРЫ
Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании. Основной целью науки является постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи. Основные функции науки — описание явлений, объяснение причин их происхождения, предвидение тенденций развития действительности. Научному познанию присущи следующие черты: объективность, системность полученных знаний, доказательность, обоснованность результатов, достоверность выводов.
В научном познании можно выделить два уровня, различающиеся методами, применяемыми в каждом, историей возникновения и ролью в целостном процессе познания: эмпирический и теоретический. Эмпирические исследования направлены непосредственно на изучаемый объект и используют такие методы, как наблюдение и эксперимент. Теоретические исследования концентрируются на обобщающих идеях, позволяющих интерпретировать факты, полученные в ходе эмпирических исследований. На этом уровне используются такие методы, как моделирование, идеализация, формализация, анализ, синтез и др.