Введение
Философия – мировоззренческая
форма сознания. Однако не всякое
мировоззрение можно назвать
философским. У человека могут
быть достаточно связные, но фантастические
представления об окружающем мире и о
себе самом. Каждый, кто знаком с мифами
Древней Греции (или с мифами других народов
мира - египтян, вавилонян, ассирийцев),
знает, что на протяжении сотен и тысяч
лет люди жили как бы в особом мире грез
и фантазий. Эти верования и представления
играли в их жизни очень важную роль: они
были своеобразным выражением и хранением
исторической памяти, регулятивом их социальной
организации1.
Определение понятия
мировоззрения представляет значительные
трудности.
Программы жизни, действия,
направленность поступков имеют
под собой две опоры: знания
и ценности. Они во многом полярны,
противоположны по своей сути. Познанием
движет стремление к истине объективному
постижению реального мира. Ценностное
сознание иное: оно воплощает в себе особое
отношение людей ко всему происходящему
в соответствии с их целями, потребностями,
интересами, тем или иным пониманием смысла
жизни. В ценностном сознании формируются
нравственные, эстетические (и вообще
мировоззренческие) идеалы. Важнейшими
понятиями, с которыми издавна связывалось
ценностное сознание, выступали понятия
добра и зла, красоты и уродства. Через
соотнесение с нормами, идеалами осуществляется
оценивание – определение ценности происходящего.
Система ценностных
ориентаций играет очень важную
роль в индивидуальном и групповом,
общественном мировоззрении. При
всей их разнородности познавательный
и ценностный способы освоения
мира в человеческом сознании,
жизни, действии должны быть
как-то уравновешены, приведены в
согласие. Должно достигаться также
напряженное единство других
полярных компонентов, аспектов,
уровней мировоззрения: чувств
и разума, понимания и действия,
веры и сомнения, теоретического
и практического опыта людей,
осмысления прошлого и видения
будущего. Их соотнесение, сочетание,
синтез сложная и мучительная
духовно-практическая работа, призванная
обеспечивать связанность и целостность
человеческого опыта, всей системы
ориентаций.
Мировоззрение – комплексная
форма сознания, объемлющая самые
разные пласты человеческого
опыта, – способно раздвигать
узкие рамки повседневности, конкретного
места и времени, соотносить
данного человека с другими
людьми, включая и тех, что жили
раньше, будут жить потом. В
мировоззрении накапливается опыт
уяснения смысловой основы человеческой
жизни, все новые поколения
людей приобщаются к духовному
миру прадедов, дедов, отцов, современников,
что-то, бережно храня, от чего-то
решительно отказываясь.
Часто мировоззрение
определяется как составляющая
человеческого сознания: совокупность
знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений,
стремлений, надежд, которые предстают
как более или менее целостное
понимание людьми мира и самих
себя. Мировоззрение также определяют
как совокупность основных убеждений
относительно природы, личной
и общественной жизни, убеждений,
которые играют интегрирующую
роль в поведении, в совместной
практической деятельности людей.
В общем виде мировоззрение
– это совокупность наиболее
общих представлений о мире
и человеке, о месте человека
в мире, о цели и смысле его
существования. Мировоззрение –
это программа действий индивида,
социальной группы или общества
в целом (что надо делать, к
чему стремиться) и обоснование
этой программы (почему именно
эти цели наиболее важные и
достойные).
Мировоззрение – не
просто знание о мире и человеке,
но и оценка, отношение человека
к миру. Мировоззрение – совокупность
наиболее общих ориентиров, которые
позволяют нам делать выбор
в конкретной ситуации. Это как
бы общая программа, позволяющая
выбирать программы частные. Она
может быть продуманной и обоснованной,
опираться на научные знания,
иметь четко сформулированные
цели и способы их достижения,
а может быть не продуманной,
не ясной, включать в себя
противоречивые представления. Тогда
выбор определяют различные внешние
влияния, мимолетные чувства,
настроения, эмоции. Мировоззрения
конкретных индивидов могут различаться
степенью осознанности, продуманности,
тем, что в них преобладает
– интеллект или чувства, миропонимание
или мироощущение.
Мировоззрение конкретного
человека обычно достаточно аморфно,
не четко, противоречиво. Это
связано с тем, что духовная
культура, из которой он черпает
свои представления, всегда содержит
множество различных, порой противоречивых
точек зрения на то, как устроен
мир, какое место в нем занимает
человек, в чем смысл его
существования. Это не четкость
и противоречивость – условие
свободы. Но свобода не может
быть безграничной. Человек живет
в обществе, поэтому его действия
должны быть понятны окружающим
и предсказуемы. Должны быть общие
представления о мире, об обществе,
о целях существования, обеспечивающие
совместную деятельность. Мировоззрение
конкретного человека - сплав общего
и частного, опыта человечества
и личного опыта. От самого
человека зависит «качество»
его мировоззрения: будет ли
оно узким, неразвитым, эгоистичным
или, наоборот, опирающимся на
опыт всего человечества2.
XX век принес новые
трактовки соотношения составляющих
картины мира — искусства,
науки, мифологии и философии.
Отличительной чертой
этого периода оказывается сближение
художественного, научного и философского
познания мира. Философия, если
взять ее в самом общем виде,
как теорию духовного освоения
мира, теорию его человеческого
осмысления, т.е. как теоретическую
форму самопознания человека
и мира — формирует не просто
знание о мире, а знание человеческих
смыслов, значений и ценностей.
Поскольку сегодня постклассическая
философия исходит из того, что бытие не
статично, не стабильно, а находится в
постоянном становлении, и признает, что
у мироздания нет изначальных смыслов,
то следует признать (как одно из онтологических
оснований такого мироздания), процесс
смыслопорождения. В этой связи становится
понятна задача расширенной рациональности,
осознанно включающей в себя приемы «вживания»,
«вчувствования» в объект.
Типы мировоззрений
Мифология – мировоззрение
общества эпохи охоты и собирательства,
ранних форм земледелия. «Миф»,
в переводе с древнегреческого,
– «слово», «рассказ». Мифы
– это рассказы о деятельности
предков, богов, героев о происхождении
мира различных природных явлений
и общественных установлений
– норм, обычаев, правил поведения.
С точки зрения современного
человека мифы – это сказки,
фантастические представления, выдумки,
с помощью которых человек
пытался объяснить окружающий
его мир. Действительно, мифы
со временем становятся сказками.
Это происходит, когда в мифы
перестают верить, и они больше
не являются частью реальной
жизни. Но вначале мифы –
это реальность, и события, в
них описанные, воспринимаются
как то, что было на самом
деле. Более того, события мифа
– это события важнейшие в
жизни мира и родового коллектива.
Мифы – священная история рода.
В мифологическом прошлом были
заложены основы всего, и только
благодаря этому род может
существовать. Мифы для древнего
человека такая же реальность
как научные теории для человека
современного. С помощью того
и другого человек ориентируется
в мире, интерпретирует происходящие
в нем процессы.
Мифы не выдумки,
а часть реальной жизни. Чтобы
понять мифологическое сознание,
надо понять реальную жизнь,
способ существования в мире
человека той далекой эпохи.
Мифологическое сознание
– это не только древнейшее
прошлое. Это глубинный пласт
нашего современного сознания. Мифы
живут. Наше массовое сознание
продолжает их творить. Это,
например, миф о всесилии науки
и техники, которые способны
избавить человечество от всех
бед, мифы о чудодейственных
медицинских препаратах, которые
способны излечить от всех
болезней, об инопланетянах, о
снежном человеке и другое3.
В мифологическом сознании
человек, социум и природа представляют
собой единое и неразрывное
целое, связанное тысячью невидимых
нитей взаимодействия и взаимопонимания.
Это одушевление мифа выражается
в первобытных формах религии-
фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной
магии. Эволюция представлений о таинственных
духовных силах, лежащих в основе явлений
природы, принимает классическую форму
религии. Религия с самого начала есть
специфическая форма, специфический человеческий
способ обживания и осознания мира, это
форма мировоззрения4.
Религия (от лат.
religio — благочестие, святость) есть форма
мировоззрения, фундаментом которого
служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных
сил, которые играют ведущую роль в окружающем
человека мире и конкретно в судьбе каждого
из нас. Миф и религия взаимосвязаны5.
Для религии мир
имеет разумный смысл и цель.
Духовным началом мира, его центром,
специфической точкой отсчета
среди относительности и текучести
мирового многообразия является
Бог. Бог придает целостность
и единство всему миру. Он направляет
ход мировой истории и устанавливает
нравственную санкцию человеческих
поступков. И наконец, в лице
Бога мир имеет “высшую инстанцию”,
источник силы и помощи, дающий
человеку возможность быть услышанным
и понятым.
Проблема Бога, в переводе
ее на язык философии, –
есть проблема существования
абсолюта, надмирового разумного начала,
актуально-бесконечного во времени и пространстве.
В религии это начало абстрактное, безличностное,
а личностное, выраженное в Боге.
Религия опирается
на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную
форму восприятия. Верующий человек
– субъект религиозного сознания.
Такой человек переживает в
реальных эмоциях свое видение
Бога, различных картин, связанных
с особенностями того или иного
религиозного направления.
Важнейшими атрибутами
религии являются вера и культ.
Религия – не рефлексивный
тип мировоззрения.
Вера – это способ
осознания мира религиозным сознанием,
особые состояния религиозного
сознания субъекта.
Религиозных течений
много. Только в России их
свыше 40. В рамках религиозных
систем, религиозного сознания большое
значение приобретают этические
представления, нормы, идеалы, ценности
(этика конфуцианства, десять
заповедей в христианской религии
и т. д.).
Религия – форма
мировоззрения, в которой освоение
мира осуществляется через его
удвоение на земное, естественные
и потусторонний, сверхъестественный.
При этом в отличие от науки, тоже создающей
свой второй мир в виде научной картины
природы, второй мир религии основан не
на знании, а на вере в сверхъестественные
силы и их главенствующую роль в мире,
в жизни людей. Религиозная вера – это
особое состояние сознания, отличное от
уверенности ученого, которая базируется
на рациональных основах. В религиозном
сознании культивируются чувства любви
человека к человеку, терпимости, сострадания,
совести, милосердия. Религия формирует
духовный мир человека.
Несмотря на близость
религии и философии, они различны
— идеализм философский есть
теоретическая основа религии.
Идеализм и религия
как мировоззрения часто решают
сходные задачи по объяснению
мира, а также воздействия на
сознание и поведение человека.
Их различие состоит в том,
что философия есть отражение
мира в теоретической, рационально
понятной форме. В философии
сформировался жесткий категориальный
аппарат: логос, причинность, закон,
идея, необходимость и т. д.
Соотношение философии
и мировоззрения можно охарактеризовать
и так: понятие “мировоззрение”
шире понятия “философия”. Философия
– это такая форма общественного
и индивидуального сознания, которая
постоянно теоретически обосновывается,
обладает большей степенью научности,
чем просто мировоззрение, скажем,
на житейском уровне здравого
смысла, наличествующего у человека,
порой даже не умеющего ни
писать, ни читать.
В мировоззрении находит
свое завершение целостность
духовности человека. Философия
как едино цельное мировоззрение
есть дело не только каждого
мыслящего человека, но и всего
человечества, которое, как отдельный
человек, никогда не жило и
не может жить одними лишь
чисто логическими суждениями, но
осуществляет свою духовную жизнь
во всей красочной полноте
и цельности ее многообразных
моментов. Мировоззрение существует
в виде системы ценностных
ориентаций, идеалов, верований и
убеждений, а также образа жизни
человека и общества.
Философия – мировоззренческая
форма сознания, однако не всякое
мировоззрение можно назвать
философским. У человека могут
быть достаточно связные, но фантастические
представления об окружающем мире и о
себе самом. Каждый, кто знаком с мифами
Древней Греции, знает, что на протяжении
сотен и тысяч лет люди жили как – бы в
особом мире грез и фантазий. Эти верования
и представления играли в их жизни очень
важную роль: они были своеобразным выражением
и хранителем исторической памяти.
В массовом сознании
философия нередко представляется
чем – то весьма далеким
от реальной жизни. Философская
мысли есть мысль о вечном.
Но это не значит, что сама философия внеисторична.
Как и всякое теоретическое знание, философское
знание развивается, обогащается все новым
и новым содержанием, новыми открытиями.
При этом сохраняется преемственность
познанного. Однако философский дух, философское
сознание – это не только теория, тем более
теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная.
Научно теоретическое знание составляет
лишь одну сторону идейного содержания
философии. Другую, безусловно доминирующую,
ведущую его сторону, образует совсем
иной компонент сознания – духовно-практический.
Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий,
то есть мировоззренческий, тип философского
сознания в целом.