Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 18:02, доклад

Краткое описание

Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира - египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Э

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 30.44 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

 Философия – мировоззренческая  форма сознания. Однако не всякое  мировоззрение можно назвать  философским. У человека могут  быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира - египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации1.

 

 Определение понятия  мировоззрения представляет значительные  трудности.

 

 Программы жизни, действия, направленность поступков имеют  под собой две опоры: знания  и ценности. Они во многом полярны, противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание – определение ценности происходящего.

 

 Система ценностных  ориентаций играет очень важную  роль в индивидуальном и групповом,  общественном мировоззрении. При  всей их разнородности познавательный  и ценностный способы освоения  мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть  как-то уравновешены, приведены в  согласие. Должно достигаться также  напряженное единство других  полярных компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств  и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического  и практического опыта людей,  осмысления прошлого и видения  будущего. Их соотнесение, сочетание,  синтез сложная и мучительная  духовно-практическая работа, призванная  обеспечивать связанность и целостность  человеческого опыта, всей системы  ориентаций.

 

 Мировоззрение – комплексная  форма сознания, объемлющая самые  разные пласты человеческого  опыта, – способно раздвигать  узкие рамки повседневности, конкретного  места и времени, соотносить  данного человека с другими  людьми, включая и тех, что жили  раньше, будут жить потом. В  мировоззрении накапливается опыт  уяснения смысловой основы человеческой  жизни, все новые поколения  людей приобщаются к духовному  миру прадедов, дедов, отцов, современников,  что-то, бережно храня, от чего-то  решительно отказываясь.

 

 Часто мировоззрение  определяется как составляющая  человеческого сознания: совокупность  знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, которые предстают  как более или менее целостное  понимание людьми мира и самих  себя. Мировоззрение также определяют  как совокупность основных убеждений  относительно природы, личной  и общественной жизни, убеждений,  которые играют интегрирующую  роль в поведении, в совместной  практической деятельности людей.

 

 В общем виде мировоззрение  – это совокупность наиболее  общих представлений о мире  и человеке, о месте человека  в мире, о цели и смысле его  существования. Мировоззрение –  это программа действий индивида, социальной группы или общества  в целом (что надо делать, к  чему стремиться) и обоснование  этой программы (почему именно  эти цели наиболее важные и  достойные).

 

 Мировоззрение – не  просто знание о мире и человеке, но и оценка, отношение человека  к миру. Мировоззрение – совокупность  наиболее общих ориентиров, которые  позволяют нам делать выбор  в конкретной ситуации. Это как  бы общая программа, позволяющая  выбирать программы частные. Она  может быть продуманной и обоснованной, опираться на научные знания, иметь четко сформулированные  цели и способы их достижения, а может быть не продуманной,  не ясной, включать в себя  противоречивые представления. Тогда  выбор определяют различные внешние  влияния, мимолетные чувства,  настроения, эмоции. Мировоззрения  конкретных индивидов могут различаться  степенью осознанности, продуманности,  тем, что в них преобладает  – интеллект или чувства, миропонимание  или мироощущение.

 

 Мировоззрение конкретного  человека обычно достаточно аморфно,  не четко, противоречиво. Это  связано с тем, что духовная  культура, из которой он черпает  свои представления, всегда содержит  множество различных, порой противоречивых  точек зрения на то, как устроен  мир, какое место в нем занимает  человек, в чем смысл его  существования. Это не четкость  и противоречивость – условие  свободы. Но свобода не может  быть безграничной. Человек живет  в обществе, поэтому его действия  должны быть понятны окружающим  и предсказуемы. Должны быть общие  представления о мире, об обществе, о целях существования, обеспечивающие  совместную деятельность. Мировоззрение  конкретного человека - сплав общего  и частного, опыта человечества  и личного опыта. От самого  человека зависит «качество»  его мировоззрения: будет ли  оно узким, неразвитым, эгоистичным  или, наоборот, опирающимся на  опыт всего человечества2.

 

XX век принес новые  трактовки соотношения составляющих  картины мира — искусства,  науки, мифологии и философии.

 

 Отличительной чертой  этого периода оказывается сближение  художественного, научного и философского  познания мира. Философия, если  взять ее в самом общем виде, как теорию духовного освоения  мира, теорию его человеческого  осмысления, т.е. как теоретическую  форму самопознания человека  и мира — формирует не просто  знание о мире, а знание человеческих  смыслов, значений и ценностей.  Поскольку сегодня постклассическая философия исходит из того, что бытие не статично, не стабильно, а находится в постоянном становлении, и признает, что у мироздания нет изначальных смыслов, то следует признать (как одно из онтологических оснований такого мироздания), процесс смыслопорождения. В этой связи становится понятна задача расширенной рациональности, осознанно включающей в себя приемы «вживания», «вчувствования» в объект.

 

 

Типы мировоззрений

 

 

 Мифология – мировоззрение  общества эпохи охоты и собирательства, ранних форм земледелия. «Миф»,  в переводе с древнегреческого, – «слово», «рассказ». Мифы  – это рассказы о деятельности  предков, богов, героев о происхождении  мира различных природных явлений  и общественных установлений  – норм, обычаев, правил поведения.  С точки зрения современного  человека мифы – это сказки, фантастические представления, выдумки,  с помощью которых человек  пытался объяснить окружающий  его мир. Действительно, мифы  со временем становятся сказками. Это происходит, когда в мифы  перестают верить, и они больше  не являются частью реальной  жизни. Но вначале мифы –  это реальность, и события, в  них описанные, воспринимаются  как то, что было на самом  деле. Более того, события мифа  – это события важнейшие в  жизни мира и родового коллектива. Мифы – священная история рода. В мифологическом прошлом были  заложены основы всего, и только  благодаря этому род может  существовать. Мифы для древнего  человека такая же реальность  как научные теории для человека  современного. С помощью того  и другого человек ориентируется  в мире, интерпретирует происходящие  в нем процессы.

 

 Мифы не выдумки,  а часть реальной жизни. Чтобы  понять мифологическое сознание, надо понять реальную жизнь,  способ существования в мире  человека той далекой эпохи.

 

 Мифологическое сознание  – это не только древнейшее  прошлое. Это глубинный пласт  нашего современного сознания. Мифы  живут. Наше массовое сознание  продолжает их творить. Это,  например, миф о всесилии науки  и техники, которые способны  избавить человечество от всех  бед, мифы о чудодейственных  медицинских препаратах, которые  способны излечить от всех  болезней, об инопланетянах, о  снежном человеке и другое3.

 

 В мифологическом сознании  человек, социум и природа представляют  собой единое и неразрывное  целое, связанное тысячью невидимых  нитей взаимодействия и взаимопонимания.  Это одушевление мифа выражается  в первобытных формах религии- фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимает классическую форму религии. Религия с самого начала есть специфическая форма, специфический человеческий способ обживания и осознания мира, это форма мировоззрения4.

 

 Религия (от лат.  religio — благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас. Миф и религия взаимосвязаны5.

 

 Для религии мир  имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром,  специфической точкой отсчета  среди относительности и текучести  мирового многообразия является  Бог. Бог придает целостность  и единство всему миру. Он направляет  ход мировой истории и устанавливает  нравственную санкцию человеческих  поступков. И наконец, в лице  Бога мир имеет “высшую инстанцию”, источник силы и помощи, дающий  человеку возможность быть услышанным  и понятым.

 

 Проблема Бога, в переводе  ее на язык философии, –  есть проблема существования  абсолюта, надмирового разумного начала, актуально-бесконечного во времени и пространстве. В религии это начало абстрактное, безличностное, а личностное, выраженное в Боге.

 

 Религия опирается  на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную  форму восприятия. Верующий человек  – субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в  реальных эмоциях свое видение  Бога, различных картин, связанных  с особенностями того или иного  религиозного направления.

 

 Важнейшими атрибутами  религии являются вера и культ.  Религия – не рефлексивный  тип мировоззрения.

 

 Вера – это способ  осознания мира религиозным сознанием,  особые состояния религиозного  сознания субъекта.

 

 Религиозных течений  много. Только в России их  свыше 40. В рамках религиозных  систем, религиозного сознания большое  значение приобретают этические  представления, нормы, идеалы, ценности (этика конфуцианства, десять  заповедей в христианской религии  и т. д.).

 

 Религия – форма  мировоззрения, в которой освоение  мира осуществляется через его  удвоение на земное, естественные  и потусторонний, сверхъестественный. При этом в отличие от науки, тоже создающей свой второй мир в виде научной картины природы, второй мир религии основан не на знании, а на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей. Религиозная вера – это особое состояние сознания, отличное от уверенности ученого, которая базируется на рациональных основах. В религиозном сознании культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

 

 Несмотря на близость  религии и философии, они различны  — идеализм философский есть  теоретическая основа религии.

 

 Идеализм и религия  как мировоззрения часто решают  сходные задачи по объяснению  мира, а также воздействия на  сознание и поведение человека. Их различие состоит в том,  что философия есть отражение  мира в теоретической, рационально  понятной форме. В философии  сформировался жесткий категориальный  аппарат: логос, причинность, закон,  идея, необходимость и т. д.

 

 Соотношение философии  и мировоззрения можно охарактеризовать  и так: понятие “мировоззрение”  шире понятия “философия”. Философия  – это такая форма общественного  и индивидуального сознания, которая  постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности,  чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого  смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни  писать, ни читать.

 

 В мировоззрении находит  свое завершение целостность  духовности человека. Философия  как едино цельное мировоззрение  есть дело не только каждого  мыслящего человека, но и всего  человечества, которое, как отдельный  человек, никогда не жило и  не может жить одними лишь  чисто логическими суждениями, но  осуществляет свою духовную жизнь  во всей красочной полноте  и цельности ее многообразных  моментов. Мировоззрение существует  в виде системы ценностных  ориентаций, идеалов, верований и  убеждений, а также образа жизни  человека и общества.

 

 Философия – мировоззренческая  форма сознания, однако не всякое  мировоззрение можно назвать  философским. У человека могут  быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.

 

 В массовом сознании  философия нередко представляется  чем – то весьма далеким  от реальной жизни. Философская  мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом.

Информация о работе Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения