Философия,
наука, искусство, практика взаимодополняют
друг друга, они имеют различные назначения,
реализуют различные функции. Философия
ведет себя подобно многоборцу в легкой
атлетике, который уступает в беге бегунам,
в прыжках прыгунам, в метаниях метателям,
но, тем не менее, неплохо смотрится в беге,
прыжках и метаниях, а в гармоничности
развития ему нет равных. Философ - это
многоборец в деле единства истины, красоты
и добра.
В
идеале философия должна быть высокоемкой
как в научном, так и в эстетическом
и этическом отношениях. Но реализовать
этот идеал очень трудно, так как
у каждого из философов обычно доминирует
одна сторона их творчества. Поэтому нет
ничего удивительного в том, что среди
различных философских направлений мы
встречаемся:
с
научно-ориентированной философией
(такова философия Аристотеля, Декарта,
Гегеля, Гуссерля, многих современных
философов из числа так называемых
аналитиков);
с
эстетически-ориентированной философией
(такова философия Бердяева, Шопенгауэра,
Ницше, Шеллинга, Хайдеггера, многих современных
философов из числа герменевтов и постмодернистов);
с
практически-ориентированной философией
(такова философия Канта, Маркса, Пирса).
1.7
Назначение философии.
Для
чего нужна философия? Сократ и Платон
считали, что под воздействием философии
человек "становится подлинно совершенным".
Англичанин Гоббс полагал, что недостаток
философии причиняет много страданий.
Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризовал
философию как "последнее выговаривание
и последний спор человека". Наш соотечественник
В.С.Соловьев видел назначение философии
в стремлении "к духовной целостности
человеческого существования".
Исходя
из выше изложенного назначение философии
- поиск удела человека, обеспечение его
бытия в причудливом мире, в возвышении
человека, в обеспечении его совершенствования.
Изучение философии - дело благородное
хотя бы уже потому, что с нею намного труднее
стать "обезьяной цивилизации", чем
без нее.
2.
РЕЛИГИЯ.
2.1
Религия и её сущность.
Наряду с мифом и философией
религия — одна из форм мировоззрения.
Как и философия, она пришла
на смену мифологическому мировоззрению,
которое не смогло дать удовлетворительные
ответы на вопросы, возникавшие
в древнем обществе при переходе
от первобытно-общинных отношений к более
усложненным, классовым.
В
истории человеческого общества
религия играла неоднозначную роль.
Например, в Европе в Средние века
(с V по XV вв.) христианская форма мировоззрения
являлась господствующей. Христианство
определяло развитие всех сфер жизни общества,
все решалось в соответствии с его предписаниями.
В дальнейшем, при переходе от
феодальных отношений к буржуазным,
с развитием наук стала выявляться
ограниченность и несостоятельность
христианских постулатов. Первые шаги
в освобождении от религии происходили
в ученой среде, а с расширением образования
и новыми научными открытиями влияние
религии постепенно стало ослабевать
и в других слоях общества. Жизнь общества
стала секуляризироваться, т.е. освобождаться
от религиозного влияния.
В современную эпоху даже в
тех государствах Западной Европы
и Америки, где христианство
традиционно поддерживается на
официальном уровне, идет заметное
ослабление его влияния на
развитие культуры. В прошлом это влияние
было громадно, его наследством мы продолжаем
пользоваться по сей день; сегодня оно
ничтожно мало. В это же время в странах
бывшего социалистического лагеря, где
официально осуществлялось атеистическое
воспитание, наблюдается возрастание
интереса к религиозным проблемам.
В России в наши дни к
верующим относят себя 60% опрошенных
граждан.
2.2
Структура религии.
Религия представляет собой сложное
образование. В ее структуре,
формирование которой завершилось
в период появления классового
общества, выделяют три основных
элемента:
- религиозное сознание; - религиозный
культ; - религиозные организации.
Религиозное сознание представляет
собой два относительно самостоятельных
уровня: религиозную психологию и религиозную
идеологию. Религиозная психология —
это совокупность религиозных представлений,
которые формируются под воздействием
носителей религиозного сознания. Религиозная
идеология — это система религиозных
идей, разработкой и пропагандой которых
занимаются религиозные организации в
лице профессиональных богословов и служителей
культа. Центральная часть религиозной
идеологии — теология (от греч. теос —
бог, логос — учение), или богословие. Она
включает в себя систему богословских
дисциплин, излагающих и обосновывающих
отдельные стороны вероучения. Основа
теологии — священные книги, содержанием
которых является совокупность «богооткровенных
истин».
Неотъемлемой частью любой религии
является религиозный культ —
совокупность символических действий,
с помощью которых верующие
пытаются повлиять на воображаемые
сверхъестественные или реально существующие
объекты. К культу относятся: обряды, таинства,
ритуалы, жертвоприношения, богослужения,
мистерии, посты, молитвы. Роль культа
исключительно велика. С помощью культа
религиозные организации в доступной
форме доводят религиозные идеи до сознания
верующих. Культ способствует укреплению
вероисповедного единства данной религии.
Существенную
роль в функционировании религии
играют религиозные организации, представляющие
собой объединения последователей
той или иной религии. Функции религиозных
организаций состоят в удовлетворении
религиозных потребностей верующих, регулировании
культовой деятельности, обеспечении
устойчивости и целостности объединения.
Религиозное
сознание, религиозные культы и религиозные
организации характеризуют деятельность
религии как специфического социального
института. Новый шаг в институционализации
религиозной жизни был связан с появлением
монотеистических религий. Возникает
церковь — автономный, строго централизованный
институт, обслуживаемый профессиональными
священнослужителями. Церковь является
проводником жестко фиксируемой системы
вероучения и культа; ей присущи иерархический
принцип управления, деление на клир, т.е.
получивших специальную подготовку профессиональных
служителей культа, и мирян.
Объединения верующих, противопоставивших
себя господствующему религиозному
течению, представляют собой организации
в виде различных сект. Секту
отличает ряд устойчивых отличительных
признаков: отсутствие жесткого
деления на клир и мирян;
сознательное вступление в общину;
активная миссионерская деятельность.
На определенном этапе развития
секта может превратиться в
церковь или промежуточную организацию,
имеющую черты как секты, так
и церкви. В современной социологии
религии промежуточная форма
религиозных организаций получила
название «деноминация».
2.3
Причины возникновения
религии и ее функции.
Религия как общественное явление
имеет свои социальные, гносеологические
и психологические причины возникновения
и существования.
Социальные причины — это те
объективные факторы общественной жизни,
которые с необходимостью порождают и
воспроизводят религиозные верования.
Гносеологические причины — это
предпосылки, возможности формирования
религиозных верований, возникающие
в процессе познания человеком
закономерностей природных явлений. Появление
у человека возможности мыслить абстрактно,
способствовало развитию теоретического
познания. Способность вычленить общее
и существенное в мышлении и фиксировать
их в языке позволяет познать мир глубже;
но данная способность также же создает
возможность превращения общих понятий
в некие «самостоятельные сущности», которые
рассматриваются как существующие вне
и независимо от материального мира. Тем
самым абстрагирование в мышлении от действительности
становится гносеологической предпосылкой
формирования религиозных представлений.
Психологические причины возникновения
и воспроизводства религии заключаются
в возникновении религиозных верований
в зависимости от эмоционального состояния
людей. Постоянные и устойчивые отрицательные
эмоции могут создать благоприятную почву
для приобщения индивида к религии. Постоянное
накопление негатива при отсутствии реальных
возможностей устранить его источник
ведет к тому, что человек ищет средства
избавления от переживаний, в том числе
и в религии.
Религия обладает рядом функций.
Главная ее функция определяется
как иллюзорно-компенсаторная (компенсировать,
восполнять). Религия выполняет роль
иллюзорного компенсатора из-за
слабости человека, его бессилия,
прежде всего социального. Будучи
не в силах решить жизненные проблемы
на земле, человек переносит их решение
в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются
в этом мире, религия обещает компенсировать,
восполнять их решение в иллюзорном потустороннем
мире. Для этого достаточно благопристойного
по отношению к ней поведения, исполнения
предписываемых религией установлений.
Важное значение имеет мировоззренческая
функция религии. Специфически отражая
действительность, она создает свою картину
мироустройства и соответственно мотивирует
поведение верующего, его ориентацию в
мире. Религия устанавливает определенные
нормы поведения, регулирует отношения
верующего в семье, быту, обществе на основе
разработанных систем и предписаний, что
является ее регулирующей функцией.
2.4
Современные мировые
религии.
Религия вместе с обществом
шла от несовершенных верований:
фетишизма, тотемизма, магии и
анимизма к современным мировым
религиям. Фетишизм — почитание различных
объектов действительности, которым предписывались
сверхъестественные свойства.
Тотемизм
— вера в существование сверхъестественной
связи.
Магия — совокупность верований
и обрядов.
Анимизм
же представляет собой веру в духовные
сущности, заключенные в предметах, или
существующие отдельно от них.
На
смену первобытным верованиям приходили
племенные религии, которые, вырастая
из древних, сохраняли все их архаичные
формы. Возникновение государств потребовало
новых типов религий. Появились национально-государственные
религии, которые отражали социально-политические
и другие отношения, сложившиеся в древних
государствах. С укреплением государств
многие народы переходили от многобожия
к единобожию. Как правило, единобожие
характеризуется поклонением главному
божеству, наряду с которым действуют
другие сверхъестественные силы — ангелы,
архангелы, демоны и пр.
Более совершенными, а потому
и наиболее распространенными,
оказались три мировые религии:
буддизм, христианство и ислам. Главной
их особенностью является космополитизм.
Эти религии обращены ко всем народам,
в них упрощен культ, отсутствует национальная
специфика.
Важнейшая идея мировых религий
— равенство всех верующих
перед Богом независимо от
их социального положения, цвета
кожи и национальности — позволила относительно
легко встать им на место существовавших
многоликих божеств и полностью заменить
их. Все мировые религии обещают верующим
справедливое к ним отношение, но только
в потустороннем мире и в зависимости
от благочестия в этом.
2.4.1
Буддизм.
Одна
из первых мировых религий. Возник в VI—V
вв. до н.э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь,
он распространился среди народов Центральной
и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока.
На территории России буддизм исповедуют
буряты, калмыки, монголы, тувинцы.
Достоверных источников об основателе
буддизма нет. Но буддийские
теологи считают, что им был
сын индийского царя по имени
Сидцхартха из рода Гаутамы,
которого после смерти стали
называть Будда (просветленный,
достигший мудрости). Основные положения
этого вероучения изложены в каноническом
сборнике Типитака. Буддийский пантеон
насчитывает тысячи будд, святых, бодхисатв
(существ, достигших спасения, но продолжающих
принимать участие в спасении людей), богов
местных старых религий, ангелов, демонов,
а также главного бога брахманизма — Брахму.
Все боги делятся на добрых и злых.