Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 18:52, реферат
Религия и философия - две основные движущие силы человеческой цивилизации, которые устремлены к поиску совершенного блага человека. О результатах этого поиска на настоящий момент нет необходимости говорить много: мир стоит на грани глобального кризиса, грозящего уничтожить не только все достижения человечества, но и саму жизнь на земле. Виноват в этом, очевидно — сам человек, его бурная деятельность.
Православие,
как и любая религия, в своем
свидетельстве о благе
Решение вопроса о благе в Православии исходит из исповедания бытия Бога и бессмертия человеческой личности. Принципиально важно отметить при этом, что вера в то и другое не является ни постулатом "чистого разума", ни его не выводами, но фактами общечеловеческого религиозного опыта.
По христианскому Откровению Бог есть Сущий (Бытие), Триипостасная Любовь, Премудрость, Истина. Этих определений достаточно, чтобы видеть, что Бог и есть то Благо, Которым все живет и движется и существует " (Деян.17;28), и что, следовательно, смысл человеческой жизни заключается в целостном (умом, сердцем и телом) познании Его, приобщении к Нему. В православном богословии это приобщение именуется обожением.
Предлагаемый православием идеал блага отвечает основным целям человеческих исканий, поскольку очевидно, что достоверное познание Истины (цель философии) возможно лишь через знание Сущего, то есть Бога. Познание же Бога или приобщение к Нему, единение с Ним является не только главной, но и единственной целью человеческой жизни по православному учению.
Почему
можно принять православный взгляд?
Конспективно основные положения можно
представить в следующих
1.
Он не имеет "противопоказаний"
2. Православие удовлетворяет важнейшей потребности человека — дает конкретный и исчерпывающий ответ на вопрос о смысле и цели его жизни: богоподобное, вечное бытие личности. При этом достижение указанной цели не игнорирует никаких реальных потребностей человека и действительных ценностей этой жизни. Знаменитое "пари" Б. Паскаля (в его "Мыслях") хорошо это иллюстрирует: человек, живя по-христиански, ничего не теряет на земле даже если нет Бога, если же Он есть, то приобретает бесконечное в Нем благо; живя же вопреки Евангелию, человек по меньшей мере ничего не выигрывает здесь, но зато, если Бог есть, всего лишается в вечности.
4.
Православие в чисто
5. История свидетельствует об истинности Православия не поддающимся никакому естественному объяснению фактом сохранения и распространения христианства в условиях трехвекового жестокого преследования и физического уничтожения христиан, начиная с казни Самого Иисуса Христа. Христианство, как ни одна религия в мире, дало такое количество мучеников за веру (десятки и десятки миллионов), которое полностью исключает возможность объяснения этого беспрецедентного в истории явления какими-либо обычными причинами (фанатизмом, идейной убежденностью, психическими болезнями, увлеченностью христианством как модой и т.д.).
6. Все основные христианские истины (Единство Бога при Троичности Ипостасей, Богочеловечество Иисуса Христа, Спасение Крестом, Воскресение и др.) принципиально отличны от всех древних нехристианских аналогов и невыводимы из каких-либо систем мысли того времени. Апостол Павел потому писал: Мы проповедуем Христа распятого: иудеям соблазн, эллинам безумие (1Кор.1;23).
По мнению профессора. А. И. Осипова, православное понимание блага исходит не из слепой веры, но имеет под собой самые серьезные основания.
Что могло бы дать православие философии:
*ясную целенаправленность и высший смысл философских изысканий;
*осознание необходимости и приоритетности духовно-нравственных критериев в определении полезности (истинности) любой и всей познавательной, исследовательской, творческой деятельности человека;
*ограждение ученого от страсти "познания ради познания", рабство которой все с большей очевидностью приближает современное человечество к реальности франкенштейнов, подтверждая мудрость слов св. Каллиста Катафигиота: "Ум должен соблюдать меру познания, чтобы не погибнуть";
*способствовало бы нахождению более полноценных и нравственно оправданных направлений развития системы научного, философского и гуманитарного образования и разрешению одной из серьезных проблем — соотносительной значимости религии, философии и науки в жизни и всей практической деятельности человека;
*сыграло бы огромную роль в создании здорового климата в обществе, в его наиболее важной сфере жизни — духовно-интеллектуальной.
Изоляция
же философии как
В
настоящее время есть достаточные условия
к развитию плодотворного диалога между
этими двумя ветвями познающего человеческого
духа и грешно было бы не воспользоваться
ими
Список литературы.
1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие / П.В. Алексеев. - М.: ООО "ТК Велби", 2003 - 256 с.
2. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. - СПб.: Лань, 2004. - 928 с.
3. Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. - СПб.: Питер, 2004. - 352 с.
4. Романов
И.Н. Философия. Исследования - тексты
- схемы - таблицы - упражнения - тесты.
Учебное пособие / И.Н. Романов,
А.И. Костяев. - М.: Педагогическое
общество России, 2003. - 352 с.