Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:03, контрольная работа
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания
Введение...................................................................................................3
Понятие философия.................................................................................4
Функции филосифия................................................................................6
Методология функции мировоззрения..................................................7
Структура мировоззрения......................................................................10
Типология мировоззрения......................................................................11
Типы мировоззрения...............................................................................13
Заключение..............................................................................................15
Список литературы.................................................................................16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Факультет экономический
Кафедра философии и социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
на тему «Философия, как мировоззрение»
Выполнил:
студент 1-ого курса гр. Фкс-112
Проверил:
к.э.н., доцент Морозов А.С
Кемерово 2012
Содержание
Введение......................
Понятие философия.....................
Функции филосифия.....................
Методология функции мировоззрения.........
Структура мировоззрения.................
Типология мировоззрения.................
Типы мировоззрения............
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система
обобщенных взглядов на мир и место
человека в нем, на отношение людей
к окружающей их действительности и
самим себе, а также обусловленные
этими взглядами основные жизненные
позиции людей, их убеждения, идеалы,
принципы познания и деятельности,
ценностные ориентации. Мировоззрение
- это далеко не все взгляды и
представления об окружающем мире,
а только их предельное обобщение. Содержание
мировоззрения группируется вокруг
того или иного решения основного
вопроса философии. В качестве субъекта
мировоззрения реально
Понятие философия
Философия - общая теория
мира и человека в нем. Философия
и мировоззрение органично
С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения.
Представляется, что философия как особый тип мировоззрения возникла как ответ на вечную для человека потребность расширять кругозор, которая исторически развивается: свойственная людям любознательность постепенно перерастает в интеллектуальную потребность безграничного расширения и углубления знаний о мире, интеллект человека пытается постичь мир разумом в таких его ракурсах, которые не могут быть даны никаким опытом, интеллект стремится к знанию о мире как целостной реальности, с которой люди должны постоянно считаться в формировании программ своего поведения.
Наука не может дать такое непостижимое знание, религия приписывает человеку программы поведения, которые определяются верой в сверхъестественное, и, наверно, только философии под силу удовлетворить потребности мыслящего человека в создании целостной картины мира и в осмыслении собственного назначения в этом мире. Ведь философия - это область духовной деятельности человека, в основе которой лежит критическая рефлексия над самой духовной деятельностью, над ее смыслом, целью и формами, и, в конечном счете - над выяснением сути самого человека как субъекта культуры, или, как уже сказано, естественного отношения человека к миру. Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего - воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен - воздух, Гераклит – огонь.
Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад в основание математики, физики, астрономии. Главное же в учении Фалеса как ученого, утверждающего новую, именно философскую эпоху в развитии мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой науки.
У истоков формирования научного
мировоззрения в философии
Функции философии
мировоззренческая - способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
методологическая - абстрактно-теоретическое объяснение мира, общие методы познания и освоения действительности человеком.
гносеологическая - регламентирует механизм познания -- правильное и достоверное познание окружающей действительности.
критическая - проповедуемый всеми философами со времен античной философии принцип - подвергать все сомнению.
прогностическая - основана на способности философских знаний прогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, науки, человека, природы и общества.
воспитательно-гуманитарная - прививает человеку и обществу гуманистические цели и идеалы, укрепляет мораль, помогает найти смысл жизни.
социальная - объясняет социальное бытие и способствует его материальному и духовному изменению. Помогает осознать и сформулировать коллективные цели и способы их достижения.
Философия многогранна. Она охватывает
мир человеческой жизни и мир
культуры в его многообразии. Рассмотрение
философии как культурно-
С исторической точки зрения, философия - не первичная, простейшая форма сознания. К моменту ее возникновения, человечеством был пройден большой путь, накоплены знания и опыт. Ее появление - рождение вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм культуры.
Мировоззрение и его методологические функции в построении картины мира.
Различают понятия «мировоззрение»,
«общая картина мира», «мироощущение»,
«мировосприятие», «миросозерцание»,
«миропонимание». Между всеми этими
понятиями существует тесная взаимосвязь
и единство. Нередко они употребляются
в качестве синонимов. Вместе с тем
между этими понятиями имеются
и различия. Общая картина мира
– это синтез знаний людей о
природе и социальной реальности.
Совокупность естественных наук образует
естественно-научную картину мира, а общественных
– социально-историческую картину действительности.
Создание общей картины мира – задача
всех областей знания.
С помощью мировоззрения человек строит
картину мира определенной эпохи или свою
собственную. Мировоззрение – это комплексное
воззрение о том, как вести себя в этом
мире и по отношению к Пространству, и
по отношению ко Времени. Например, мировоззрение
западноевропейцев считается активным,
рациональным и линейным (культура «мужского
типа»), а мировоззрение народов Востока
– созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным
(культуры «женского типа»). Мировоззрение
– способ построения картины мира.
Картина мира – это обобщенное знание
о строении, устройстве мира, закономерностях
его развития. Картина мира является исходным
пунктом и результатом деятельности мировоззрения.
Картина мира задается человеку (или сообществу)
извне (т.е. внешними условиями существования)
сразу после рождения в «свернутом» виде,
а затем, в процессе реальной жизнедеятельности,
на основе получаемого опыта жизни, она
дешифруется, корректируется и видоизменяется
в соответствии с новыми объективными
условиями и субъективными желаниями
человека. Картина мира, такимобразом,
в определенной степени произвольна, а
в определенной степени – обусловлена
объективными обстоятельствами. Чем системней,
шире и глубже мировоззрение, тем точнее
картина мира, тем успешней жизнедеятельность
личности или сообщества людей, потому
что точнее и адаптивней становится программа
человеческой жизнедеятельности, т.е.
ее мировоззренческая стратегия. Это –
основная функция мировоззрения. Она называется
методологической (метод – способ; логос
– учение; функция исполнение), поскольку
именно мировоззрение личности или общества
определяет какие именно способы будут
использоваться для достижения жизненной
цели. Дело в том, что люди, осуществляя
любую деятельность, живут не только в
Настоящем (как животные), но, одновременно,
и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем.
Поэтому, кроме инстинктов и безусловных
рефлексов, им требуются особые мыслительные
конструкции, позволяющие людям уверенно
чувствовать себя и в самооценке, и в своих
прогнозах на будущее. Помимо цели, люди
обычно руководствуются в своем поведении
и более или менее общими установками,
общими правилами действия, запретами,
предписаниями и ограничениями. Именно
эти общие установки и составляют методологию
в широком смысле.
Человек утверждает себя в предметном
мире не только с помощью мышления, но
и посредством всех своих познавательных
способностей. Целостное осознание и переживание
воздействующей на человека реальности
в форме ощущений, восприятий, представлений
и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие
и миросозерцание. Миропонимание представляет
собой лишь понятийный, интеллектуальный
аспект мировоззрения. Для мировоззрения
же характерна еще более высокая интеграция
знаний, чем в общей картине мира, и наличие
не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного
отношения человека к миру.
Мировоззрение у огромного
количества совершенно разных людей
имеет множество общих черт в
различных отношениях. Так, мировоззрение
может быть научным или антинаучным,
религиозным или атеистическим,
обыденным или философским, но оно
всегда стремится к целостности
и успешности относительно совершенно
конкретных обстоятельств. Однако достигаются
эта целостность и эта успешность разными
способами. Художественное, мифологическое,
религиозное мировоззрение формируются
при преимущественном значении мироощущения;
научное мировоззрение действует в основном
на уровне миропонимания; философское
осуществляет попытку системно гармонизировать
оба уровня; а обыденное мировоззрение
- это произвольное смешение мироощущения
с миропониманием.
Будучи отражением мира и ценностным отношением
к нему, мировоззрение играет и определенную
регулятивно-творческую роль, выступая
в качестве методологии построения общей
картины мира. Ни одна конкретная наука
сама по себе не есть мировоззрение, хотя
каждая из них с необходимостью содержит
в себе мировоззренческое начало. Понятие
мировоззрения соотносится с понятием
«идеология», но они не совпадают по своему
содержанию: мировоззрение шире идеологии.
Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения,
которая ориентирована на социальные
явления. Мировоззрение же в целом относится
ко всей объективной действительности
и к человеку.[3;58]
Структура мировоззрения
Будучи важной составной
частью внутреннего мира человека,
мировоззрение имеет сложную
структуру. Мировоззрение человека
непременно обнаруживает себя в различных
феноменах его духовной жизни
и поведения: во взглядах, верованиях,
убеждениях, поступках и т.п. Но в
них самих следует видеть лишь
отдельные проявления более глубоких
структур или слоев мировоззрения.
Основной структурообразующий элемент
мировоззрения – вопросы, которые
возникают перед человеком
- «О сущем» (что значить существовать и быть действительным или реальным);
- «О должном» (что обладает
высшей ценностью, т.е.
-«О реализации должного
в сущем» (каким образом, какими путями
можно достичь должного, короче - как жить
в этом мире, руководствуясь избранными
ценностями). Центральная проблема мировоззрения
– вопрос о месте и назначении человека
в мире. От ее решения зависят ответы на
другие мировоззренческие вопросов. Хотя
и они, в свою очередь, влияют на решение
этой проблемы. Указанным группам мировоззренческих
проблем-вопросов соответствуют познавательная,
ценностная и программно-поведенческая
подсистемы мировоззрения, в которых и
происходит формирование взглядов, убеждений,
жизненных стратегий.