Философия, как мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 13:03, контрольная работа

Краткое описание

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания

Содержание

Введение...................................................................................................3
Понятие философия.................................................................................4
Функции филосифия................................................................................6
Методология функции мировоззрения..................................................7
Структура мировоззрения......................................................................10
Типология мировоззрения......................................................................11
Типы мировоззрения...............................................................................13
Заключение..............................................................................................15
Список литературы.................................................................................16

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по философии.docx

— 36.40 Кб (Скачать файл)

 

 

Типология мировоззрений

Мировоззрение каждого человека глубоко индивидуально. Оно несет  в себе черты, обусловленные особенностями  исторической эпохи, в которую живет  человек, его воспитанием и образованием, профессиональной деятельностью. На нем  оставляют отпечаток состояние  физического и душевного здоровья и многое другое. Различаются не только конкретные взгляды, но и сами способы осмысления мировоззренческих  проблем, роль логики и образности в  построении мировоззрения, степень  и характер его эмоциональности.

Но мировоззрения людей  не только отличаются. В них много  общего. И по содержанию - есть взгляды, широко распространенные и даже господствующие в обществе или его отдельных  слоях. Например, религиозные воззрения  определенного толка. И по способам организации этих взглядов. Например, придание особого значения личному  авторитету человека, формулирующему взгляды, или, напротив придание большего значения логической стройности самих  взглядов и т.п. 
Наличие общих черт позволяет рассматривать мировоззрение уже не отдельного человека, хотя и оно подчас представляет интерес, а тип мировоззрения, присущий большому числу людей. 
В самом общем виде и с известной долей условности все типы мировоззрений можно разделить на социально-исторические и экзистенциально-личностные.

Социально-исторические типы формируются на различных этапах развития человечества и отличаются прежде всего способом, каким мировоззрение становится доступным людям в различные исторические эпохи. Важнейшими социально-историческими типами мировоззрения являются: архаический, или самый древний (анимизм, тотемизм, фетишизм и т.п.), мифологический, религиозный и философский. Они отличаются не просто разной постановкой мировоззренческих проблем, но и принципиально различными способами их решения.  Экзистенциально-личностные типы мировоззрения формируются на различных стадиях духовного становления человека и различаются, главным образом, тем способом, каким индивид усваивает себе мировоззренческие достижения человечества и сам продуцирует их. Мировоззрение отдельного человека может формироваться либо стихийно, либо целенаправленно. В последнем случае роль индивида может быть либо, по-преимуществу, пассивной, когда он некритически (догматически) усваивает готовые взгляды, либо активной, когда он ведет осознанный (интенциональный - намеренный) мировоззренческий поиск. В последнем случае ему необходимо критически отнестись к собственному внутреннему миру и заняться рефлексией, то есть дать себе отчет в том как, какими средствами, на каких основаниях будет строится его мировоззрение. Этим индивидуальным способам формирования мировоззрения соответствуют стихийный, догматический и интенционально-рефлексивный типы мировоззрения.[5;302]

 

Типы  мировоззрения

Мировоззрение всегда выступало смысловой  основой человеческой жизни, всегда связывалось с культурой человека и социальным действием, поэтому  тема мировоззрения и его исторических форм является важным для изучения философии.

Мировоззрение как культурный и  социальный феномен имеет свои исторические образы в мифе, религии, науке и  философии, кроме того, выделяют обыденно-практическое мировоззрение.

Миф - особый вид мировоззрения, специфическое  образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. Источником любого типа мировоззрения является материальные, социальные и гносеологические предпосылки, обусловленные уровнем  развития общества. Миф (повествование, сказание)- был первой попыткой обобщить и объяснить мир. Миф - это чувственно-наглядные  поэтические образы "бессознательной" художественной переработки природы  коллективным сознанием.

В мифологии отсутствуют разграничения  мира и человека, мысли и эмоции, знаний и художественных образов, идеального и вещественного, объективного и  субъективного, отсутствует понятие "Я" и отделение его от "Мы". А "Мы" от природы. В мифологии  все слитно и не расчленено, синкретично. Основные типы мифов: космологические, антропологические, астральные, солярные, тотемические, героические, эсхатологические. Выделяются аспекты мифа: синхронный и диахронный. К основным функциям мифа следует отнести: -выработка коллективного представления о мире, - связь поколений, закрепление единой системы ценностей, поиск единства мира и человека.

Религия - форма мировоззрения, в  основе которой лежит вера в существование  трансцендентных сил, и признающая за ними главенствующую роль в мироздании и жизни человека. Основными элементами религии являются культовая система  и вероучение. Религия как форма  мировоззрения носит духовно-практический характер. Религия - сложное явление, в рамках которого формируются нравственно-этические идеалы и представления, которые помогали развитию духовности человека, способствовали формированию общечеловеческих ценностей.

Философия возникает на рубеже 7-6 вв. до н. э. на основе потребности в целостном  понимании мира, как связанного и  единого в своей основе. Объективно положение человека в мире таково, что он реально поставлен в  отношении к миру в целом, а  не к его отдельным областям или  свойствам. Человек противостоит миру универсально. Философия - как особый способ духовного освоения мира - теоретически сформулированное мировоззрение и  исторически первая форма теоретического знания. Она дает теоретическое обобщение  практической деятельности людей и  данных наук о мире и человеке.[6;120]

 

 

Заключение

Мировоззрение есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую  ориентацию человека.

Мировоззрение - это не только содержание, но и способ осознания  действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения  которых образуется общий жизненный  план, формируются идеалы, придающие  мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в  мировоззрение тогда, когда оно  приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности  человека в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромный практический жизненный смысл. Оно  влияет на нормы поведения, на отношение  человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это  своего рода духовная призма, через  которую воспринимается и переживается все окружающее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Лавров П.Л. Три беседы о современном значении философии / Философия и социология. М. 2010,  С.571-572.
  2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.,2009, С 158
  3. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. - Москва, 2009, С 56-145
  4. Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. - М., 2008, С 235
  5. Алексеев П. В. Философия : учебник для вузов / П. В. Алексеев, А. В. Панин . - 4-е изд., перераб. и доп . - М. : Проспект , 2008. - 588 с.
  6. Кузьменко Г. Н. Введение в историю философии (мировоззренческий аспект) : учебное пособие / Г. Н. Кузьменко . - М. : Гардарики , 2009. - 141 с.
  7. Невлева И. М. Философия : учебное пособие для вузов / И. М. Невлева . - М. : Рус. Деловая Лит. , 2009. - 444 с.

 


Информация о работе Философия, как мировоззрение