Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 21:20, контрольная работа
Исходя из характера решаемых в философии вопросов, говорят, что она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет сейчас две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной.
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Белгородский Государственный Технологический университет
им. В.Г. Шухова
Кафедра теории и методологии науки
Контрольная работа
по дисциплине: « Философия »
на тему: «Философия как мировоззренческая система: её смысл и предназначение»
Вариант 3
группы
Агабегян Л.Б.
Котельникова В.М
Введение
Исходя из характера решаемых в философии вопросов, говорят, что она на протяжении всей человеческой истории выполняла и выполняет сейчас две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания и нормы одного из главных видов деятельности - познавательной.
Философия – мировоззренческое знание. Это ее специфическое отличие. В целом, философия и мировоззрение не совпадают полностью. Понятие "мировоззрение" шире, чем понятие "философия". Философия – лишь один из исторических типов мировоззрения, которому предшествовали и первоначально развивались параллельно – мифологический и религиозный типы мировоззрения.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского
мировоззрения, в основе которого лежит
объяснение всего сущего через господство
необъяснимой, сверхъестественной силы
- Бога (был распространен в
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие мировоззрения…………………
1.2. Мироощущение и
миропонимание………………………………………….
1.3.Жизненно-повседневное и теоретическое миропонимание…………...….10
2. Структура
мировоззрения……………………………………………
3.Заключение………………………………………………
4. Список литературы…………………………………
1.Понятие мировоззрения
Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания,
познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а
их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений,
мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в
мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.
Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то
ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса: технические средства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли, чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей тактике подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и мальте, явные и скрытые процессы общественных изменений. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. В реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными
группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит,
что, кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет,
действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.[1]
Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по
тому или иному признаку (например, по классовой принадлежности,
социальному положению, уровню образования, профессии и другим), имеет
собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно
отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные
программы. И все же и многообразии вариантов исторически изменяющихся мировоззрений можно выделить ряд укрупненных градаций, типов.
Мировоззрение – образование интегральное. В нем принципиально важна
связь его компонентов, их «сплав». й как в сплаве различные сочетания
элементов, их пропорции дают разные результаты, так нечто подобное
происходит и с мировоззрением.
В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные
знания – повседневные, или жизненно-практические, профессиональные,
научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного
народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить
соответствующее мировоззрение. Наивное, непросвещённое сознание не
располагает достаточными средствами для четкого, последовательного,
рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.[1]
Степень познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности,
внутренней согласованности того или иного мировоззрения бывает разной.
По знания никогда не заполняют собой всего поля мировоззрения. Кроме
знаний о мире (включая и мир человека) в мировоззрении осмысливается
также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы
ценностей (представления о добре и зле и другие), выстраиваются
«образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения.
Программы жизни, действия, направленность поступков имеют под собой
две «опоры»: знания и ценности. Они во многом «полярны», противоположны по своей сути. Познанием движет стремление к истине – объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни.
В ценностном сознании формируются нравственные, эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, с которыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание – определение ценности происходящего. Система ценностных ориентаций играет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественном мировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способы освоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-то уравновешены, приведены в согласие. Должно достигаться также напряженное единство других «полярных» компонентов, аспектов, уровней мировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видения будущего. Их соотнесение, сочетание, синтез – сложная и мучительная духовно-практическая работа, призванная обеспечивать
связанность и целостность человеческого опыта, всей системы ориентаций.
Мировоззрение – комплексная форма сознания, объемлющая самые разные
«пласты» человеческого опыта, – способно раздвигать узкие рамки
повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека
с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В
мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.[2]
Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов,
определяющих самое общее видение, понимание мира.
1.2. Мироощущение и миропонимание
В различных формах мировоззрений по-разному представлены
интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-
психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств
составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию.[2]
Познавательно-
миропонимание.
«Коэффициент
Жизнь в природном и общественном мире рождает в людях сложную гамму чувств, переживаний. С мировоззрением сопряжены любознательность, удивление, чувства единства с природой, сопричастности человеческой истории, благоговения, восхищения, трепета, тревоги, напряжения и многие другие. Среди мировоззренческих эмоций есть окрашенные в «мрачные» тона тревоги, страха, отчаяния. К ним относятся чувство неуверенности, беспомощности, потерянности, бессилия, одиночества, печали, горя, душевного надрыва.
Можно опасаться, переживать, болеть за своих близких, за свою страну, народ, будущее человечества, за жизнь на 3емле, за судьбы культуры. Вместе с тем людям присущ также целый спектр («светлых») эмоций: ощущения радости, счастья, гармонии, полноты телесных, душевных,
интеллектуальных сил, удовлетворенности жизнью, своими свершениями.
Сочетания таких чувств дают вариации типов человеческих мироощущений.
Эмоциональный настрой может быть радостным, оптимистическим или же мрачным, пессимистическим; эгоистическим или же полным душевной щедрости, заботы о других; счастливым или несчастным и т. д. В настроениях сказываются обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности, тип культуры,
индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья.[2]
Мироощущение человека молодого, полного сил, иное, чем старого или безнадежно больного. Критические, тяжелые ситуации жизни требуют от людей большого мужества и душевных сил. Одной из ситуаций, вызывающих напряженные переживания, является встреча со смертью. Мощные импульсы мировоззрению дают нравственные чувства: стыда, укоров совести, чувство долга, морального удовлетворения, сострадания, милосердия, а также их антиподы. В мировоззрении того или иного времени находят выражение типовые, преобладающие настроения, «дух» эпохи, страны, тех или иных социальных сил.
Эмоциональный мир человека определяет прежде всего его мироощущение, но находит выражение и в мировоззрении, в том числе в мировоззрении
философском. Ярким выражением возвышенных мировоззренческих эмоций могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Мировоззрение – сложное взаимодействие интеллектуальных и эмоциональных компонентов, мироощущения и миропонимания.
Разум и чувства входят в ткань мировоззрения не обособленно, а во
Взаимосплетении, кроме того, они сочетаются с волей. Это придает всему
составу мировоззрения особый характер. Мировоззрение, по крайней мере его узловые моменты, его основа, по сути, всегда тяготеют к тому, чтобы
стать более или менее целостным комплексом убеждений. Включаясь в
мировоззрение, различные его составляющие (знания, ценности, программы
действий) приобретают новый статус: они вбирают в себя отношение,
позицию человека (группы людей), окрашиваются эмоциями, сочетаются с
волей к действию. Убеждения – взгляды, активно принимаемые людьми,
Информация о работе Философия как мировоззренческая система: её смысл и предназначение