Философия как наука, её смысл и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 22:09, реферат

Краткое описание

Слово «philosophos» (Любовь к мудрости, любомудрие) впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. (Возможно, у Пифагора). Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным.

Содержание

1 Введение(что такое философия)
2 Философское знание
3 Предназначение философии
3 Функции философии
4 Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

 

         1. Философия как наука, её смысл и функции.

 

  План:

1 Введение(что такое  философия)

2 Философское знание

3 Предназначение философии

3 Функции философии

4 Заключение

 

. Философия одна из самых  увлекательнейших областей человеческого  знания, духовной культуры. Зародившись в VII—VI веках до и. в Индии. Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие века.

 Слово «philosophos» (Любовь к  мудрости, любомудрие) впервые встречается  у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. (Возможно, у Пифагора). Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным.

1) Приступая к изучению философии,  многие уже имеют об этом  предмете некоторое представление:  могут объяснить в первом приближении,  что такое философия, выделив  из ряда вопросов — житейских, производственных, научных, политических, художественных и других — те, что носят философский характер. Откуда же у людей это предпонимание?

 Тематика этих раздумий задана  потребностью в общей ориентации, самоопределении человека в мире.

 2) Каждый из нас принимал в своей жизни бессчетное количество решений, которые воздействовали на нашу жизнь и в некоторой степени на окружающих. Многие из нас принимали даже наиважнейшие решения, не спрашивая себя, на каких принципах мы основываем наш выбор, заслуживают ли эти принципы уважения и стоят ли они того, чтобы им следовать. Когда приходит война, молодые мужчины идут сражаться и умирают, не слишком задумываясь о том, имеют ли они моральное право убивать другого человека.

 Однако бытовое понимание философии весьма иронично. С самого начала философы были объектом подозрений и даже насмешек. Сократ был осмеян в пьесе блестящего комического поэта Аристофана как человек, который витает в облаках и словно сумасшедший говорит бессмыслицу. Самый первый философ, Фалес, имел репутацию рассеянного. Обычно философов обвиняют в том, что они разглагольствуют о вещах, слишком далеко стоящих от реальных человеческих забот. «Дети с избыточным запасом слов», «Люди, не державшие в руках платежного поручения» и т.п. Традиция складывать анекдоты – от Фалеса до наших дней. «Три мудреца в одном тазу поплыли по морю в грозу. Будь попрочнее старый таз длиннее был бы мой рассказ»

 В то же время философ  – синоним человека, умеющий сопротивляться  невзгодам.     

Философский взгляд на жизнь». Людей, обладающих особой внутренней цельностью, умением противостоять невзгодам и жизненным неурядицам, нередко называют философами. Кого мы могли бы назвать в своей обычной жизни философами? Видимо тех, к кому сами нередко обращаемся за житейским советом. Сознаем мы это или нет, но обращаемся не к каждому, а к разумному человеку. Т.о. диапазон – от иронии до восхищения.

 Однако, что предполагает философская  разумность? Ясно, что это не возрастное  состояние мудрого старца. Ведь  может быть старый человек глупцом, а юный — мудрецом. Так что же такое мудрость? Поскольку это слово софос – мудрость входит в само название науки, начнем с него.

 Попробуем спросить об этом  у одного старого философа — Аристотеля (4 в. до н.э.). Аристотель — древнегреческий мыслитель, известен тем, что основал Ликей (школу философов) и что был учителем великого полководца Александра Македонского. Что же он нам ответит на наш вопрос? «Во-первых, ... мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека... В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин...»

 Итак, особенностью философского  знания и является мудрость, которая,  конечно, отличается от житейской  мудрости. Чем? Аристотель называет  такую его особенность: «знание  общего». Почему? Потому что не обязательно для человека знать много, но важно понимать многое.

 А как этого добиться? Не  умножением знания, а умением  постигать причины. Это умение даст и способность предвидеть события, а значит и научит правильно действовать.

 Аристотель называл философом  того, кто способен удивляться, ибо  удивляющийся размышляет, философствует. Думает о смене положения Луны, Солнца и звезд, о происхождении Вселенной, о себе и своей судьбе. Важно, что этот удивляющийся человек считает себя незнающим. Потому что тот, кто уверен в своем всезнайстве, никогда не станет философом. И не о нем речь. «Книжный шкаф знает больше».

 Чему же удивляется человек-философ?  Да всему: миру, звездам, детям,  людям. Он очень любит сказки  и мифы и видит в них массу удивительного. Он хочет много знать. Известны знаменитые слова немецкого философа И. Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них,— это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

 Но это делается не ради  какой-то конкретной пользы, а ради того, чтобы понять явление. Аристотель говорил: «ради разумения». И именно поэтому Аристотель называл такого человека свободным (не связанным, не скованным каким-то обязательством), а науку философию — единственно свободной, существующей не с прагматической (полезной) целью, а как бы ради себя самой, «ради разумения».

 Значит путь философского  знания —это путь разумного  мышления. И формируется это знание  вместе с формированием человека разумного (homo sapiens). Вы знаете, что появлению человека разумного предшествовали многие и многие годы, столетия и тысячелетия.

 Философское знание — это  культура разумного мышления.

 Что это значит? Это мышление  основательное, научное, но и  не допускающее произвола, насилия,  умеющее отстаивать свою правоту и мышление свободное, творческое, предполагающее знание бесконечным.

 Конечно, культура разумного  мышления не может быть навязана  человеку помимо его воли и  желания, его интереса. Культура  разумного мышления — не в  том, чтобы зазубрить те или иные законы и примеры, подтверждающие их действие.

 Основные черты философского знания:

- Это не столько многознание,  сколько «разумение», понимание, осмысление. Это умение постигать причины явления, «смотреть в корень», и потому — предвидеть дальнейший ход событий.

- Это умение сомневаться и  постоянная готовность к новому, открытость к познанию («способность  удивляться»). Кто уверен в своем  всезнании, нечего делать в  философии. 

- Это не агрессивное, насильственное  отношение к людям, к миру, а  руководствующееся только разумом. Это мудрость, проявляющаяся и в житейских делах.

- Наконец, для философского знания  характерно обращение к «вечным»  смысловым вопросам человеческого  бытия, на которые нет сиюминутного ответа, но без которых не обходится ни один человек: Кто я? Для чего живу? В чем смысл моей жизни? А вселенной? Кем мне приходятся другие люди, животные? Что означает для меня природа и ее смерть? И т.д. Философия хотя и не дает однозначного ответа, но учит думать, размышлять. Она как бы формирует совесть и прежде всего — экологическую совесть, поскольку позволяет ощутить мир как единую экосистему и место в нем человека.

 В дополнение к профессиональным  навыкам, знаниям, эрудиции, так необходимым при решении конкретных задач, каждому из нас нужно и нечто большее. Требуется широкий кругозор, умение видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать суть всего, что с нами происходит. Человек стремится к профессиональному знанию. Это естественно. Но ему необходимо и нечто большее, чтобы решить конкретную задачу. Кругозор, умение видеть тенденции и перспективы развития мира, конкретного явления, понимать суть. Важно также понимать смысл и цели наших действий, нашей жизни: зачем мы делаем то или это, к чему стремимся, что это даст людям. Такого рода представления о мире и месте в нем человека, если их удается как-то осознать или даже сформулировать, называют мировоззрением.

 Предназначение философии, ее смысл и функции:

 Время появления человека, руководствующегося в своей жизни не сиюминутной пользой и т.п., а знанием, мудростью, немецкий философ Карл Ясперс (1883—1969 гг.), много труда положивший для открытия т.н. «шифров бытия», называл «осевым временем». «Осевое время, таинственно начавшееся» почти одновременно в течение от 800 до 200 гг. до н.э. в Китае, Индии и на Западе. Именно тогда произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью. Человек осознавал свое бытие и себя как личность. В это время происходит много необычайного. Вспомним, именно в тот период в Китае жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы, Ле-цзы, именно тогда и появились все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии были рассмотрены все возможные взгляды постижения действительности вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, драматургов Эсхила, Еврипида и Софокла, историка Фукидида и механика Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы, независимо друг от друга.

 Вначале философия включала  в себя весь комплекс знаний о мире. Знание не было разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным, т. е. включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире, о счастье, смысле человеческой жизни и т. д. Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается глубина мира и собственная значимость. Человек осмысливает мир и себя как проблему, он ставит радикальные вопросы, ищет понимания и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели.

 В эту эпоху были разработаны  основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей.

 В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию предмета философии как науки: староантичное, традиционное и современное.

 Староантичное понимание философии  тождественно понятию науки вообще. Его можно квалифицировать как «протознание», «преднаука», «пранаука». Предмет нерасчлененной науки — вся действительность. Вся сумма внерелигиозных знаний — философия, возникшая как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и накопившимся знанием, философии в античности как науки в современном смысле этого слова не было, как не было физики, биологии и других наук.

 Традиционное понимание предмета  философии связано с именем  Аристотеля, который отмечал, что  наука о первых началах (учение о всеобщем) — это безраздельно господствующая и руководящая наука, наука, которой все другие, как рабыни, не вправе сказать и слова против. Философия трактуется как наука наук. Установившееся за ней название «метафизика» (то, что «после физики») стало синонимом философской науки о первых началах, о всеобщем.

 Современное понимание предмета философии складывалось по мере накопления специальных научных знаний, выработки конкретных приемов исследования и развития представлений о закономерностях отдельных областей природы, процесса дифференциации теоретического знания. Обрели самостоятельность механика, астрономия, физика, политэкономия, медицина, математика, химия (последняя четверть XVIII века). В XIX веке возникли геология, биология, антропология, юриспруденция. Таким образом, от протознания вначале отделились естественные, затем общественные и, наконец, науки о мышлении. Возникла точка зрения, согласно которой содержание философии, якобы, «разобрано по частям отдельными науками», «философия распалась, разложилась».

 На самом же деле философия,  подобно механике, физике и другим системам частного знания, постепенно формируется, созревает и подготавливается к «отпочкованию» от «протознания». Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного знания качественно изменяет роль и место философии в системе наук, ее взаимосвязи с частными науками. Философия уже не занимается решением специальных проблем механики, физики, химии, биологии, права, истории (общетеоретическими проблемами этих наук длительное время занималась философия), но в ее сферу входит исследование общенаучных, мировоззренческих вопросов, которые имеют место в частных науках, но не могут быть решены в их рамках, с помощью свойственных им специальных методов.

 Становление философии как  самостоятельной науки связано с окончательным размежеванием философии и частных наук. Философия и частные науки обрели свой предмет, выделившись из совокупного научного знания.

  Научив человека подлинным  ценностям, философия изменит мир. Величайшее открытие – возможности слова.

 Наука ли философия?

 В противоположность наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. Конечно, мы ушли дальше, чем древнегреч. врач Гиппократ. Но едва ли мы можем сказать, что мы ушли дальше Платона. Мы ушли вперед только в том, что касается материала научного познания, использованного им. В самом же философствовании мы, быть может, только еще вновь приближаемся к нему.

 Вокруг вопроса о том, является  ли философия наукой, ведутся  споры. Ряд философов отрицают  ее принадлежность к миру науки,  выдвигая следующие аргументы:

Информация о работе Философия как наука, её смысл и функции