Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 22:09, реферат
Слово «philosophos» (Любовь к мудрости, любомудрие) впервые встречается у Гераклита, обозначая исследователя природы вещей. (Возможно, у Пифагора). Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. То от нее ожидают чрезвычайных откровений, то позволяют равнодушно игнорировать ее как беспредметное мышление. На философию то взирают с робостью, видя в ней значительные усилия необыкновенных людей, то вообще третируют как бесполезные раздумья о чем-то призрачном. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным.
1 Введение(что такое философия)
2 Философское знание
3 Предназначение философии
3 Функции философии
4 Заключение
Своеобразным введением в гегелевскую систему является ”Феноменология духа” (1807), одна из наиболее сложных и наиболее содержательных работ немецкого философа. В ней он ставит задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого, по его утверждению, только и существует противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории. При этом Гегель дает философскую интерпретацию всего того богатства исторического знания каким обладал сам. Тем самым Гегель предлагает как бы лестницу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, приобщается к всемирной культуре и поднимается с точки зрения обыденного сознания до точки зрения философской. На вершине этой лестницы любой индивид в состоянии, по мнению Гегеля, посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, ”мирового духа”, для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, ”сознания” и ”предмета”, а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия.
Достигнув абсолютного
Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примеряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние. Однако не следует думать, что в этом третьем моменте полностью уничтожены два первых. Гегелевское снятие означает в такой же мере преодоление, в которой и сохранение тезиса и антитезиса, но сохранение в некотором высшем, гармонизирующем единстве. Каждое понятие, а стало быть, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни человека проходит, по Гегелю, такой тройственный цикл развития - утверждение, отрицания и отрицания отрицания, или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. В качестве примера диалектического цикла Гегель приводил почку растения: ”Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого”[2] .
В ”Науке логики” (1812-16) Гегель ставил своей задачей показать самодвижение понятия. Он говорил, что надо занять такую позицию по отношению к понятию, когда субъект полностью устраняется, не вмешивается в движение понятий, его задача - только наблюдать за понятием, предоставив ему самостоятельно осуществлять свою жизнь. При этом наблюдатель-философ замечает, что у каждого понятия есть своя односторонность, в силу которой оно оказывается конечным и в качестве такового с необходимостью уничтожает себя, переходя в свою противоположность. При этом существенно иметь в виду, что каждое из понятий оказывается односторонним именно в том отношении, в каком и обнаруживается его сущность; точнее, его сущность и есть эта самая односторонность. Отсюда ясно, что у каждого понятия - своя односторонность, вполне конкретная; именно поэтому каждое понятие переходит не во все другие понятия, а в свое другое. Это последнее опять-таки обнаруживает свою конечность, а потому переходит в свою противоположность, и так до тех пор, пока не будет достигнут высший синтез, не будет обретена ”абсолютная и полная истина, мыслящая самое себя идея”[3] .
Весь путь самодвижения
Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина.
В середине XIX века с острой
критикой идеализма выступил
немецкий философ Людвиг
Согласно Фейербаху, для
Материализм Фейербаха
Критикуя идеалистическую
Антропологический принцип
Фейербаха в теории познания
выражается в том, что он
по-новому интерпретирует само
понятие ”объект”. По Фейербаху,
понятие объекта первоначально
формируется в опыте
Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.
Гегелевский диалектический
метод носил революционный
Антропологический
Спор сенсуалистов, рационалистов
и агностиков о природе познания.
Спор сенсуалистов, рационалистов, агностиков о природе познания.
Сенсуализм - направление в теории
познания, согласно которому чувственность
является главной формой достоверного
знания. В противоположность рационализму
сенсуализм стремится все содержание
познания из деятельности органов чувств.
Сенсуализм близок эмпиризму, признающему
чувственный опыт единственным источником
достоверного знания.
В истории философии сформировались противостоящие
друг другу материалистическое и идеалистическое
направления сенсуализма. Видными представителями
материалистического сенсуализма были
Гассенди, Гоббс, Локк и другие. Также представителями
сенсуализма были Ламетри, Гельвеции,
Дидро, Фейербах.
Рационализм - философское
направление, признающее разум основой
познания и поведения людей. Рационализм
противостоит как иррационализму, так
и сенсуализму (эмпиризму). Как целостная
система гносеологических воззрений рационализм
начал складываться в новое время в результате
развития математики и естествознания.
В противоположность средневековой схоластике
и религиозному догматизму классический
рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц)
исходил из идеи естественного порядка
бесконечной причинной цели, пронизывающей
весь мир.
Кант, пытавшийся примерить идеи рационализма
и сенсуализма, полагал, «что всякое наше
знание начинается с чувств, переходит
затем к рассудку и заканчивается в разуме...»
Разум, по Канту, не может служить универсальным
критерием истины.
Чтобы объяснить свойства знания, он вводит
представление об априорности не только
понятийных форм, но и форм созерцания
пространства и времени. Но кантовский
рационализм сохраняет силу лишь ценой
позиции агностицизма: он распространяется
только на мир явлений, но не на «вещь в
себе», объективную реальность.
В самом деле, Вселенная бесконечна, а
человек конечен, и в границах его конечного
опыта невозможно познание того, что бесконечно.
Этот вопрос неотвязно преследовал философскую
мысль в самых различных формах.
Агностицизм. Наиболее последовательно
в истории философии агностицизм который
полагал, что все познание имеет дело с
опытом и принципиально не может выйти
за его пределы, а потому не может судить
о том, каково отношение между опытом и
реальностью.
В современной немарксистской философии
выдвигаются различные доводы в защиту
невозможности познания тех или иных явлений
и сторон действительности. Натуралистические
доводы ссылаются на специфику органов
чувств человека, сводятся к утверждению
невозможности преодолеть ограниченность
и геоцентричность условий познания.
Основная проблема, с которой столкнулся
агностицизм, заключается в том, что предмет
в процессе его познания неизбежно преломляется
сквозь призму наших органов чувств и
мышления. Однако логика агностицизма
на каждом шагу опровергается развитием
науки, познания.
Сегодня ряд тенденций современной философии
склоняется на позиции агностицизма в
вопросе о познаваемости сущности мира.
А в особенности человека и общества. Диапазон
таких доктрин довольно широк - от неопозитивизма
до феноменологии, экзистенционализм,
прагматизма и др.
Список литературы:
1. Мир философии. Ч.1,2.-М.: Политиздат, 1991.
2. Введение в философию: Учебник для вузов. Ч.1 /Под общ. ред. И.Т.Фролова.-М.: Политиздат, 1989.
3. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. С прил.: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе.-М.: Политиздат, 1985.
4. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1986.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта refcentr/
1. Гегель. Соч. М., 1959. Т.4. С. 3.
2. Гегель. Соч. М., 1959. Т.4. С. 2.
3. Гегель. Соч. М.-Л., 1929. Т.1. С. 340.
4. Фейербах Л. Сущность религии
// Избранные философские
5. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. С прил.: К. Маркс. Тезисы о Фейербахе.-М.: Политиздат, 1985. С.27.
Список литературы:
1. http://ich.tsu.tomsk.su/~
2. http://www.bankreferatov.ru/
3.http://www.5balov.ru/referat