Философия культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 20:31, реферат

Краткое описание

Философия культуры, культурфилософия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале XIX в. немецким романтиком А. Мюллером. Философию культуры следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в данной системе общественных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

В современном  мире появилась еще одна, совершенно особая разновидность культуры – массовая культура. Массовое сознание рождает, конечно, свои мифы и легенды, может полниться слухами, подвержено разным фобиям и маниям, способно, например, беспричинно впадать в панику, но все это — результат не сознательных и продуманных действий, а иррационально возникающих на массовой почве переживаний и страхов. Массовая культура и есть культура, рассчитанная не на индивидуальное, а на массовое восприятие, создаваемая исключительно в угоду массам. Она обращена не к народу и нации, а именно к массовой аудитории, пытаясь вызвать у нее однозначную и одинаковую для всех реакцию. Совместный, коллективный характер восприятия, когда малознакомые и ничем не связанные между собой люди как бы сливаются в общем и едином для них эмоциональном отклике, — специфическая особенность приобщения к массовой культуре. Понятно, что сделать это легче, обращаясь к самым простым, элементарным чувствам и настроениям людей, не требующим от них сколько-нибудь серьезной работы головы и духовных усилий. Массовая культура — не для тех, кто хочет жить, чтоб «мыслить и страдать». В ней ищут по большей части источник бездумного веселья, ласкающего глаз и слух зрелища, заполняющего досуг развлечения, удовлетворения поверхностного любопытства, т.е. разного вида удовольствий. Достигается эта цель не столько словом (тем более печатным), сколько изображением и звуком, обладающими несравненно большей силой эмоционального воздействия на массовую аудиторию. Они-то и являются языком массовой культуры. Массовая культура — преимущественно аудиовизуальная; она предназначена не для диалога и общения, а для снятия стрессов от избыточных социальных перегрузок, для ослабления чувства одиночества у людей, живущих рядом, но мало знающих друг о друге, позволяя им на какое-то время ощутить себя единой и общей массой, давая эмоциональную разрядку и выход их накопившейся энергии. Создавая средствами аудиовизуальной связи и информации так называемую «виртуальную (воображаемую) реальность», имеющую мало общего с подлинной, она, в конечном счете, обращена не к личности, а к массовому потребителю технически тиражируемой культурной продукции, которая с большой натяжкой может быть названа культурой в точном смысле этого слова, представая, скорее, как еще один вид потребительских благ и услуг (наряду с материальными), с одной стороны, и как особая технология управления людьми — с другой.

Сегодня говорят  о рождении еще одного — информационного  — типа культуры, вызванного бурным развитием компьютерной техники  и появлением Интернета. Последствия перехода к этому типу оцениваются многими исследователями как революционные, однако сам этот переход не стал пока в современной культурологии предметом особой и сколько-нибудь устоявшейся научной дисциплины. Информационную культуру числят часто по ведомству массовой культуры или видят в ней предмет специальной науки — информатики, статус которой в качестве культурологической дисциплины еще не получил достаточно четкого обоснования.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общество надо понимать не только как совокупность институтов и учреждений, но также как большую группу людей, сформировавших общую культуру. В Древнем Риме, откуда пришло это слово, под культурой (cultura) понимали прежде всего возделывание земли, окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры - понятия, связанные с трудом крестьянина. В ХVIII в. для европейцев культура приобрела духовный, а точнее сказать, аристократический оттенок. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утонченного в манерах поведения. До сих пор слово «культура» связывается у нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием.

В XX в. антропологи, изучающие примитивные народы, придали слову новое значение. У австралийских аборигенов или африканских бушменов,. живущих по первобытным законам, нет ни оперного театра, ни картинной галереи. Но у них есть то, что объединяет их с самыми цивилизованными народами мира - система норм и ценностей, выраженная через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры поведения, с помощью которых упорядочивается жизненный опыт, регулируется взаимодействие людей. В своей совокупности они характеризуют образ жизни либо всего общества, либо какой-то его части. А материальные памятники, окружающие людей в повседневной жизни, составляют прошлую культуру, или культурное наследие. И обычаи, и памятники свято оберегаются, передаются из поколения в поколение.

Итак, культура - комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а  также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Культура народа - это его образ жизни, одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое. В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет в еде, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор - все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль.

Сфера культуры распространяется на все аспекты человеческой жизнедеятельности. Она включает в себя нормы и образцы, цели и ценности, идеи и представления, верования, нравы и обычаи, различные языки. Культура определяет политическую жизнь, экономическую и трудовую деятельность, социальные и правовые отношения, общественную мораль и личную нравственность, научное и художественное творчество, характер коммуникации и образ жизни.

Если мы представим культуру в виде сложной системы, создававшейся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, называемые элементами, или чертами культуры. Они бывают двух видов - материальными и нематериальными. Совокупность первых создает материальную культуру.

Она включает физические объекты, созданные человеческими  руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, орудие труда, жилой дом, украшение, плотина и многое другое. Артефакты несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную цeннocть для группы или общества. Совокупность вторых образуют нематериальную, или духовную, культуру: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они результат умственной деятельности людей. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

Одни элементы культуры существуют самостоятельно, другие организуют вокруг себя совокупность новых элементов, образуя культурный комплекс.

Культурный комплекс - совокупность культурных элементов, возникших на базе исходного и функционально с ним связанных. Одним из самых ярких примеров культурного комплекса является этикет. Он характеризует прежде всего светское общество, где отношения строятся на внешне почтительном уважении одного человека другим.

Совокупность культурных комплексов, присущих данному народу либо человечеству, составляет культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, входит в это понятие. Культурное наследие часто идеализируется, пользуется авторитетом и окружено ореолом. Положительные стороны его преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге наследие становится фактором сплочения нации.

В масштабе всего человечества культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии - нормы, цeннoсти, правила, традиции и свойства, присущие всем культурам. В их число, в частности, входят спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, этика, этикет, вера в чудесное, празднества, различные ритуалы игры, жестикулирование, приветствие, гостеприимство, домохозяйство, гигиена, шутки, суеверие, магия, брак, время принятия пищи (завтрак, обед, ужин), медицина, мифология, личное имя, послеродовый уход, обращение с беременными, умилостивление сверхъестественных сил и др.

Культурные универсалии  возникают потому, что все люди, в какой бы части света они  ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические  потребности и сталкиваются с  общими проблемами, которые ставит перед ними окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры, приветствия и т.п.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конев В.А. Социальная философия: Учебное пособие/ В.А. Конев ,2006 г.
  2. Культурология: учебник /под ред. Ю. Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2007 г.
  3. Межуев В.М. Культура как предмет философского знания/В.М. Межуев. – Вып. 4. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. – (Серия «Мыслители»).
  4. Межуев В.М. Философия культуры. Эпоха классики: Курс лекций/В.М. Межуев. – 2-е издание. – М.: Из-во Московского гуманитарного ун-та, 2003 г.
  5. Хаврак А.П. Философия: Учебное пособие/А.П. Хаврак. – М., 2007 г.

 

3


Информация о работе Философия культуры