Философия немецкого идеализма. Диалектическая система Г.В.Ф.Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:43, реферат

Краткое описание

Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant [ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкийфилософ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила.

Содержание

Немецкий идеализм__________________________________3стр
Философская система Гегеля__________________________12стр
Диалектический метод Гегеля и философия истории_______28стр
Список литературы__________________________________36стр

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 89.47 Кб (Скачать файл)

Третье положение своего Наукоучения Фихте сформулировал так: "Я полагает не-Я и самого себя". Это положение является синтезом предыдущих двух положений - тезиса ("Я полагает самого себя") и антитезиса ("Я полагает не-Я) в результате чего, по Фихте, осуществляется переходит к пониманию абсолютного субъекта, абсолютного Я, как нечто совершенно безусловное и ничем высшим не определяемое.

в. В процессе описания восхождения  по ступеням познания Я, не-Я и абсолютного Я; развития и самоограничения Я Фихте вводит в свою философию ряд категорий: количества, взаимодействия, причины и другие, которые выражают собой различные стороны взаимодействия Я и не-Я. В отличие от Канта, изображавшего устоявшееся стороны сознания, Фихте включаете в свою философию развитие, говорит о противоречие как источнике этого развития, другими словами развивает философскую диалектику. Пытаясь охватить своим философским взглядом всю действительность, создать законченную философскую систему, Фихте, начав с индивида, эмпирического Я, - чувственного, временного, земного Я завершает Я "чистым - сверхчувственным, вечным и небесным Я. Таким образ его Индивид возвышается до самосознания всего человечества, что и составляет, по Фихте, сущность всемирной истории, которая, сущность, заключается в постепенном превращении необходимости в свободу.

Систему своей философии Фихте  назвал Наукоучением. Так он назвал свое основное произведение, которое он всю свою жизнь дополнял, улучшал; в развитие заложенных в нем, произведении "Наукоучение", идей написал дополнительно ряд книг и статей, часть из которых была издана уже после смерти философа.

Своим Наукоучением Фихте провозглашает философию высшим видом науки, которая к тому же служит теоретической основой всех наук о природе и обществе, а также основой всей человеческой практики. При этом он исходит из того, что для человека и общества любое мировоззрение является, с одной стороны определенным синтезом всех знаний человека и общества, а с другой оно же, мировоззрение, является духовной основой мотивов человеческой деятельности. Следует сказать, что Фихте еще не понимает того, что в мировоззрении имеют место элементы, которые ни коим образом не могут претендовать на научную достоверность и принудительность (Вспомним: "Наука навязывается человеку силой своей доказательности и всеобщей убедительности".) Фихте считал, что науки обязаны руководствоваться выработанными философскими принципами, но философия может не считаться с данными той или иной конкретной науки. Такое непомерное возвышение научности философии было безоговорочно принято всеми последующими представителями немецкой классической философии, в том числе и Марксом, а отсюда - и марксистами. Мы уже знаем, что само выражение "Научное мировоззрение", "Научная философия", "Научный атеизм" и подобные им с точки зрения научности являются, по меньшей мере, некорректными выражениями. В тоже время заявка Фихте на создание Научной философии очень и очень стимулировала придание философским утверждениями научной достоверности, способствовала развитию самой философии, созданию законченных философских систем, что видно на примере той же немецкой классической философии.

Система трансцидентного идеализма Шеленга

Заметное место в немецкой классической философии занимает Ф. Шеллинг (1775—1854). Основные направления его работы: натурфилософия, трансцендентный идеализм и философия тождества.

В натурфилософии он пытался объединить все достижения современного ему  естествознания. Природу он рассматривал как становление духовного начала. Человек осознает в себе это начало, в остальной природе оно бессознательно; процесс осознания проходит несколько  одновременных ступеней. Природа  по Шеллингу выступает как силовое единство противоположностей, прообразом которого может служить магнит. Природа обладает «мировой душой». Материя не существует без духа и наоборот, даже в Боге.

В рамках трансцендентного идеализма  рассуждает о том, как субъективизм природы в процессе своего развития становится объективным. Внутренним актом  субъективного является «интеллектуальная интуиция», возможности которой по Шеллингу больше, чем умозаключений и доказательств.

Шеллинг утверждал единство (тождество) природы и духа. Он разделял Абсолют, в котором все едино (объективное и субъективное не могут быть разделены), и материальный мир, в котором все представляется как процесс. Природа каждой вещи определяется перевесом в ней объективного и субъективного − степенью Абсолюта. Идея абсолютного тождества связана с мыслью о самосознании Бога.

В решении вопроса о возникновении  многообразия из первоначального единства – тождества субъективного и  объективного – Шеллинг рассматривал такое возникновение как некий "творческий акт", который, будучи непознаваем для разума, является предметом особого рода нерационального  постижения – интеллектуальной интуиции (intellettuelle Anschauung), представляющей собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Абсолют, согласно Шеллингу, открывается, прежде всего, в эстетическом творчестве гения. Шеллинг пишет "Философию искусства", в которой излагает свое понимание природы гения. Он пишет, что вначале было искусство, поэзия, затем из поэзии стали вычленяться некоторые рационалистические формы – мифология, философия и наука. А в основе всего лежит непосредственное переживание – поэзия. 
 
Поскольку созерцательная интуиция есть, по Шеллингу, достояние немногих одаренных натур, постольку философия, как и искусство, есть удел гениев, способных проникать туда, куда не могут достигнуть умы обычных смертных. С т. зр. Шеллинга, искусство, а не наука, как полагали прежде, есть органон (орудие) философии. Здесь Шеллинг разделяет позицию немецких романтиков, тоже сближавших философское творчество с творчеством художника. 
 
Кант сравнивал природный организм с органической структурой художественного произведения. Шеллинг устанавливает 2 важных различия. Организм рождается целостным; художник видит целое, но творить его может по частям, создавая из них нечто потом уже нераздельное. Далее, природа начинает с бессознательности и лишь в конечном счете приходит к сознанию; в искусстве путь иной – сознательное начало и бессознательное завершение начатого труда. И еще одно важное отличие. Произведение природы не обязательно прекрасно. Произведение искусства прекрасно всегда, иначе это не искусство. Искусство в широком смысле слова создается 2-мя разными видами деятельности. Один из них – искусство в узком смысле слова, уменье, которому можно научить, которое сопряжено с рассуждением, опирается на традицию и собственные упражнения. Другой не может быть изучен – это свободный дар природы. Его можно назвать поэзией в искусстве. 
 
Поэтическое бессознательно. Бессознательное бесконечно. Художник помимо того, что входило в его замысел, инстинктивно вкладывает в свое произведение некую бесконечность. В результате подлинное произведение искусства содержит неисчерпаемое множество истолкований, будто автору было присуще бесконечное количество замыслов. В противоположность этому в произведении, имеющем лишь личину искусства, преднамеренность и искусственность сразу бросаются в глаза. Это рабский слепок с сознательной работы мастера, он годится разве что для размышления, а отнюдь не для созерцания, которое лишь в бесконечном может найти свое успокоение. 
 
Эстетическое созерцание – высшая форма продуктивного созерцания. Это созерцание, которое обрело объективность, полноту и общезначимость. Философия остается вообще «вне круга обычного сознания», никогда не сможет стать общезначимой – эстетическое созерцание «проявляется в любом сознании». Шеллинга не раз упрекали в аристократизме духа. Мы видим, что это несправедливо. Он озабочен как раз тем, чтобы сделать знание общедоступным, и считает, что общедоступность дает только искусство. В художественном творчестве находит свое завершение продуктивная природа. «Одиссея духа» закончена. Это конец пути, который одновременно является его началом. В искусстве самосознание снова приходит к природе. Чем ближе к концу трактата, тем поэтичнее выражает Шеллинг свои мысли, тем решительнее превозносит поэзию как всеобъемлющий вид творчества. «Система завершена, когда она возвращается к своему исходному пункту. Но именно это с нами и случилось, ибо в произведении искусства полностью освобождается от субъективности, объективируется до конца та первоначальная основа всякой гармонии субъективного и объективного, крторая в своей изначальной тождественности может быть дана лишь в интеллектуальном созерцании. Раз философия когда-то, на заре науки, родилась из поэзии наподобие того, как произошло это со всеми другими науками, которые именно так приближались к своему совершенству, то можно надеяться, что и ныне все эти науки совместно с философией после своего завершения множеством отдельных струй вольются обратно в тот всеобъемлющий океан поэзии, откуда они первоначально изошли». 
 
В «Системе трансцендентального идеализма» впервые философские категории пришли в движение и система философии была рассмотрена как развитие сознания. Идея, высказанная Фихте, получила конкретное воплощение. Через несколько лет Гегель в «Феноменологии духа» создаст еще более внушительную историческую панораму восхождения сознания ко все более сложным и совершенным формам. Для Шеллинга вершиной оказалось искусство. Гегель решит эту проблему иначе.

ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ

Основное достижение Гегеля это  создание на объективно-идеалистической  основе систематической теории диалектики. Ее центральное понятие — развитие — есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия — в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального «объективного духа» (право, мораль и «нравственность» — семья, гражданское общество, государство ) и «абсолютного духа» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие — внутренний источник развития, описываемого в виде триады. История — «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии. Основные сочинения: «Феноменология духа», 1807; «Наука логики», части 1-3, 1812-16; «Энциклопедия философских наук», 1817; «Основы философии права», 1821; лекции по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии (опубликованы посмертно).

В значительной степени в философии Гегель продолжает линию расхождения с метафизикой, начатую Кантом, однако не следует Канту в полной мере. В качестве достоинства прежней метафизики философ отмечает убеждение в том, что «действительно истинны не предметы в своей непосредственности, а лишь предметы, возведенные в форму мышления, предметы как мыслимые... что мышление в своих имманентных определениях и истинная природа вещей составляют одно содержание» (2: 1, 98). При этом Гегель решительно критикует метафизику за ограниченность ее представлений о мышлении, за то, что она догматическим образом переносила на действительность конечные определения и некритически пользовалась приемами рассудочного мышления, которому он противопоставляет мышление, бесконечное в себе и разумное, которое мыслит не только предметы и ограничено ими, но и само себя: «Истинное познание предмета должно быть, напротив, таким, чтобы он сам определял себя из самого себя, а не получал свои предикаты извне» (7: 1, 136-137). 
Критическое трансцендентальное исследование разума, проделанное Кантом, Гегель считает недостаточным. Если Кант отказался от прежней метафизики ради научного познания и поставил вопрос о том, как возможно это научное знание, то Гегель идет дальше и считает необходимым исследовать не только научное знание, но и всю сферу человеческого духа, включая политику, мораль, религию и даже обыкновенное сознание. Гегель идет дальше Канта и в том отношении, что в качестве предпосылки философии он рассматривает не научное знание, имеющееся в наличии, а в целом содержание человеческого духа. Иными словами, если Кант считает возможным в науке довериться ученому и не ставит вопрос о научности уже имеющегося знания, а только о том, как оно возможно, то Гегель как философ отваживается на то, чтобы довериться вообще человеческому духу, и считает для философии необходимым опираться не только на научные познания, но и на культуру в целом. Преодоление трансцендентализма Гегелем идет через переход от критического исследования разума (научного познания) к критическому исследованию духа в целом (культуры в полном объеме), что и составляет главную цель науки об опыте сознания, или феноменологии духа, созданной им в конце Йенского периода творчества.

Гегелевская система  как кульминация и завершение европейской философской традиции

Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - в "Науке логики" - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь "абсолютной идеей") таким, каким он был до возникновения природы, т.е. признает дух первичным. Идеалистическое  учение о природе изложено им во второй части системы - в "Философии  природы". Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной  от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая  теория общественной жизни составляет третью часть его системы - "Философию  духа". Здесь абсолютная идея становится по Гегелю "абсолютным духом". Таким  образом, система взглядов Гегеля носила ярко выраженный идеалистический характер.  
 
Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Учение Гегеля о развитии составляет ядро гегелевской идеалистической диалектики и целиком направлено против метафизики. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. В этих трех принципах, хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии.  
 
Выступая против метафизиков, рассматривавших понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том, что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. В его идеалистической диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени.  
 
В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, смену одних понятий другими, их взаимодействие и движение от простого к сложному. Развитие общественной жизни Гегель видел лишь в прошлом. Он считал, что история общества завершится конституционной сословной прусской монархией, а венцом всей истории философии он объявил свою идеалистическую систему объективного идеализма. Так система Гегеля возобладала над его методом., Однако в гегелевской идеалистической теории общества содержится много ценных диалектических идей о развитии общественной жизни. Гегель высказал мысль о закономерностях общественного прогресса. Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно гегелевской диалектике, прошли длинный путь исторического развития. Если идеалистическая система взглядов Гегеля носила консервативный характер, то диалектический метод Гегеля имел огромное положительное значение для дальнейшего развития философии, явился одним из теоретических источников диалектико-материалистической философии.

Философская система Гегеля состоит  из трёх элементов: логики, философии  природы и философии духа. Каждая из этих частей содержит три отдела: учение о бытии, сущности и понятии; учение о механике, физике и органике; учение о субъективном, объективном  и абсолютном духе соответственно, причём в каждом из этих разделов можно  выделить довольно чёткие подразделения  на три звена . Причём Овсянников акцентирует  здесь внимание на следующем моменте: Гегель приходит к выводу о том, что  абсолютная идея является основой мира и проходит в своём развитии три  этапа: тезис, антитезис и синтез, на каждом из которых она выступает  в определённых формах: сначала в  виде чистой логической 

сущности, затем в форме природы, и, наконец, предстаёт в различных  формах конкретного духа, и именно поэтому система гегелевской  философии включает в себя эти  три элемента. 
   Центральное место среди них занимает логика, так как её предметом является сама абсолютная идея как система категорий, находящаяся в состоянии саморазвития и составляющая основу всей действительности . Первый отдел логики содержит учение о бытии и его понятиях, которое по Гегелю есть самая простая категория, не содержащая каких-либо конкретных определений. Учение о бытии завершается анализом категории меры – соотношения количества и качества, причём ещё сам Гегель отмечал, что “нет такого наличного бытия, которое было бы только качеством или количеством,- каждое наличное бытие есть то и другое” . Второй отдел логики содержит учение о сущности – истине бытия, результате обощения предыдуших категорий, углубления во внутрь бытия. Сущность не есть нечто потустороннее и доступна человеческому познанию. В этом разделе Гегель разработал проблему тождества и различия, которые представляют собой взаимопроникающие противоположности, то есть не мыслимые друг без друга. В этом отделе содержится основной закон диалектики – закон единства и борьбы противоположности. Третий раздел логики представляет собой учение о понятии. Понятие, по Гегелю, представляет собой результат диалектического развития бытия и сущности, оно есть их основа и истина. Понятие развивает из себя самого всё то, что составляет его собственное содержание. Последним звеном учения о понятии является учение об идее, в котором Гегель исследует проблему жизни, познания и абсолютную идею. 
   В учении о природе последняя предстаёт в виде “созерцающей идеи” , способа её проявления. Природа – это идея, обладающая бытием. Она проходит три ступени развития. В первой из них (механике) Гегель говорит о пространстве и времени, которые рассматриваются им как количественные абстрактные определения инобытия идеи, движении и материи. Удел природы – развёртывание многообразия абсолютной идеи, состоящего из определённого набора механических, физических и органических сочитаний, являющихся её творениями. На второй ступени (физике) речь идёт и свете, четырёх стихиях (земля, вода, огонь, воздух), звуке, теплоте, магнетизме и т. п. Почти всё его толкование этих процессов и явлений ошибочно и примитивно и не отвечает передовым взглядам его времени, даже положениям Ньютона, хотя встречаются отдельные рациональные моменты . В органике (третьей ступени) исследуется история Земли, растительные и животные организмы, болезни, смерть. В этой части системы Гегелю присутствуют наиболее неубедительные в научной точки зрения теории и выводы, но в тоже время он критиковал распространённые тогда теории, основанные на ограниченных методах исследования . 
   Третья часть философии Гегеля – философия духа – состоит, как уже отмечалось, их трёх разделов. Суть первого (учение о субъективном духе) в непрерывном возрастании и усилении духовного идеальног начала – сознания, самосознания и разума, который являет собой их синтез. Учение об объективном духе охватывает право, нравственность и государство. Основой права, по Гегелю, является свободная воля. В нравственности самосознание достигает абсолютной свободы. Государство – это сфера единства, тождество всеобщности национального духа в противовес эгоизму и сословной борьбе в гражданском обществе. Объективный дух представляет собой деятельную, активную силу истории, то есть все народы, нации и расы – его орудие . 
   Третий раздел содержит учение об абсолютном духе. В нём Гегель стремится раскрыть духовное богатство искусства, религии и философии. В искусстве абсолютная идея познаёт себя в форме созерцания, то есть оно служит для воплащения идеи в чувственном образе, следовательно искусство имеет свой источник в самой абсолютной идеи. В философии религии Гегель говорит о том, что хотя она и имеет свой предмет, содержание её тождественно искусству и философии. Истинная религия есть религия свободы, откровения и абсолютного знания. В третьем звене учения об абсолютном духе абсолютная идея познаёт себя в форме понятия, поскольку такое познание невозможно ни в искусстве, ни в религии. 
   Гегель рассматривал свою систему как постигнутое знание сущности мира. А это значит, что абсолютная идея, прошедшая ступени логики, философии природы и философии духа, развернула полностью всю свою мощь и весь свой огромный творческий потенциал. И тогда ей остаётся лишь возврашения к своему началу, то есть логике, но возвращается она уже обогащённая знаниями о самой себе. Таким образом философия Гегеля выступает в качестве совокупности непреходящих знаний, в чём, по мнению Дворцова, заключается его главное противоречие со своим диалектическим методом.

Информация о работе Философия немецкого идеализма. Диалектическая система Г.В.Ф.Гегеля