Философия немецкого идеализма. Диалектическая система Г.В.Ф.Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:43, реферат

Краткое описание

Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant [ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкийфилософ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила.

Содержание

Немецкий идеализм__________________________________3стр
Философская система Гегеля__________________________12стр
Диалектический метод Гегеля и философия истории_______28стр
Список литературы__________________________________36стр

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 89.47 Кб (Скачать файл)

Истина, по Гегелю, состоит только «в соединении всеобщего, сущего в себе и для себя вообще с единичным, субъективным». В философии истории  эта истина рассматривается в  соответствии с особенностью всемирно-исторического  процесса. Особенность эта — в  том, что объективная абсолютная цель исторического процесса в самом  ходе его развития не может адекватно  осознаваться самими участниками: чистая последняя цель истории еще не является содержанием потребности  и интереса. По отношению к этой цели интерес отдельных участников всемирно-исторического процесса является еще бессознательным. Тем не менее всеобщее все же содержится в частных целях отдельных лиц и даже осуществляется благодаря им. Поэтому в философии истории вопрос об отношении всеобщей цели исторического процесса к частным целям его единичных участников, принимает форму вопроса о соединении свободы и необходимости. По мысли философа, происходит это от того, что в 
«философии истории» мы «рассматриваем внутренний, в себе и для себя сущий, духовный процесс как необходимое, а, напротив, то, что в сознательной воле людей представляется их интересом, приписываем свободе». Переход от необходимости к свободе предполагает движение разума от постижения бытия в аспекте единичности и конечности к постижению его в аспекте всеобщности и бесконечности.

Таким образом, для развития и процветания  любого народа необходимо достижение полной свободы духа и наоборот, полная реализация идеи свободы возможна только в сильном и процветающем государстве. Во всемирной истории  может быть речь только о таких  народах, которые образуют государство. 
Государство существует само для себя, а вся ценность человека, его духовная действительность существует исключительно благодаря государству. В противоположность мнению о том, что государство есть структура, ограничивающая свободу человека, Гегель утверждает и успешно доказывает мысль о том, что государство — это способ осуществления свободы. 
«Государство есть духовная идея, проявляющаяся в форме человеческой воли и ее свободы. Поэтому исторический процесс изменения вообще по существу дела совершается при посредстве государства, и моменты идеи являются в нем как различные принципы». То есть, всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы.

Итак, по Гегелю, развитие необходимо связано с возникновением нового, более совершенного, и что это  возникновение не есть продукт случайного стечения обстоятельств. Наоборот, оно  внутренне связано и подготовлено всем ходом жизни старой, предыдущей формы и идет на смену ему по внутренней, имманентной обусловленности. Общей категорией, объединяющей бесконечную  смену людей и народов, Гегель называет изменение вообще, и «ближайшим определением, относящимся к изменению, является то, что изменение, которое  есть гибель, есть в то же время возникновение  новой жизни, что из жизни происходит смерть, а из смерти — жизнь». Эта  гениальная и великая мысль нашла  воплощение в идее реинкарнации или, позже, в образе феникса у античных народов. К 19-му веку абстрактная мысль о простом изменении превратилась в мысль о духе, всесторонне себя проявляющем и развивающем. 
Существенной характеристикой духа является его деятельность. «Дух по существу дела действует, он делает себя тем, что он есть в себе, своим действием, своим произведением; таким образом он становится предметом для себя, таким образом, он имеет себя, как наличное бытие пред собой». Но это относится не только к деятельности духа отдельных людей. Таким же образом действует и дух народа. «Он есть определенный дух, создающий из себя наличный действительный мир, который в данное время держится и существует в своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем государственном устройстве и в своих политических законах, во всех своих учреждениях, в своих действиях и делах. Это есть его дело — это есть этот народ. Народы суть то, чем оказываются их действия». Отношение отдельного человека к народному духу есть отношение усвоения и приближения к его исторически сложившемуся в действии характеру: «Отношение индивидуума к этому заключается в том, что он усваивает себе это субстанциальное бытие, что таков становится его образ мыслей, и его способности развиваются так, чтобы он представлял собою нечто». по Гегелю, сила действенности народного духа настолько велика, что ею снимается противоречие между тем, что народ есть в своей возможности и тем, что он есть в действительности. Возможность, хотя бы путем рефлексии, указывает на нечто такое, что должно стать действительным. Таким образом, «разлад между тем, что народ есть в себе, субъективно, по своей внутренней цели и по существу своему, и тем, что он действительно есть, устраняется».

Развитие мирового духа, по Гегелю, влечет за собой то, что оно является рядом ступеней, и всякая ступень  как отличающаяся от другой имеет  свой собственный принцип. Таким  принципом в истории является определенность духа, особый дух народа. В этом принципе народного духа Гегель находит обоснование своеобразия  каждой эпохи: общее — то, что  он (принцип) есть ступень развития и конкретизации единого начала (мирового духа); индивидуальное — деятельность людей как необходимое орудие претворения в действительность содержания народного духа.

При таком подходе индивидуальное в истории, как случайный и  хаотичный элемент, исчезает и приобретает  вполне закономерный характер как особенный  тип и содержание сознания эпохи. Индивидуальность же сохраняет значение лишь как претворяющее в жизнь  то, чего желает народный дух. Человек  в своей деятельности становится определенным человеком определенного  исторического народа, и характер его действий теперь обуславливается  общим содержанием данной эпохи. Вопрос же перехода одних исторических формаций в последующие оказывается  разрешенным, ибо всякий принцип  есть нечто определенное, исторически  особенное, а, следовательно, исторически  ограниченное и обреченное со временем к переходу в новое, более высокое  и развитое по содержанию: «Только  конкретный дух проявляется во всех делах и стремлениях народа, он осуществляет себя, приобщается к  самому себе и доходит до понимания  себя, потому что он имеет дело лишь с тем, что он сам из себя производит. Но высшее достижение для духа заключается  в том, чтобы знать себя, дойти  не только до самосозерцания, но и до мысли о самом себе. Он должен совершить это, но это свершение  оказывается одновременно и его  гибелью и выступлением другого  духа, другого всемирно-исторического  народа, наступлением другой эпохи  всемирной истории».

Народ создает то, что он желает, он имеет то, чего хочет, и он много  еще чего может сотворить и  на войне, и в мире, и в своей  стране, и за ее пределами, но в этом случае уже без участия живой  души. Она бездействует, и поэтому  из жизни народа исчезает интерес. Народ живет как стареющий человек, наслаждаясь самим собой, довольствуясь тем, что он именно таков, каким он желал быть, и что он достиг того, чего желал достигнуть. Эта привычка вызывает естественную смерть как отдельных людей, так и целых народов. Но принципы духов народов являются лишь моментами всеобщего мирового духа, который через них возвышается и завершается в истории, постигая себя и становясь всеобъемлющим.

Еще одной главой, предваряющей исследование пути всемирной истории, является «Географическая  основа всемирной истории», в которой  философ обосновывает принцип многообразия форм воплощения мирового духа в виде действительно существующих народов  наличием различных естественных типов  местности, которые находятся в  тесной связи с типом и характером народов, выросших в этих местностях. Характер же народа обнаруживается, по Гегелю, именно в том, «каким образом  народы выступают во всемирной истории  и какое место и положение  в ней занимают». Рассматривая климатические  зоны, Гегель утверждается в мысли, что «истинной ареной всемирной  истории» может быть только широкая  континентальная равнина в северной зоне умеренного пояса 
(читай — Германия и иже с ней!), так как в холодных и жарких странах 
«гнетущие потребности» людей не могут быть полностью удовлетворены. По мысли философа, существенное значение имеют три основных типа местности: безводное плоскогорье с обширными степями и равнинами, низменности в долинах крупных рек и прибрежные (приморские) страны. Эти три типа обуславливают характер стран и народов на них проживающих. И далее ученый делает краткий анализ по странам и континентам применительно к своей классификации, затем переходит к делению истории на этапы (ступени) развития по признаку государственной организации: деспотизм, демократия и аристократия, монархия. Он называет восточный мир — детством истории, греческий мир — юностью, римский мир — возрастом возмужания и, наконец, германский мир соотносит с человеческим возрастом старения. А затем Гегель приступает к подробному рассмотрению и анализу каждого из названных миров, но рамки данного реферата не позволяют хоть в малой степени осветить эту часть грандиозной работы ученого.

Мне остается лишь подытожить то, о  чем я написал выше.

Своеобразие подхода Гегеля к объяснению исторического процесса заключается, прежде всего, в сочетании им сразу  двух способов: телеологического, то есть через цели — смысл есть предельная цель существования, и каузального, то есть через причины. Тогда получается, что в первом случае философия  истории отвечает на вопрос «зачем?», а сама история подразумевается  как данность; во втором же случае возникает  вопрос 
«почему?», требующий раскрытия сущности истории. Такой подход стал для ученого возможным благодаря применению им диалектического метода построения суждений, предложенного ранее Фихте и доведенного затем до логического совершенства самим Гегелем: его знаменитое «тезис — антитезис — синтезис». 
Кроме того, для поиска истины философ использовал особый, системный подход.

Историческая деятельность человечества складывается из действий людей. 
Каждый человек преследует свои индивидуальные цели, а в результате возникает нечто иное, что было в его действиях, но не было в его намерениях 
(например, поджег дом соседа, а сгорел весь город), таким образом, массовая случайность переходит в необходимость. Отсюда следует, что живущие индивидуумы и, соответственно, народы, ища и добиваясь своего, в то же время оказываются средствами и орудиями чего-то более высокого и далекого, о чем они ничего не знают, но что они бессознательно исполняют. Вот это что- то и есть Абсолютная Идея, Мировой Разум или Дух. У Гегеля все эти три понятия — суть одно и то же в силу применяемого им самого метода диалектики. Таким образом, по мысли философа, весь путь человечества можно рассмотреть в виде единой, замкнутой системы развития Мирового Разума. 
Внутреннюю структуру системы развития Мирового Разума выражают формы мысли, являющиеся категориями диалектики, а реализацию этой системы во времени — философия истории. «Действительность» же есть отчуждение Духа. Абсолютная 
Идея отчуждает себя, «порождая» мир и человека. В процессе развития человечества Дух познает себя, и таким образом происходит «снятие отчуждения». Другими словами, история и есть процесс познания Абсолютной 
Идеей себя. Когда же Мировой Разум познает себя, и отчуждение снимется — история завершится.

 

Список литературы

  1. Кожев.А «Введение в чтение Гегеля» -Спб, 2004
  2. Коплстон Ф. «От Фихте до Ницше.»- Москва 2004
  3. Рассел Б. «История западной философии» -Москва 2001
  4. Скирбекк Г.Гилье Н. «История философии» - Москва 2004

 


Информация о работе Философия немецкого идеализма. Диалектическая система Г.В.Ф.Гегеля