Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:43, реферат
Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant [ɪˈmaːnu̯eːl ˈkant]; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия — 12 февраля 1804, там же) — немецкийфилософ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Иммануила.
Немецкий идеализм__________________________________3стр
Философская система Гегеля__________________________12стр
Диалектический метод Гегеля и философия истории_______28стр
Список литературы__________________________________36стр
Истина, по Гегелю, состоит только
«в соединении всеобщего, сущего в себе
и для себя вообще с единичным,
субъективным». В философии истории
эта истина рассматривается в
соответствии с особенностью всемирно-исторического
процесса. Особенность эта — в
том, что объективная абсолютная
цель исторического процесса в самом
ходе его развития не может адекватно
осознаваться самими участниками: чистая
последняя цель истории еще не
является содержанием потребности
и интереса. По отношению к этой
цели интерес отдельных участников
всемирно-исторического
«философии истории» мы «рассматриваем
внутренний, в себе и для себя сущий, духовный
процесс как необходимое, а, напротив,
то, что в сознательной воле людей представляется
их интересом, приписываем свободе». Переход
от необходимости к свободе предполагает
движение разума от постижения бытия в
аспекте единичности и конечности к постижению
его в аспекте всеобщности и бесконечности.
Таким образом, для развития и процветания
любого народа необходимо достижение
полной свободы духа и наоборот,
полная реализация идеи свободы возможна
только в сильном и процветающем
государстве. Во всемирной истории
может быть речь только о таких
народах, которые образуют государство.
Государство существует само для себя,
а вся ценность человека, его духовная
действительность существует исключительно
благодаря государству. В противоположность
мнению о том, что государство есть структура,
ограничивающая свободу человека, Гегель
утверждает и успешно доказывает мысль
о том, что государство — это способ осуществления
свободы.
«Государство есть духовная идея, проявляющаяся
в форме человеческой воли и ее свободы.
Поэтому исторический процесс изменения
вообще по существу дела совершается при
посредстве государства, и моменты идеи
являются в нем как различные принципы».
То есть, всемирная история представляет
собой ход развития принципа, содержание
которого есть сознание свободы.
Итак, по Гегелю, развитие необходимо
связано с возникновением нового,
более совершенного, и что это
возникновение не есть продукт случайного
стечения обстоятельств. Наоборот, оно
внутренне связано и
Существенной характеристикой духа является
его деятельность. «Дух по существу дела
действует, он делает себя тем, что он есть
в себе, своим действием, своим произведением;
таким образом он становится предметом
для себя, таким образом, он имеет себя,
как наличное бытие пред собой». Но это
относится не только к деятельности духа
отдельных людей. Таким же образом действует
и дух народа. «Он есть определенный дух,
создающий из себя наличный действительный
мир, который в данное время держится и
существует в своей религии, в своем культе,
в своих обычаях, в своем государственном
устройстве и в своих политических законах,
во всех своих учреждениях, в своих действиях
и делах. Это есть его дело — это есть этот
народ. Народы суть то, чем оказываются
их действия». Отношение отдельного человека
к народному духу есть отношение усвоения
и приближения к его исторически сложившемуся
в действии характеру: «Отношение индивидуума
к этому заключается в том, что он усваивает
себе это субстанциальное бытие, что таков
становится его образ мыслей, и его способности
развиваются так, чтобы он представлял
собою нечто». по Гегелю, сила действенности
народного духа настолько велика, что
ею снимается противоречие между тем,
что народ есть в своей возможности и тем,
что он есть в действительности. Возможность,
хотя бы путем рефлексии, указывает на
нечто такое, что должно стать действительным.
Таким образом, «разлад между тем, что
народ есть в себе, субъективно, по своей
внутренней цели и по существу своему,
и тем, что он действительно есть, устраняется».
Развитие мирового духа, по Гегелю,
влечет за собой то, что оно является
рядом ступеней, и всякая ступень
как отличающаяся от другой имеет
свой собственный принцип. Таким
принципом в истории является
определенность духа, особый дух народа.
В этом принципе народного духа Гегель
находит обоснование
При таком подходе индивидуальное
в истории, как случайный и
хаотичный элемент, исчезает и приобретает
вполне закономерный характер как особенный
тип и содержание сознания эпохи.
Индивидуальность же сохраняет значение
лишь как претворяющее в жизнь
то, чего желает народный дух. Человек
в своей деятельности становится
определенным человеком определенного
исторического народа, и характер
его действий теперь обуславливается
общим содержанием данной эпохи.
Вопрос же перехода одних исторических
формаций в последующие оказывается
разрешенным, ибо всякий принцип
есть нечто определенное, исторически
особенное, а, следовательно, исторически
ограниченное и обреченное со временем
к переходу в новое, более высокое
и развитое по содержанию: «Только
конкретный дух проявляется во всех
делах и стремлениях народа, он
осуществляет себя, приобщается к
самому себе и доходит до понимания
себя, потому что он имеет дело лишь
с тем, что он сам из себя производит.
Но высшее достижение для духа заключается
в том, чтобы знать себя, дойти
не только до самосозерцания, но и до
мысли о самом себе. Он должен
совершить это, но это свершение
оказывается одновременно и его
гибелью и выступлением другого
духа, другого всемирно-
Народ создает то, что он желает, он имеет то, чего хочет, и он много еще чего может сотворить и на войне, и в мире, и в своей стране, и за ее пределами, но в этом случае уже без участия живой души. Она бездействует, и поэтому из жизни народа исчезает интерес. Народ живет как стареющий человек, наслаждаясь самим собой, довольствуясь тем, что он именно таков, каким он желал быть, и что он достиг того, чего желал достигнуть. Эта привычка вызывает естественную смерть как отдельных людей, так и целых народов. Но принципы духов народов являются лишь моментами всеобщего мирового духа, который через них возвышается и завершается в истории, постигая себя и становясь всеобъемлющим.
Еще одной главой, предваряющей исследование
пути всемирной истории, является «Географическая
основа всемирной истории», в которой
философ обосновывает принцип многообразия
форм воплощения мирового духа в виде
действительно существующих народов
наличием различных естественных типов
местности, которые находятся в
тесной связи с типом и характером
народов, выросших в этих местностях.
Характер же народа обнаруживается, по
Гегелю, именно в том, «каким образом
народы выступают во всемирной истории
и какое место и положение
в ней занимают». Рассматривая климатические
зоны, Гегель утверждается в мысли,
что «истинной ареной всемирной
истории» может быть только широкая
континентальная равнина в
(читай — Германия и иже с ней!), так как
в холодных и жарких странах
«гнетущие потребности» людей не могут
быть полностью удовлетворены. По мысли
философа, существенное значение имеют
три основных типа местности: безводное
плоскогорье с обширными степями и равнинами,
низменности в долинах крупных рек и прибрежные
(приморские) страны. Эти три типа обуславливают
характер стран и народов на них проживающих.
И далее ученый делает краткий анализ
по странам и континентам применительно
к своей классификации, затем переходит
к делению истории на этапы (ступени) развития
по признаку государственной организации:
деспотизм, демократия и аристократия,
монархия. Он называет восточный мир —
детством истории, греческий мир — юностью,
римский мир — возрастом возмужания и,
наконец, германский мир соотносит с человеческим
возрастом старения. А затем Гегель приступает
к подробному рассмотрению и анализу каждого
из названных миров, но рамки данного реферата
не позволяют хоть в малой степени осветить
эту часть грандиозной работы ученого.
Мне остается лишь подытожить то, о чем я написал выше.
Своеобразие подхода Гегеля к объяснению
исторического процесса заключается,
прежде всего, в сочетании им сразу
двух способов: телеологического, то есть
через цели — смысл есть предельная
цель существования, и каузального,
то есть через причины. Тогда получается,
что в первом случае философия
истории отвечает на вопрос «зачем?»,
а сама история подразумевается
как данность; во втором же случае возникает
вопрос
«почему?», требующий раскрытия сущности
истории. Такой подход стал для ученого
возможным благодаря применению им диалектического
метода построения суждений, предложенного
ранее Фихте и доведенного затем до логического
совершенства самим Гегелем: его знаменитое
«тезис — антитезис — синтезис».
Кроме того, для поиска истины философ
использовал особый, системный подход.
Историческая деятельность человечества
складывается из действий людей.
Каждый человек преследует свои индивидуальные
цели, а в результате возникает нечто иное,
что было в его действиях, но не было в
его намерениях
(например, поджег дом соседа, а сгорел
весь город), таким образом, массовая случайность
переходит в необходимость. Отсюда следует,
что живущие индивидуумы и, соответственно,
народы, ища и добиваясь своего, в то же
время оказываются средствами и орудиями
чего-то более высокого и далекого, о чем
они ничего не знают, но что они бессознательно
исполняют. Вот это что- то и есть Абсолютная
Идея, Мировой Разум или Дух. У Гегеля все
эти три понятия — суть одно и то же в силу
применяемого им самого метода диалектики.
Таким образом, по мысли философа, весь
путь человечества можно рассмотреть
в виде единой, замкнутой системы развития
Мирового Разума.
Внутреннюю структуру системы развития
Мирового Разума выражают формы мысли,
являющиеся категориями диалектики, а
реализацию этой системы во времени —
философия истории. «Действительность»
же есть отчуждение Духа. Абсолютная
Идея отчуждает себя, «порождая» мир и
человека. В процессе развития человечества
Дух познает себя, и таким образом происходит
«снятие отчуждения». Другими словами,
история и есть процесс познания Абсолютной
Идеей себя. Когда же Мировой Разум познает
себя, и отчуждение снимется — история
завершится.
Список литературы
Информация о работе Философия немецкого идеализма. Диалектическая система Г.В.Ф.Гегеля