Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:39, лекция
Сложность и неоднозначность современных социальных процессов ставит вопрос о новом уровне обществознания. В связи с этим в данном сборнике авторы, сохраняя всё рациональное, присущее формационному подходу к социально-философскому анализу общества, одновременно применяют и цивилизационный подход, что позволяет нетрадиционно осветить многие проблемы развития социума (место и роль техники в обществе, предназначение и функции государства, специфика различных форм общественного сознания и т.д.).
Предисловие……………………………………………………....…4
Природа социальной реальности и основные
стратегии её исследования в философии………………………………5
Социальная структура общества……………………………………7
Основные проблемы политической философии………………….10
Общество как развивающаяся система……………………………13
Предмет и структура философии истории………………………..16
Техника и её роль в истории цивилизации………………………..19
Философия культуры……………………………………………….22
Темы рефератов
Тема 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Основные понятия
Политика, политическая система, право, власть, государство, правовое государство, суверенитет, гражданское общество, республика, монархия, демократия, федерация, конфедерация, унитарное государство, политический режим, авторитаризм, тоталитаризм, партии, общественные организации, профсоюзы, политическая элита, политическая культура, идеология, политическое насилие, война, мир, избирательная система, легитимность
Содержание темы
– политическое бытие общества, понятие политики;
– политика и право;
– государство - основной элемент политической системы общества;
– концепция правового государства;
– признаки и функции государства;
– типы и формы государства;
– государство и гражданское общество;
–политика, право и нравственность в современном обществе;
– политические партии и общественные организации
Вопросы для самоконтроля
Практические задания
Темы рефератов
Тема 4. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
Основные понятия
Система, социальная система, социосинергетика, порядок, хаос, закон, необходимость, случайность, самоорганизация, движущие силы истории, источник развития, противоречие, интерес, социальный конфликт, межличностный конфликт, социальная группа, класс, нация, личность, элита, народ, масса, толпа, революция, эволюция, насилие, ненасилие, общественный прогресс
Содержание темы
– специфические черты общества как саморазвивающейся системы;
– закономерности общественного развития;
– историческая необходимость и свобода личности;
– источники и движущие силы социальной динамики;
– природа социальных противоречий;
– революция и эволюция в общественной динамике;
– понятие субъекта исторического процесса;
– концепция элит в современной социальной философии;
– феномен массового общества
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы специфические
черты общества как
2. Назовите мыслителей,
предметом исследования
3. В чём отличие
общественных законов от
4. Что выступает в
качестве источников
5. Каков смысл понятия «движущая сила истории»?
6. Раскройте смысл
понятий «волюнтаризм» и «
7. В чём сущность социального конфликта?
8. Назовите пути и способы разрешения социальных конфликтов.
9. Дайте определения понятий «революция» и «эволюция».
10. Назовите объективные и субъективные факторы исторического процесса.
11. Назовите представителей теории ненасилия.
12. Сформулируйте основную идею теории ненасилия.
13. Какие законы общественного развития были сформулированы Марксом?
14. Назовите субъектов исторического процесса.
15. Какова основная идея концепции элит в современной социальной философии?
16. В чём сущность феномена массового общества?
17. Назовите критерии общественного прогресса.
Практические задания
1. Почему важнейшей чертой общества является его самодостаточность? Обоснуйте свой ответ с помощью конкретных примеров.
2. Как известно, источниками социального развития являются внутренние противоречия. Что такое противоречие? Какова природа социальных противоречий? Приведите примеры разнообразных социальных противоречий.
3. Почему в историческом развитии общества конфликты часто являются средством проявления социального насилия? Приведите примеры, подтверждающие тот факт, что социальное насилие олицетворяет агрессивность и деструктивность в обществе, а также господство одной воли над другой, иногда угрожающее человеческой жизни.
4. Проанализируйте различные подходы, сложившиеся в социально-философской мысли к проблеме соотношения исторической необходимости и свободы. Какой из этих подходов соответствует Вашей собственной точке зрения? Обоснуйте свой ответ.
5. Важнейшей особенностью
6. В социальной философии сформировались различные подходы относительно вопроса об источниках социальной динамики. Определите эти подходы. В чём сущность марксистского понимания источника социальных трансформаций, а также альтернативных точек зрения М. Вебера и П. Сорокина?
7. К. Маркс полагал, что развитие общества представляет собой естественноисторический процесс. Объясните, почему этот процесс, с одной стороны, является естественным, а с другой – историческим.
8. Специфика социологических законов предполагает необходимость различения объективных и субъективных факторов истории. Что следует понимать под этими факторами? Определите основные философские подходы к решению проблемы соотношения объективных и субъективных факторов общественного развития.
9. Исторический опыт
свидетельствует о том, что
для общественной жизни, как
и всего окружающего мира, характерно
диалектическое взаимопроникнов
10. Выделите различные
подходы к проблеме
11. По мнению многих мыслителей, социальные революции носят закономерный характер. Какую роль, по Вашему мнению, выполняют социальные революции в обществе: прогрессивную или регрессивную? Обоснуйте свой ответ.
12. Как известно, в социологической
литературе длительное время
господствовала идея
13. Проблема превращения
толпы в народ как
14. В современном мире особенно активным субъектом общественного развития является нация. Можно ли утверждать, что обязательным результатом национальных движений является прогрессивное изменение общества? Или же в истории могут иметь место иные ситуации? Подтвердите свой ответ примерами.
15. Решающая роль народных масс, классов, этносов в истории не означает отрицания или принижения роли отдельных людей, как выдающихся личностей, так и каждого индивида. Какова, по Вашему мнению, роль любой личности в историческом процессе? При каких условиях выдающаяся личность оказывает заметное воздействие на ход общественного развития?
Темы рефератов
5. Общественный прогресс и его критерии.
7. Концепция элит в
современной социальной
8. Роль интеллигенции в современном обществе.
9. Национальные движения и общественный прогресс.