Практические
задания
- Приведите примеры из истории, которые подтверждали бы распространённое мнение о том, что общественная психология может как ускорять, так и замедлять ход общественных преобразований.
- В современном мире всё большее значение приобретает такая характеристика человека, как менталитет. Что представляет собой менталитет человека, социальной общности? Как Вы думаете, всегда ли менталитет человека соответствует менталитету той социальной общности, представителем которой он является?
- Известно, что политическое, правовое, религиозное, философское, нравственное, художественное сознание оказывают влияние друг на друга. При этом какая-то из форм общественного сознания может выступать в качестве определяющей. Приведите примеры обществ (этапов исторического развития), которые явно могут продемонстрировать доминирование какой-либо из форм общественного сознания над другими. Объясните сущность данного явления.
- Как известно, существуют многообразные подходы к пониманию культуры. Назовите эти подходы. Согласны ли Вы с утверждением многих мыслителей, что основополагающим подходом в культуре является деятельностный подход? Любая ли деятельность человека предполагает возникновение культуры?
- По мнению О. Шпенглера, цивилизация – это последняя заключительная стадия существования любой культуры. Согласны ли Вы с данным утверждением? Какие существуют другие варианты соотношения цивилизации и культуры?
- Современный процесс суверенизации различных народов характеризуется возрождением национальных культур. Как вы думаете, означает ли этот процесс формирование национализма в этих странах или их культура характеризуется единством национального и общечеловеческого? Приведите соответствующие примеры.
- Почему XVI век считается «золотым веком» белорусской культуры? Приведите конкретные примеры.
- Каково, по Вашему мнению, соотношение понятий «культурный человек» и «цивилизованный человек»? Можно ли быть человеком цивилизованным, но не культурным? И, наоборот, – культурным, но не цивилизованным?
- Как взаимосвязаны понятия «культура» и «ценность»? Что представляют собой ценности культуры? Как взаимосвязаны между собой ценности культуры и деятельность человека? Приведите конкретные примеры.
- Как Вы думаете, какую роль играют традиции в развитии современной культуры? Обоснуйте свой ответ.
- Представители материалистического понимания истории, рассматривая соотношение общественного бытия и общественного сознания, указывали на производность и вторичность общественного сознания. Означает ли это отсутствие у общественного сознания самостоятельности? Обоснуйте свой ответ.
- Особенностью современного процесса формирования нового миропорядка является глобализация, характеризующаяся свободным движением капиталов и возрастающей зависимостью национальных экономик от глобальных финансовых рынков, а также стиранием географических границ социальных и культурных систем. Возможно ли культурное сопротивление данному процессу? Обоснуйте свой ответ.
Темы
рефератов
- Свобода и нравственность.
- Религия и искусство.
- Искусство и его роль в культуре.
- Феномен массовой культуры.
- Основные парадигмы философского анализа культуры.
- Культура и цивилизация, их соотношение.
- Культура и нравственность.
- Традиции и новации в динамике культуры.
- Диалог культур в современном мире.
- Этапы развития белорусской идеи.
- Особенности национально-культурной самоидентификации белорусов.
- Глобализация и культура.
- Метаморфозы духовности в современном обществе: социальная мифология, утопия, антиутопия.
- Особенности молодёжной культуры.
Учебное издание
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Сборник заданий для самостоятельной
работы по разделу
«Социальная философия» общего курса
философии
для студентов высших учебных заведений
Практикум для студентов всех специальностей
университета
дневной и заочной форм обучения
Авторы составители:
Кандидат философских наук, доцент Климович А.В.
Кандидат философских наук, доцент Перевалова Л.В.
Редактор Займист Г.И.