Философия познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 10:46, реферат

Краткое описание

Познание имеет две стороны: чувственную и рациональную, между которыми существует сложное взаимодействие1. Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах, рациональное – в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 32.58 Кб (Скачать файл)

Познание имеет две стороны: чувственную и рациональную, между  которыми существует сложное взаимодействие1. Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах, рациональное – в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Основные формы чувственного познания:

1. Ощущение - это отражение свойств, признаков, сторон отдельных материальных предметов, вещей, явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.).

2. Восприятие - это целостный образ  предмета, объекта, воздействующего  на органы чувств. Этот образ  возникает в результате одновременной,  взаимосогласованной работы нескольких  органов чувств.

3. Представление - это образы  предметов, восстановленные благодаря  сохранившимся в нашем мозге  следам, но при отсутствии самих  предметов.

Каковы особенности чувственного познания? Все чувственное познание носит непосредственный характер. Чувственные  образы возникают постольку, поскольку  предмет непосредственно воздействует на наши органы чувств и нервную  систему. Чувственное познание –  это ворота, через которые человек  устанавливает контакт с внешним  миром. С позиции диалектического  материализма формы чувственного познания – это субъективные образы объективного мира. То есть их содержание объективно, так как определяется внешними воздействиями, а не сознанием субъекта.

А что значит: «субъективный образ?». Это значит, что форма наших  ощущений зависит от того, как устроена наша нервная система. Мы, например, не воспринимаем радио и магнитных  волн, а некоторые животные их воспринимают. Орел зорче человека, видит дальше, но человек замечает, видит во много  раз больше, чем орел. Собака обладает более тонким обонянием, но она не различает и 1/1000 тех запахов, которые  различает человек. Субъективность образа состоит в том, что при  взаимодействии двух видов материи  ощущение зависит от того, как оно  отражается в нервной системе человека (воздействие внешнее преобразуется нервной системой). Например, сладость сахара, соленость соли по отношению к языку, а не к воде, запах розы по отношению к обонянию.

Однако в истории философии  имела место концепция, согласно которой наши ощущения, восприятия – это не образы, не копии, а лишь условные знаки, символы, иероглифы, не имеющие ничего общего с вещами и  их свойствами. Эта теория была сформулирована немецким физиологом Г. Гельмгольцем (1821-1894 гг.)1, который опирался на теорию другого немецкого физиолога (естествоиспытателя) И. Мюллера (1801-1858 гг.)2. Согласно теории Мюллера специфика ощущений определяется не природой предметов и вещей, а своеобразным устройством органов чувств человека, каждый из которых представляет замкнутую систему (т.н. закон о специфической энергии органов чувств). Например, ощущение яркой вспышки может возникнуть как под воздействием яркого света, так и от сильного удара по глазу, т.е. наши органы чувств, согласно теории И. Мюллера, никакого представления о качественной стороне предметов, явлений нам не дают.

С позиций диалектического материализма эта теория представляет собой уступку  агностицизму, ибо символы, знаки  возможны (допустимы) и по отношению  к несуществующим вещам, например лешим, домовым, чудотворцам и т.д.

И все-таки, дают ли нам органы чувств возможность адекватно отражать действительность? Еще Людвиг Фейербах отмечал, что у человека ровно  столько органов чувств, сколько  нужно для правильного познания мира. Если бы наши чувства не отражали объективный мир таким, каков  он есть, то человек, как и любое  животное не смог бы биологически приспособиться к условиям среды, т.е. выжить. Да и  само возникновение подобного сомнения говорит за то, что мы правильно отражаем действительность, иначе не усомнились бы в этом.

Что в целом дает нам чувственное  познание? Знание отдельных свойств, признаков вещей, внешних связей между ними, т.е. дает знание единичного, конкретного, видимого1. Знание же общего, существенного, закономерного, абстрактного достигается рациональным познанием, разумом. Естественно, изучая отдельный предмет, мы получаем представление и о совокупности однородных предметов. Значит, момент общего, общих связей дает и чувственное познание. Однако, выделить это общее, отделить его от частного, конкретного, единичного может только разум. Основные формы рационального (логического, абстрактного познания): понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это мысль (форма мышления), отражающая предметы в их наиболее общих и существенных признаках («понять - значит «схватить», «поймать», «объять»).

Как образуются понятия? Они образуются за счет выделения общего и существенного, т.е. таких признаков, которые отличают данные предметы среди множества  других предметов и вещей материального  мира. Выделение общего сопровождается в то же время отвлечением (абстрагированием) от других признаков, менее важных для  характеристики данного рода предметов. Например, в понятии «стул» мы отвлекаемся  от формы спинки, наличия или отсутствия обивки, формы ножек, цвета и т.д. Зато в понятии «стул» сконцентрированы такие признаки, которые помогут  нам выделить стул, как предмет  для сидения, имеющий 4 ножки и  спинку. Имея понятие о стуле, мы назовем стулом любой предмет, имеющий эти признаки и сможем отличить его, например, от кресла или дивана. Т.о., понятие есть и общее, существенное и в то же время отвлеченное, абстрактное. В речи понятие выражается словом.

Есть понятия, которые отражают предметы (человек, растение, животное, земля, луна и т.д.), свойства (теплое, холодное, сладкое, горькое, зеленое, красное, светлое, темное и др.), взаимодействие (движение, покой, скорость, энергия  и т.д.)

Суждение – это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о чем-либо. Суждение эта такая форма рационального  мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях. В  речи суждение выражается в форме  предложения. Существует несколько  видов суждений: суждение единичности (трение есть источник теплоты); суждение особенности (механическая форма движения – источник теплоты); суждение всеобщего (любая форма движения способна превращаться в любую другую форму движения).

Умозаключение – процесс мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание по сравнению с исходными  посылками.

Например:

1. Все хищники питаются мясом;

2. Тигр – хищное животное;

3. Следовательно, тигр тоже питается  мясом.

Или:

1. Все металлы электропроводны; 

2. Медь – металл;

3. Следовательно, медь обладает  электропроводностью.

Рациональное мышление1 отстоит дальше от действительности, чем чувственное. Значит ли это, что чувственное познание дает нам более богатое, яркое, образное знание действительности, чем рациональное? Это только на первый взгляд. На самом деле способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.

Рациональное познание дает возможность  постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения  основывается на знании законов природы  и общества. Способность разума к  фантазии в то же время есть и  источник заблуждений, т.е. абстракции могут быть истинными и ложными. Поэтому способность разума творить  должна быть неразрывно связана с  практикой, иметь в ней опору, как в основе познания.

Какова взаимосвязь чувственного и рационального в процессе познания? Сторонники сенсуализма (от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) - направления в теории познания, утверждали примат (от лат. неравенство, главенство, преобладающее значение) чувственного опыта над разумом2. Они считали, что нет ничего в разуме, чего ранее не было бы в чувствах. Саму рациональную, познавательную деятельность они сводили к разного рода комбинациям того материала, который дается в чувственном опыте. Наиболее яркими представителями сенсуалистами в истории философии были: Джон Локк, Томас Гоббс, Поль Анри Гольбах, Клод Андриан Гельвеций, Дени Дидро, Жюльен Офре де Ламетри.

Выделяют сенсуализм материалистический и идеалистический. Материалистический сенсуализм видит в чувственной  деятельности человека связь его  сознания с внешним, объективным  миром, а в показаниях органов  чувств человека – отражение этого  мира. Идеалистический сенсуализм видит  в чувственной деятельности некую  самосущую сферу сознания. Например, Беркли полностью отбросил внешний опыт и рассматривал ощущения, как достояние только человеческого сознания.

Рационалисты (от лат. ratio – разум) - утверждали примат разума над чувственным знанием. Еще Парменид различал «знание по истине», т.е. полученное посредством разума и знание «по мнению», полученное в результате чувственного восприятия. Рационалисты считали разум основой познания и поведения людей, единственным источником и критерием истины (Ренэ Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Герцен Александр Иванович и другие). Признание разума единственным источником достоверного знания привело рационализм к идеалистическому заключению о существовании врожденных идей (например, Р. Декарт; И. Кант).

Основной принцип диалектического  материализма в теории познания –  диалектическая взаимосвязь чувственного и рационального в познании. Диалектическое взаимопроникновение чувств и разума в процессе познания означает, что не только формы чувственного познания, проникаются разумом (ощущая, воспринимая вещи, мы их называем, обозначаем. А там, где слово – это уже рациональное), но имеет место и обратный процесс. Каждый раз, когда абстрактное мышление обращается к практике, чувственное познание проникает в рациональное. познание суждение материализм

Познание во многом очень сложный  противоречивый и загадочный процесс. Существенную роль в этом процессе играет интуиция. Интуиция в переводе с латинского буквально означает «пристально смотрю». Это способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательств (как внезапное озарение).

Механизм интуиции имеет достаточно общий характер, т.е. присутствует практически  во всех сферах человеческой деятельности. Интуитивные компоненты обнаруживается во многих профессиях и разнообразных  жизненных ситуациях. Прежде всего, это практически все художественное творчество. Очень часто интуиция проявляется в медицине, когда  врач может точно поставить диагноз  « с первого взгляда», затрудняясь  объяснить свое решение. Нередко, интуиция оказывается спасительницей для  работников «скоростных профессий». В жизни каждого человека, независимо от его профессии, встречаются ситуации, когда при недостатке информации и времени для принятия ответственного решения, срабатывают интуитивные  механизмы.

В философии и науке выделяют следующие виды интуиции:

1. Интеллектуальная. Так Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного интеллектуального знания, которое приходит как внезапное озарение. 2. Чувственная. Например, Л. Фейербах утверждал, что тайна интуитивного познания «сосредоточена в чувственности». 3. Эмоциональная. 4. Мистическая (как результат божественного откровения).

Предпосылки интуиции:

1. Профессиональная подготовка к проблеме; 2. Поисковая - длительная подготовка ума, т.е. длительный, напряженный, интеллектуальный поиск. Довольно распространено дилетантское представление, что для интуитивного получения результата не требуется серьезной предварительной подготовки и длительного накопления знаний. Многие из великих ученых смущались и огорчались, когда кто-то считал их гениями, достигшими всего быстро и – интуитивно, то есть как бы без углубленной работы. Так, известный отечественный ученый-химик Д.И. Менделеев писал: «Ну какой я гений. Трудился, трудился, всю жизнь трудился. Искал, ну и нашел». А. Эйнштейн заявлял: Я думал и думаю месяцами и годами. Девяносто девять раз заключение неверно. В сотый раз я прав». И наконец, Л. Пастер «Случай помогает лишь умам, подготовленным к открытиям путем усидчивых занятий и упорных трудов»1; 3. Наличие подсказки, своего рода пускового механизма для интуиции Для И. Ньютона, как известно, это было яблоко, упавшее на него и вызвавшее идею всемирного тяготения. Для инженера-мостовика С. Броуна такой подсказкой оказалась весящая между ветвями паутина, натолкнувшая его на идею висячего моста. В одной из передач радио России (от 01.11.2004 г.) прозвучала информация о том, что сыну Данте во сне приснилось место, где его отец запрятал отдельные рукописи своей «Божественной комедии», которые впоследствии действительно были там обнаружены. Известно также, что Д.И. Менделееву таблица периодического закона химических элементов в завершенном виде явилась во сне.

Интуиция основывается на таких  факторах как опыт, чутье, проницательность. Одни исследователи отмечают, что  интуиция не автономный способ познания, а вид познания. Другие – утверждают, что интуиция это своеобразный тип  мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли – истина. Вместе с  тем следует иметь ввиду, что интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно для того, чтобы убедить в этой истине себя и других. Для этого необходимы доказательства. Ученые, каким бы самым необъяснимым путем не было получено новое название, ищут, во-первых, логические доказательства полученному, а, во-вторых, подтверждение их в реальном объективном мире. Несмотря на то, что взгляды ученых на место интуиции, на механизмы ее действия зачастую неоднозначны и противоречивы, сама интуиция оказывает поистине вездесущей: она дает направления исследованиям, формирует наглядные, мысленные модели объектов, истолковывает эмпирические данные, конструирует фундаментальные понятия и общие принципы теории, вырабатывает гипотезы, стимулирует выбор эффективных приемов и методов исследования.

Информация о работе Философия познания