Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 10:46, реферат
Познание имеет две стороны: чувственную и рациональную, между которыми существует сложное взаимодействие1. Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах, рациональное – в понятиях, суждениях, умозаключениях.
По генезису и способу организации знания оно подразделяется на такие типы как обыденное (повседневное, житейское, донаучное), научное и вненаучное.
Обыденное (житейское) складывается на
основе повседневной деятельности человека
и отражает многообразие жизненных
ситуаций, в которых он находится.
Оно сводится в основном к констатации
фактов, их описанию. Обыденное знание
важно для предметно-
Научное знание поднимается до уровня
объяснения фактов, их осмысления в
системе понятий данной науки, включается
в состав теории. Научное знание
– это понимание
В структуре научного знания выделяют эмпирический и теоретический уровни. Истоки такого деления уходят в период возникновения науки, но особенно четко это обнаруживается в современных условиях. Эмпирический и теоретический уровни «представляют собой общую закономерность строения научного знания»2. В основе разграничения этих уровней лежат эмпирические или теоретические исследования. На эмпирическом уровне основная информация о действительности добывается опытным путем. Эмпирическое исследование предполагает предметно-практическую деятельность субъекта, направленную на изучаемый объект, а основными методами получения первичной, опытной информации являются наблюдение, эксперимент, измерение. Содержанием эмпирического знания являются результаты эмпирической деятельности субъекта, прошедшие рационально-логическую (понятийную) обработку и выраженные на особом научном языке (языке наблюдения). Поэтому эмпирическое знание не совпадает с чувственным воспроизведением действительности ни по форме, ни по содержанию.
Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях. Теоретический уровень обладает специфичностью, особыми методами и формами воспроизведения действительности. Наиболее существенными оказываются абстрагирование и идеализация, а также метод мысленного эксперимента. Оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного знания.
Научное знание различается по предметным областям (естественные, социальные, гуманитарные, технические и т.д. науки), по характеру исследования выделяют фундаментальные и прикладные науки.
Основными формами вненаучного знания являются религия, литература и искусство, где познание мира, личности ее окружения осуществляется через создание художественных образов. Развитие науки порождает ряд девиантных (отклоняющихся) форм вненаучного знания, которые в современных условиях приобретают особую активность и привлекают к себе все большее внимание. К ним относятся различные формы эзотерического1 знания, называемые оккультными науками (астрология, алхимия, хиромантия, спиритизм, магия, и др.) и целый ряд паранаучных течений (парапсихология, уфология и др.). В условиях обострения современных глобальных проблем, усиления кризиса в самой науке эти формы знания нередко рассматриваются в качестве альтернативы научному мировоззрению.
В качестве основных причин широкого
распространения эзотерического знания
исследователи называют, во-первых,
особенности самого познавательного
процесса в целом, невозможность
научного знания охватить всей действительности
и дать всему рациональное обоснование,
в то время как у людей всегда
существовали надежды найти быстрое
и чудодейственное решение
Список использованной литературы
Размещено на Allbest.ru
1 Есть два вида познания, - утверждал Демокрит, - одно посредством чувств, другое – мысли.
1 Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821-1894 гг.).
2 Иоганнес Петер Мюллер (1801-1858 гг.).
1 Но видимое еще не есть достоверное. Не все то золото, что блестит.
1 Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей, явлений, процессов.
2 Все содержание познания сенсуализм пытался вывести из деятельности органов чувств. Чувственность они рассматривали как главную форму достоверного знания
1 Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991. С.60.
1 Двадцать лекции по философии: Учебное пособие / А.В. Грибакин, Ю.Г. Ершов, В.Е. Кемеров и др. – Екатеринбург, 2001, С. 159.
2 Двадцать лекций по философии, С.162.
1 Эзотерический (от греч. – «внутренний») тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях, магических формулах) против. экзотерический.
2 Двадцать лекций по философии, С. 158.