Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 12:02, реферат
Данная тема настолько мало изучена, что переработав большую часть сочинений выдающихся мировых философов древности и современности, мною были найдены лишь краткие упоминания о праве и его месте в философской мысли. Многие философы занимались данной проблемой, но выдающимися в исследованиях правовой философии стали Сократ, Платон, Аристотель, Ф.Аквинский, Гроций, Локк, Кант, Гегель, Чичерин, Новгородцев, Соловьев, Бердяев и другие.
Цель исследования в области “философии права” установить закономерности формирования философско-правовых взглядов совместно с формированием государства, права и общественных отношений.
Введение стр. 2
1. Понятие философии права, ее место среди других наук стр. 3
2. Философия права, согласно Гегелю стр. 5
3. Предмет философии права стр. 8
4. Философия права Гегеля стр. 11
Заключение стр. 18
Список использованной литературы стр. 20
Такое теоретическое
различение права и закона не только терминологически,
но и понятийно, по своему смыслу выступает
как общая теория для всех остальных (названных
и иных) частных случаев подобного различения
и тем самым позволяет понять и выразить
момент общности и единства в познавательной
ориентированности, в смысловой структуре
и предмете различных прошлых и современных
философско-правовых учений.
Ведь именно наличие
момента такого внутреннего единства
оправдывает объединение внешне разноликих
учений под общим названием "философия
права" и дает содержательное основание
для их понимания и толкования в качестве
той или иной концепции именно философии
права, понимаемой не в виде случайного
набора и конгломерата разнородных воззрений,
а как предметно определенной и внутренне
единой дисциплины (научной и учебной).
Бытие права в человеческом мире подразумевает и включает в себя правовую определенность и упорядоченность мира человеческого бытия, правовое понимание и правовой подход к основным отношениям, формам, институтам и установлениям в общественной жизни людей.
Этот правовой подход
(правовое понимание, толкование, характеристика,
оценка и т, д.) распространяется и на такой
основополагающий институт общественной
жизни людей, как государство. Поэтому
в предметную область философии права
традиционно включаются проблемы философского
исследования государства, тематика философии
государства.
Предмет “философии
права” это основные проблемы философии
права (общая часть курса), так и различные
прошлые и современные концепции философии
права (специальная часть курса, посвященная
историческому развитию и современному
состоянию философии права).
При этом отбор проблем общей части и философско-правовых
концепций в специальной части курса продиктован
задачами достаточно полного для учебных
целей освещения основных моментов предмета
философии права.
Проблемы философии
права занимают большое место в творчестве
Гегеля.
Уже в работе "О научных способах исследования
естественного права, его месте в практической
философии и его отношении к науке о позитивном
праве" (1802 – 1803) Гегель различает три способа трактовки
естественного права: эмпирический (концепции
Гоббса, Руссо и других мыслителей до Канта); формальный
(подход Канта, Фихте и их последователей)
и абсолютный (свой подход).
Эмпирический
подход к естественному праву, по оценке
Гегеля, соответствует лишь начальным
требованиям науки, отличающим ее от простого
повествования и перечисления признаков
предмета.
Моральность и легальность,
противопоставляемые друг другу в учениях
Канта и Фихте, представляют собой, согласно
Гегелю, лишь абстрактные моменты целостности,
которые "снимаются" и вместе с тем
сохраняются в системе нравственности.
Эти мысли развернуто и систематически
развиты в последующих произведениях
Гегеля, особенно в его "Философии права"
(1820 г.), полное наименование которой ("Естественное
право и наука о государстве в очерках.
Основы философии права"), да и ее содержание
показывают, что Гегель, не отвергая самой проблематики естественного
права, настаивает на ее именно философской
(в гегелевском смысле этого понятия) трактовке.
В рамках гегелевской системы
философии философия права
представляет собой философию объективного
духа. Тремя основными ступенями диалектически
развивающегося духа, по Гегелю, являются:
субъективный дух (антропология, феноменология,
психология), объективный дух (право, мораль,
нравственность) и абсолютный дух (искусство,
религия, философия).
Объективный
дух – это, по Гегелю, та ступень развития
духа (и всемирной истории), когда свобода
впервые приобретает форму реальности,
т.е. наличного бытия в виде государственно-правовых
формообразований. Дух выходит из формы
своей субъективности, познает и объективирует
внешнюю реальность своей свободы: объективность
духа входит в свои права.
В философии права Гегель освещает
формы обнаружения объективно свободного
духа в виде осуществления понятия права
в действительности. Так как реализация
понятия в действительности, по Гегелю,
есть идея, предметом философии
права оказывается идея права – единство
понятия права и его осуществления,
наличного бытия. Идея права, которая и
есть свобода, развертывается в гегелевском
учении в мир государства и права, и сфера
объективного духа предстает как идеальная правовая
действительность.
Господство разума
в истории, согласно Гегелю, означает,
что свобода представляет собой определяющее
начало и конечную цель всего хода развития
духа. Всемирная история
– прогресс в сознании свободы, прогресс
как в смысле познания объективной истины,
так и объективации достигнутых ступеней
свободы в правовых и государственных
формах наличного бытия.
Идея свободы, по Гегелю,
достигает своей полной реализации лишь
в конституционно оформленных и развитых
государствах современности. Эти государства
представляют нечто разумное внутри себя;
они действительны, а не только существуют.
Отношения права и свободы
опосредуются в гегелевской философии
объективного духа через свободную волю, которая
представляет свободу во всех перипетиях
диалектики идеи права. Разум, на котором
покоится государство, осуществляет себя
как волю – через диалектику свободной воли.
"... Свобода, – отмечает Гегель, – состоит
в том, чтобы хотеть определенное, но в
этой определенности быть у себя и вновь
возвращаться во всеобщее".
Подлинно свободной
и истинной воля становится тогда, когда
ее содержание тождественно с нею, "когда,
следовательно, свобода волит свободу"'.
Тремя основными формами конкретизации
понятия свободы и права являются: абстрактное право,
мораль, нравственность. В сфере абстрактного
права воля непосредственна и абстрактна.
В сфере морали выступает право субъективной
воли в отношении ко всеобщему – к праву
мира. В сфере нравственности достигается
синтез этих двух предшествующих абстрактных
моментов.
Абстрактное
право представляет собой первую
ступень в движении понятия права от абстрактного
к конкретному, в диалектике свободной
воли. Понятие правопорядка еще абстрактно.
Человек здесь выступает в качестве совершенно
абстрактного и свободного "я". Такая
единичная воля есть лицо, личность. Личность,
подчеркивает Гегель, "содержит вообще
правоспособность". "Отсюда веление
права гласит: будь лицом и уважай
других в качестве лиц".
Абстрактное право выступает
лишь как абстрактная и голая возможность
всех последующих, более конкретных, определений
права и свободы.
Свою реализацию свобода абстрактной личности находит, по Гегелю, в праве частной собственности. Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью.
Требование же имущественного
равенства расценивается им как неразумная
точка зрения, пустая и поверхностная
рассудочность.
К сфере абстрактного
права Гегель относит и формы неправды
(простодушную неправду, обман, принуждение
и преступление).
Преступление
– это сознательное нарушение права как
права, и наказание поэтому является, по
Гегелю, не только средством восстановления
нарушенного права, но и правом самого
преступника, заложенным уже
в его деянии – поступке свободной личности.
По логике гегелевской
трактовки, снятие преступления через
наказание приводит к морали. На этой
ступени, когда личность (персона) абстрактного
права становится моральным субъектом,
впервые приобретают значение мотивы
и цели поступков субъекта.
Требование субъективной
свободы состоит в том, чтобы о человеке
судили по его самоопределению. Лишь в поступке субъективная
воля достигает объективности и, следовательно,
сферы действии закона; сама
же по себе моральная воля ненаказуема.
Абстрактное право
и мораль являются двумя односторонними
моментами, которые приобретают свою действительность
и конкретность в нравственности, когда понятие
свободы объективируется в наличном мире
в виде семьи, гражданского общества и
государства.
Сферу межгосударственных
отношений Гегель трактует как область
проявления внешнего государственного
права. Международное право – это,
по Гегелю, не действительное право,
каковым является внутреннее государственное
право (положительное право, законодательство),
а лишь долженствование.
Какова же будет действительность этого
долженствования – зависит от суверенных
воль различных государств, над которыми
нет высшего права и судьи в обычном смысле
этих понятий.
На вершине иерархии
особых прав стоит право государства
(государство как правовое образование,
как наиболее конкретное право). Поскольку
в реальной действительности особые права
всех ступеней (личности, ее совести, преступника,
семьи, общества, государства) даны одновременно
и, следовательно, в актуальной или потенциальной
коллизии, постольку, по гегелевской схеме,
окончательно истинно лишь право вышестоящей
ступени.
Одним из определений
свободы и форм объективации понятия права
является закон. Характеризуя "право как закон",
Гегель пишет: "То, что есть право в себе, положено
в его объективном наличном бытии, т. е.
определено для сознания мыслью и известно как
то, что есть и признано правом, как закон; посредством
этого определения право есть вообще позитивное право"'.
В процессе законодательства право превращается
(позитивируется) в закон и тем самым
праву придается форма всеобщности и подлинной
определенности. Предметом законодательства,
подчеркивает Гегель, могут быть лишь действия людей,
внешние стороны человеческих отношений,
а не их внутренняя сфера.
В своей концепции различения
права и закона Гегель стремится исключить
их противопоставление. "Представлять
себе различие между естественным или
философским правом и позитивным правом
таким образом, будто они противоположны
и противоречат друг другу, – замечает
Гегель, – было бы совершенно неверным;
первое относится ко второму как институции
к пандектам".
Гегеля интересует
лишь то закономерное в позитивном праве,
т.е. лишь правовое в законе. Этим и обусловлено
то, что в гегелевской философии права
речь идет не о противостоянии права М
закона, а лишь о различных определениях
одного и того же понятия права на разных
ступенях его конкретизации. Оправдывая
такой подход, Гегель
пишет: "То обстоятельство, что насилие
и тирания могут быть элементом позитивного
права, является для него чем-то случайным
и не затрагивает его природу"'. По своей
идеальной природе положительное право
(закон) как ступень самого понятия
права – это разумное право.
Гегелевская высокая
оценка роли закона имеет в виду правовой
закон. Философская разработка Гегелем
понятия права, развертывающаяся в систему
философии права, своим существом направлена
на демонстрацию несостоятельности противопоставления
естественного и позитивного права, права
и закона.
Таким образом, система
гегелевской философии права, хотя и содержит
в себе принцип различения права и закона,
но разработана она в плане не развертывания,
а снятия этого принципа и доказательства
его мнимости, поскольку речь идет лишь
о различных определениях одного понятия.
"Философия права"
Гегеля занимает выдающееся место
в истории философского познания проблем
свободы, права, государства. Идеи Гегеля
и непосредственно, и в различных интерпретациях
(младогегельянцев и старогегельянцев
Х1Х в., неогегельянцев начала ХХ в., современных
исследователей его творчества) заметно
содействовали становлению и развитию
философии права как самостоятельной
дисциплины. Они привлекают пристальное
внимание и современных философов права.