В конкретно-историческом
плане Гегель как мыслитель начала Х1Х
в. полагал, что идея свободы достигла
наибольшего практического осуществления
именно в конституционной монархии, основанной
на принципе разделения властей (государя,
правительства и законодательной власти).
Надлежащее разделение властей в государстве
Гегель считал "гарантией публичной
свободы"'. С этих позиций он защищал
суверенитет государственно-правового
целого и резко критиковал деспотизм –
"состояние беззакония, в котором особенная
воля как таковая, будь то воля монарха
или народа (охлократия), имеет силу закона
или, вернее, действует вместо закона,
тогда как суверенитет, напротив, составляет
в правовом, конституционном состоянии
момент идеальности особенных сфер и функций
и означает, что подобная сфера не есть нечто
независимое, самостоятельное в своих
целях и способах действия и лишь в себя
углубляющееся, а зависима в этих целях
и способах действия от определяющей ее цели целого
(к которому в общем применяют неопределенное
выражение благо государства)"'.
В целом вся гегелевская
конструкция правового государства прямо
и однозначно направлена против произвола,
бесправия и вообще всех внеправовых форм
применения силы со стороны частных лиц,
политических объединений и властных
институтов. Гегелевский этатизм радикально
отличается от тоталитаризма всякого
толка, который видит в организованном
государстве и правопорядке своих прямых
врагов и стремится вообще подменить правовой
закон – произвольно-приказным законодательством,
государственность – своим особым властно-политическим
механизмом, а суверенитет государства
– монополией политического господства
той или иной партии и клики. И в гегелевском
этатизме правомерно видеть не идеологическую
подготовку тоталитаризма, а авторитетное
философское предупреждение о его опасностях.
Ведь тоталитаризм ХХ в., рассмотренный
с позиций гегелевской философии государства
и права, – это антиправовая и антигосударственная
форма организации политической власти,
рецидив механизма насилия деспотического
толка, правда, в исторически новых условиях и с новыми возможностями,
целями и средствами.
Осмысление
гегелевской концепции государства в
контексте опыта и знаний ХХ в. о тоталитаризме
позволяет понять враждебную и взаимоисключающую
противоположность между государственностью
и тоталитаризмом. В этом смысле можно
уверенно сказать: этатизм против тоталитаризма.
Отсюда, конечно,
вовсе не следует отрицания недостатков
гегелевского этатизма (чрезмерное возвышение
государства над индивидами и обществом
в целом и т. д.). Однако с точки зрения идей
правовой государственности существенно
отметить как правовую природу гегелевской
концепции государства, так и то, что признаваемый
этатизмом (как утверждением всеобщего
государственного начала и верховенства) принцип суверенности
государства и государственных форм
выражения, организации и действия публичной
власти является по существу одновременно
и правовым требованием, необходимым условием
для любой концепции и практики господства
права и правового государства.
Заключение
В настоящей работе
была освещена проблематика философии
права как отдельной самостоятельной
науки. Философско-правовые исследования
имеют давние и богатые традиции. Они восходят
к истокам философии и юриспруденции и
сопровождают всю историю их развития
– вплоть до современности.
Философия права
– в ее соотношении с другими видами и
способами изучения права – является
высшей духовной формой познания права,
постижения и утверждения его смысла,
ценности и значения в жизни людей.
Философия права
начинается с возникновения идей об объективной,
независимой от официально-властного
усмотрения и произвола, природе и смысле
права. Эти идеи стали зародышем всех последующих,
включая и современные, представлений
и концепций о внутренней взаимосвязи
и единстве права, свободы и справедливости,
о правах и свободах человека, о господстве
права, о правовом законе и правовом государстве.
И в том, что сегодня эти правовые идеи
стали общепризнанными современным мировым
сообществом ценностями и императивами,
– великая и неоспоримая заслуга также
и философии права.
Все это определяет
основополагающее место и значение философии
права в системе юридических и других
гуманитарных наук и учебных дисциплин,
объектами изучения и освещения которых
являются право и государство. Показательно
в данной связи и то большое внимание,
которое вот уже на протяжении многих
столетий уделяется в западных университетах
преподаванию философии права. Значительный
опыт изучения и преподавания этой дисциплины
был накоплен и в дореволюционной России.
В современных
условиях радикальных преобразований
в стране и становления начал права и правовой
государственности существенно возрастает
роль философии права в системе гуманитарных
наук и отечественного вузовского образования,
значение этой дисциплины во всем процессе
формирования и утверждения в нашем обществе
ценностей права, свободы и справедливости.
Закончив работу над темой “Философии
права” я не только написал очередную
работу для допуска к сессионным экзаменам,
но и почерпнул много интересной информации
из книг, которые до этого пылились на
полках библиотек. Даже изучая курс “Общей
философии” мы не пользовались столь
интересными трудами и размышлениями
философских мыслителей о жизни, бытие
и праве в государстве. И я считаю, что
необходимо ввести для преподавания в
высших учебных заведениях отдельный
курс “Философия права”, совместно с
которым можно изучать и общую философию
и логику и другие науки, касающиеся юридической
деятельности.
Список использованной
литературы
1. Волчек Е.З. Философия: Учебное пособие.
Второе, исправленное, издание - Лен.: НПЖ
“Плюсминус”, № 1-2, 1995 г. - 295 с.
2. Власть и право: Из истории русской правовой
мысли. Сборник // Сост.: А.В. Поляков, И.Ю.
Козлихин - Л.: Лениздат, 1990. - 319 с.
3. Гегель. Философия права. М., 1990.
4. Гельвеций Сочинения в 2-х томах. Сост.
И общ. Ред. Х. Н. Момджяна. М., “Мысль”,
1974.
5. История политических и правовых учений.
Учебник для вузов. Под общей редакцией
члена - корреспондента РАН В.С. Нерсесянца.
М., 1996 - 736 с.
6. Козлихин И.Ю. Идея правового государства:
История и современность. - СПб.: Изд-во
С.- Петербургского университета, 1993 - 152
с.
7. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник
для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА
. М – НОРМА, 1997. – 652 с.
8. Философия. Часть 1. История философии:
учебное пособие для вузов// Под ред. В.И.
Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. -
М.: Юристъ, 1996 - 304 с.
9. Хрестоматия по истории государства
и права зарубежных стан. М., 1984