Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 18:46, аттестационная работа
Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.
Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения.
Вопросы на зачёт по «Философии управления»
1.Философия как наука. Разделы философского знания.
Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение - его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.
Предмет изучения – мир в целом, человек, общество, принципы и законы мировоздания и мышления. Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения.
2.Конфуцианство и философия управления.
Конфуцианство —
этико-философское учение, разработанное
его основателем Конфуцием (551—479 до н. э.),
развитое его последователями и вошедшее
в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии
Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.
Японская философия управления персоналом основывается на традициях коллективизма и уважения к старшим(оплата труда напрямую связана со стажем работы), всеобщего согласия, вежливости и патернализма, а также характеризуется высоким уровнем преданности сотрудников организации и высокими социальными гарантиями, такими как пожизненный найм.
Японцы
восприимчивы к новым идеям. Они
любят учиться на чужих ошибках
и извлекать выгоду из чужого опыта.
Они внимательно наблюдают за
происходящим в мире и систематически
пополняют информацию из-за рубежа.
Они заимствуют и быстро усваивают
новые технологические методы и
процессы. Японские рабочие не оказывают
сопротивления внедрению
3.Прагматизм как философская система. Влияние на управление.
Прагматизм – одно из влиятельных философских течений XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от греческого слова, означающего дело, действие. Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым подчеркивая ее практическую нацеленность. Согласно прагматизму, единственным критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела. Поэтому нередко прагматизм воспринимается как одна из форм некой житейской философии. Однако такой поверхностный взгляд не улавливает существенных признаков прагматизма. Не уяснив их, трудно понять причины столь длительного его успеха и устойчивого влияния. Именно прагматизму западноевропейская философия обязана введением и последующей детальной разработкой темы человеческой деятельности.
В бытовом смысле прагматик — это человек, который выстраивает свою систему поступков и взглядов на жизнь в аспекте получения практически полезных результатов. «То, во что для нас лучше верить — истинно», — утверждал основатель прагматизма В. Джемс
4.Основные школы управления (школа научного управления, «классическая школа управления», школа человеческих отношений и поведенческие науки, школа науки управления).
1. Школа научного управления.
Представители: Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г.
Форд, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гантт.
Ф. Тейлор (1865-1915) – создатель школы научного
управления, американский инженер-практик
и менеджер. По мнению Тейлора, основной
задачей менеджмента должно быть обеспечение
наибольшего процветания предпринимателя
вкупе с максимумом благосостояния каждого
работника. Он сформулировал основные
положения научного менеджмента и четыре
принципа управления, разработал собственную
систему управления. Система Тейлора была
внедрена на заводах и принесла свои результаты
– высокую производительность труда рабочих.
Тейлор считал, что функции обдумывания
и планирования нужно отделить от выполнения
работы.
Основные положения школы:
1. Использование материального стимулирования
работников с целью увеличения производительности
и объема производства.
2. Использование научного анализа для
определения лучших способов выполнения
задач (работ).
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми
для выполнения задач.
4. Отбор работников под определенные задачи
и их обучение.
5. Выделение управленческих функций в
самостоятельный вид деятельности.
6. Утверждение рациональных способов
управления, доказательство факта, что
научное управление возможно.
Концепция научного управления стала
серьёзным переломным этапом, благодаря
которому, управление стало широко признаваться
как самостоятельная область научных
исследований.
2. Административная (классическая) школа
управления.
Представители: А. Файоль, Л. Урвик, М. Вебер,
А.А. Богданов, А.К. Гастев, П.М. Керженцев,
Н.А. Вознесенский.
А. Файоль (1841–1925) - основатель классической
школы. В своем основном труде «Общее и
промышленное управление» (1916 г.) он разработал
подход к анализу деятельности администрации
и сформулировал некоторые, строго обязательные
принципы управления. Файоль считал, что
каждый член общества нуждается в понимании
принципов административной деятельности.Главный
вклад Файоля в теорию управления состоял
в том, что он рассмотрел управление как
универсальный процесс, состоящий из нескольких
взаимосвязанных функций. Анализируя
административную функцию, он выделил
пять ее элементов:
1) предвидеть, т.е. учитывать грядущее
и вырабатывать программу действия;
2) организовывать, т.е. строить двойной
– материальный и социальный – организм
предприятия;
3) распоряжаться, т.е. заставлять персонал
надлежащим образом работать;
4) координировать, т.е. связывать, объединять,
гармонизировать все действия и усилия;
5) контролировать, т.е. заботиться о том,
чтобы все совершалось согласно установленным
правилам и распоряжениям.
Целью классической школы было создание
универсальных принципов
Эти принципы затрагивали два основных
аспекта:
1. Разработка рациональной системы управления
организацией Сторонники классической
школы менеджмента разделяли организации
на подразделения или рабочие группы,
выполняющие определенные функции. Традиционно
такими функциями считались финансы, производство
и маркетинг.
2. Построение структуры организации и
управления работниками. Примером может
служить один из принципов управления
Анри Файоля, принцип единоначалия: «человек
должен получать приказы только от одного
начальника и подчиняться только ему одному».
3. Школа «человеческих отношений»
Представители: Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Ротлисбергер,
У. Френч, Ч. Белл, Д. Макрегор, Ф. Герцберг,
Н.А. Витке.
Школа «человеческих отношений» рассматривала
каждую организацию как «социальную систему».
Цель сторонников этой школы: попытаться
управлять, воздействуя на систему социально
– психологических факторов.
Основоположник этой школы Э. Мейо (1880–1949)
считал, что организация обладает единой
социальной структурой и задача менеджмента
состоит в том, чтобы в дополнение к формальным
зависимостям между членами организации
развивать плодотворные неформальные
связи. По определению одного из основателей
школы человеческих отношений Ф. Ротлисбергера,
неформальная организация представляет
собой действия, ценности, нормы, убеждения
и неофициальные правила, а также сложную
сеть социальных связей, типов членства
и центров. У. Френч и Ч. Белл сравнивают
организацию с айсбергом, в подводной
части которого находятся различные элементы
неформальной системы, а в верхней – формальные
аспекты организации. Тем самым подчеркивается
приоритет этой системы над официально
установленными взаимоотношениями в организации.
Отличительной чертой школы «человеческих отношений» является анализ на уровне малых групп, а еще чаще на уровне индивидов. Недостатки Мэйо и его последователей, по мнению Л. Урвика, прежде всего, выражаются в том, что они утратили осознание специфики больших социальных и технологических систем, придерживались предпосылки, будто рабочими можно манипулировать, чтобы вогнать их в существующие промышленные рамки. Они исходили из того, что кооперация и сотрудничество естественны и желанны, обойдя значительно более сложные вопросы социальных конфликтов, ошибочно предполагали, что удовольствие и счастье в будущем вели бы работников к гармоническому равновесию и успеху организации. Достижение школы человеческих отношений - доказательство необходимости расширения границ организационного анализа за пределы должностной структуры.
5.Математическая школа
Представители: Р. Акофф, С. Бир, Д. Форрестер.
Математическая школа управления сформировалась в начале 40-х гг., при управлении войсками во время 2-й мировой войны. Затем опробованные количественные методы трансформировались применительно к управлению гражданскими организациями. Математическая школа характеризуется использованием в менеджменте исследований операций и моделирования. Исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации, связанное с разработкой модели ситуации. Модель – это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет её абстрактно, что облегчает понимание сложностей реальности, позволяет сосредоточиться на ключевых вопросах проблемы.
Самый крупный толчок к
применению количественных методов
в управлении дало развитие ЭВМ. ЭВМ
позволили исследователям операций
конструировать математические модели
возрастающей сложности, которые наиболее
близко приближаются к реальности и
являются более точными.
Влияние школы количественного подхода
было значительно меньше, чем влияние
других школ отчасти потому, что лишь небольшое
число руководителей ежедневно сталкиваются
с проблемами, которые являются предметом
исследования операций. В настоящее время
положение быстро меняется, всё больше
школ бизнеса предлагают курсы количественных
методов с применение ЭВМ.
Управление — это
6.Основные функции управления.
Основные функции управления персоналаом: