Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:33, контрольная работа
Краткое описание
Иоганн Готлиб Фихте родился 19 мая 1762 года в деревне Рамменау в Восточной Пруссии. Его отец был крестьянином, а одновременно и ремесленником. Иоганн Готлиб (первенец в семье с восемью детьми) рано обратил на себя внимание окружающих жаждой знаний, феноменальной памятью. В 12 лет благодаря покровительству местных пастора и помещика одаренный мальчик был отдан в школу в Мейссене, а с 1774 года он шесть лет обучался в привилегированном учебном заведении, которое, впрочем, вспоминал без особой радости и благодарности.
Содержание
Введение…………………………………………………………………2 1. Иоганн Фихте……………………………………………………....2-6 2.Наукоучения Фихте как основание его системы………………...6-15 3.Учения Фихте о человеке, обществе, государстве, праве и нравственности……………………………………………………..15-24 Заключение…………………………………………………………24-25 Список литературы………………………………………………...26-27
В берлинский
период творчества Фихте в его
сочинениях и лекциях происходит существенное
обновление некоторых ранее принимавшихся
им с сочувствием понятий и предпосылок предшествующих
государственно-правовых теорий, усиливаются
эгалитарные, близкие к демократическому
социализму акценты теории. Так, ранее
философ отправлялся от некоторых понятий
и мыслительных ходов теории естественного
права с ее тезисом о переходе — через
общественный договор — от состояния
дикости, бесправия, общего владения к
правовому цивилизованному государству,
объединяющему и защищающему граждан-собственников.
Теперь Фихте подвергает жесткому критическому
анализу концепцию общественного договора
— на том, прежде всего, основании, что
история в ней как бы делится надвое: на
полностью "неразумное" и "разумное"
состояния; и тогда совершенно неясно,
как второе может возникнуть из первого.
Так и появляется фихтевская идея
"внутренней", пусть и "бессознательной"
разумности, которая всегда должна наличествовать
и постепенно развиваться в человеческой
истории.
Что касается
противоречия между эгалитаризмом,
т. е. приверженностью принципу
равенства, и учением о труде и государстве,
так или иначе объясняющим и оправдывающим
частную собственность, — противоречия,
которое исследователи по праву обнаруживают
у раннего Фихте, то в более поздних произведениях
мыслитель склонен перенести центр тяжести
не на собственность и связанное
с нею государственное право, а на проповедь
христианского идеала равенства и разумного
аскетизма. "Юридическое начало у Фихте
полностью подчиняется нравственному"^.
В «Речах к
немецкой нации» у Фихте заметно
усилены критические инвективы
в адрес "современной эпохи". Мыслителю важно интерпретировать
победу Наполеона над Германией и вторжение
французских войск не только как конкретное
событие, но и как результат присущих всей
третьей эпохе истории себялюбия, эгоизма
(например, проявившихся в поведении князей
раздробленной Германии).
Заключение
Наступление
новой, более разумной, нравственной
и гуманной эпохи Фихте теперь
считает не задачей и абстрактной
возможностью отдаленной истории, а
настоятельной потребностью настоящего
времени, без реализации которой
не смогут возродиться Германия и другие
подпавшие под французское владычество
государства. Оставлен в стороне своеобразный
"европеизм", так характерный
для настроений
Фихте предшествующего периода,
как, впрочем, и для других гениев
немецкой мысли и культуры. Фихте, что в данном случае естественно,
выступает как горячий патриот своей страны;
национальные мотивы значительно превалируют
над общечеловеческими, космополитическими.
Аргументация Фихте такова: в горизонте
нравственного действия совершенствования
человеческого рода следует ожидать не
от других наций и народов, "...каждый
должен на своем месте так мыслить и развивать
такие устремления, как если бы на него
одного, на его рассудок... падала роль
того основания, на котором покоилась
бы святость всего человечества...".
"Каждая нация должна сохранять свои
специфику и самостоятельность, она должна
сохранять и преобразовывать историю
божественного, воплощенную изначально
в ее языке, и передавать все это по традиции,
действуя с такой серьезностью, как будто
от нее одной зависит святость человечества.
Ангажированность, включенность в национально-освободительное
движение получили, таким образом, не
узконационалистическое, а в конечном
счете общечеловеческое, общеисторическое
обоснование. Впрочем, в фихтевских
речах были некоторые оттенки, которые
и тогда и впоследствии охотно использовали
немецкие националисты — например, попытки
принизить негерманские народы Европы
(французов и англичан в первую очередь).
И все же главное в речах Фихте следующее:
не ответное бряцание оружием, не месть
за оккупацию, за испытанные унижения,
не новые убийства должны быть ответом
Германии. Немецкому народу следует вернуться
в состояние свободы и самостоятельности
с помощью духовного возрождения, воспитания,
расцвета языка и культуры.
Список литературы
10 жизни и идеях И. Г. Фихте
см.: J. G.
Fichte's Leben und literarischer
Briefwechsel / Hg. 1. H.
Fichte. 2 Aufl., 1862; Яковенко
Б. Жизнь И. Г. Фихте //Фихте И. Г.
Избр. сочинения / Под ред. Е. Трубецкого.
М., 1916. Т. 1. С. 1-CVI; Вышеслав цев
Б. Этика Фихте. М., 1914.
2 Сочинения и переписка И.
Г. Фихте см.: Johann
Gottlieb Fichte's samrntliche Werke
/ Hg. J. H. Fichte. B., 1845-1846. Bd.
1-8; Johann Gottlieb Fichte's nachgelassene Werke
/ Hg. J. H. Fichte. Bonn, 1834-35. Bd. 9-11; Fichte J. G. Briefwechsel
/ Hg. H. Schuiz. Leipzig, 1925. Bd. 1-2; Фихте И.
Г. Избр. сочинения. Т. 1.
3J. G. Fichte's Leben und literarischer Briefwechsel.
Bd. 1. S. 197.4lbid. S. 221.
5 фихте И. Г. Избр. сочинения.
Т. 1. С. 4. бТам же. С. 8. ^
Там же. в Там же. С. 9.
9 Яковенко Б. Указ. соч.
//Там же. С. XLIV. ЮСм.: Там же. С. LXXIX.
II См.: Там же. С. ХС1. 12 Там же. С.
ХСГУ.
13 фихте И. Г.
Избр. сочинения. Т. 1. С. 19.
14 фихте И. Г. Ясное,
как солнце, сообщение широкой публике
о подлинной сущности новейшей философии.
М., 1937. С. 87 88. 15 Там же. С. 15.
^Гайденко П. П. Парадоксы
свободы в учении Фихте. М.,
1990. С. 37.
17 фихте И. Г. Факты
сознания. СПб., 1914. С. 61.
18 фихте И. Г. О назначении
ученого. М., 1935. С. 62. 19
Там
же. С. 62-63. 20 Там же. С. 66-67. 21
Там же. С. 73. 22 фихте И. Г. Замкнутое торговое
государство. М., 1923.
С 22 23 См.: Фихте И.
Г. Основные черты современной эпохи. СПб.,
1906. 24 См.:
Там же. С. 125. ^Гайденко П. П. Указ.
соч. С. 123. 26 Metz W. Die
Weitgeschichte beim spaten
Fichte // Fichte Stu-