Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 04:56, курсовая работа
Целью нашей работы является изучение основных идей и характерных черт французского Просвещения на основании философского наследия его ярких представителей.
Введение 3
Раздел 1. Социальные и теоретические истоки философии Просвещения 6
Раздел 2. Родоначальники французского Просвещения Вольтер и Монтескье 9
Раздел 3. Учение Ж.-Ж. Руссо 14
Раздел 4. Атеистический материализм Просвещения 18
(Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах) 18
Заключение 25
Литература 27
Третье положение обосновывало жесткую детерминированность явлений механическими силами, отрицающую всякую случайность. В этой категоричности, безусловно, содержится уязвимый момент материализма Гольбаха – фатализм последовательности явлений практически не отличался от божественной предопределенности, а божественный порядок заменялся «незыблемым порядком вещей».
Четвертое положение привело Гольбаха к применению принципов материализма по отношению к человеку. Несколько раньше Ламетри говорил о подобии устройства человека и машины. Гольбах сначала обосновал принадлежность человека к природе, тем самым выведя его из подчинения Богу в подчинение естественным законам природы. Следующим шагом стало объяснение сущности человека как особого механистического устройства, организованного «чтобы чувствовать, мыслить и действовать, одним словом, двигаться особым способом…»22. Однако, Гольбах отдает должное и духовной составляющей человека, поэтому его материальные элементы неразрывно связаны с идеальными силами, играющими определяющую роль в судьбе отдельного человека и человеческого общества, ибо «идеи правят миром».
Но понимание человека как природного существа, а природы – как жестко детерминированной системы, Гольбах заходит в тупик, ведь это означает, что человек существует в предопределенности и никакое свободное активное преобразование действительности просто невозможно. Подобная безвыходная пассивность идет вразрез с идеологией французской буржуазной революции. Выход из этого философского тупика сам Гольбах видит не в свободе воли, а в свободе выбора, на уровне которого осуществляются «веления природы». Человек в силу заложенного в нем природного механизма, может выбрать лучшее и избежать того, что угрожает его существованию.
Пятым положением является характерный для французского материализма сенсуализм, объясняющий механизм человеческого познания. Здесь мы находим аналогичные взгляды:
- воздействие объекта на ощущения и отражение его на «мозговом экране» субъекта (Ламетри);
- уподобление человеческого
познания фортепиано, которое звучит
не само по себе, а под воздействием
извне, так и ощущения
Наконец, шестое положение касается специфики социально-политических взглядов французских философов-просветителей, которые дают материалистическое объяснение общественных явлений.
Так, Вольтер обосновывал
их посредством распространенных суеверий
людей, Монтескье использовал
Говоря о материализме Гольбаха необходимо отметить его последовательность и радикализм, и, одновременно, высокую степень механистичности и схематизма.
Последовательным материалистом являлся и первый редактор знаменитой «Энциклопедии» Дени Дидро. В «Мыслях об исследовании природы», «Философских принципах материи и движения» Дидро обосновал идеи о материальности мира, о «единой, вечной, несотворенной материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания»24, рассмотрев множество явлений как конкретных форм ее существования. Усматривая причину существования материи в ней самой, Дидро ближе всех своих современников подошел к идее самодвижения материи. Это явилось для него главным и убедительным аргументом против существования Бога.
Как у истинного материалиста, в концепции Дидро центральное место занимает природа, понимаемая им как единственная реальность и естественное благо. Следовательно, все, что не принадлежало природе, являлось злом и обманом. Рассматривая человека как часть природы, Дидро указывает на необходимость для человека подчиняться всем природным законам, находя в природе цели и средства их достижения25. Дальнейшее развитие идеи Дидро получили в работах Д'Аламбера, Ламетри и Гельвеция.
Так, Д'Аламбер связывал с природой задачи науки, которые, по его мнению, заключались в сборе и анализе фактов, которые предоставляет ей природа, предлагая создать такое научное знание, которое опирается исключительно на факты. Тем самым, Д'Аламбер заложил философскую традицию, согласно которой, сама философия не имеет специфического предмета и должна заниматься обобщенным истолкованием результатов исследований частных наук26.
Другому последователю Д. Дидро – Ж. Ламетри пришлось расплачиваться за свои философские взгляды эмиграцией из Франции в Голландию. Его труды «Естественная история души» и «Человек-машина», в которых был открыто, обоснован атеизм как мировоззрение, подверглись публичному сожжению.
Рассуждения Ламетри были просты и логичны: в мире нет ничего кроме материи; все окружающие нас предметы материальны; единственный предмет, материальность которого труднообъяснима – это человек, так ка он обладает душой; следовательно, необходимо доказать материальность души человека27. Это доказательство, согласно Ламетри, опирается на связь духовных и телесных процессов человека. Но подобная связь говорит философу о том, что эти процессы имеют общую природу, что и позволило ему свести духовное к телесному.
Во Франции эпохи Просвещения у Ламетри было множество сторонников и последователей. В итоге, обоснованный им атеистический материализм стал идеологической платформой Великой Французской революции.
Ярким представителем этической ветви французского Просвещения явился К. Гельвеций, известные работы которого «Об уме» и «О человеке» представили современниками антропосоциальную концепцию, опирающуюся на материалистический сенсуализм, столь радикальную для своего времени, что автор, опасаясь репрессий, не стал публиковать последнюю при жизни28. Впрочем, это не снизило их востребованности и запрещенные во Франции работы успешно переводились и издавались в других странах
Таким образом, можно характеризовать
материализм французский
Имена французских философов-
Мы уже упоминали об атеистическом материализме французских философов Просвещения, подчеркнем, что он носил не исключительно теоретический характер, а ставил перед собой практические задачи. Важнейшими из таких задач были:
- показать непримиримое
противоречие религиозных
- обнаружить гносеологические корни религии;
- распространение и поощрение антиклерикализма;
- выявление сугубо практических оснований существования религии, например, как регулятора традиционного порядка в обществе, умиротворения народных масс (Вольтер).
Выводы, к которым приходят французские атеистические материалисты, звучат вполне в русле идей Просвещения: религия является следствие заблуждений и невежества, следовательно, путь борьбы с нею заключается в просвещении30.
В заключение следует сказать, что критика религии и церкви так же сыграла большую роль в подготовке Великой Французской революции.
Значение просветительской философии Франции XVIII в. чрезвычайно велико. Прежде всего, на небывалую высоту был поднят престиж философии и философского разума как высшей инстанции решения общечеловеческих вопросов. Произошло не просто переосмысление мировоззренческих ориентиров, в той или иной степени свойственное всем историческим этапам развития философии, но и научное обоснование свободомыслия как важнейшего двигателя социальных преобразований.
В философии французского Просвещения произошло важное изменение социальной ориентированности новоевропейского материализма от поддержки абсолютной монархии к руководству в борьбе с феодализмом, причем в самой революционной форме.
Отметим также, французское Просвещение представляло собой одну из самых ярких социальных утопий человечества, наполненную весьма реальным содержанием. С одной стороны, французские просветители ставили перед собой великие и недостижимые социальные цели, с другой – в их концепциях содержалось «рациональное зерно», реализованное в демократии, либерализме и социализме последующих эпох.
Если говорить об общих концептуальных характеристиках философии французского Просвещения, то здесь следует назвать антифеодализм, свободомыслие, антиклерикализм, антитеологизм. В наиболее радикальных формах они были доведены до атеизма, который, хотя и получил философское обоснование, но был характерным для всех просветителей.
Не смотря на то, что французские философы-просветители стали идеологами Великой Французской революции, их учение носило скорее надклассовый, общечеловеческий характер и представляло собой своеобразное «идеализированное» мировоззрение.
Важнейшим завоеванием философии французского Просвещения является выведение и обоснование в качестве высшего ценностного критерия – человека, его природы, блага и счастья. Следовательно, основной аксиологической установкой мировоззрения просветителей является антропоцентризм, представленный в онтологических, натурфилософских, социальных теориях, которые, в конечном счете, используются для понимания человека.
Таким образом, значение философии французского Просвещения состоит в критике феодализма и религии, построении новых социальных концепций, идеологическом обосновании буржуазной революции, углублении и систематизации материализма, выступающего в качестве основания социального прогресса.
Список источников
Список литературы