Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 12:22, контрольная работа
Философия эпохи Возрождения является важным этапом в истории философской мысли. В философии Возрождения затрагивается обширный круг философских вопросов, касающихся всевозможных законов природы и общественного бытия. Возрожденческий этап философии существенно повлиял на развитие западноевропейской философии и культуры. Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватившая исторический период, занявший почти три века, пришлась на развитие и закат средневекового феодализма. Вряд ли стоит отрицать то, что эпоха Возрождения была уникальной и самобытной, а голландский культуролог И. Хейзинги назвал эту эпоху «осенью Средневековья».
Введение 3
1.Общая характеристика философии эпохи Возрождения 4
2.Антропоцентризм философии Возрождения. Натурфилософия и проблема человека и общества. 5
3. Выдающиеся мыслители Возрождения: Н. Кузанский. 10
Заключение 17
Список литературы 19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Уральский государственный
Кафедра экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по философии
Тема: Философия эпохи Возрождения
Екатеринбург
2013
Содержание
Философия эпохи Возрождения является важным этапом в истории философской мысли. В философии Возрождения затрагивается обширный круг философских вопросов, касающихся всевозможных законов природы и общественного бытия. Возрожденческий этап философии существенно повлиял на развитие западноевропейской философии и культуры.
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватившая исторический период, занявший почти три века, пришлась на развитие и закат средневекового феодализма. Вряд ли стоит отрицать то, что эпоха Возрождения была уникальной и самобытной, а голландский культуролог И. Хейзинги назвал эту эпоху «осенью Средневековья».
Философы эпохи Возрождения противопоставляли свою эпоху эпохе Средневековья, считая Средневековье временем темноты и невежества. Однако самобытность данного исторического периода заключается скорее не в движении цивилизации против дикости, знания против невежества, культуры против варварства, а в формировании новых цивилизаций, знаний и культуры.
Характерной чертой эпохи Ренессанса стало большее проявление светских настроений, секуляризация общества, отход от церковной догматики во всех сферах общественной жизни.
Ярким проявлением культуры и философии Возрождения, которому присущ светский характер, является гуманизм, в формировании которого огромную роль оказала античность. Причиной возросшего интереса к классической культуре стало исследование античных текстов и употребление языческих символов при воплощении христианских образов, собирательство скульптур, камей и прочих древних артефактов, создание портретных бюстов, аналогичных римским. Возрождение античности в культуре и дало название всей эпохе. Одно из особых мест в духовной культуре этого периода заняла и философия.
В эпоху Возрождения произошло много важных изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы.
В философской
системе ценностей эпохи
Эпоха Возрождения отмечена ростом промышленности, мореплавания и торговли, совершенствованием военного дела – всем тем, что относится к сфере материального производства.
В области политики эпоха Возрождения является этапом формирования капиталистических отношений, создания национальных государств, временем борьбы с феодализмом и острых социальных конфликтов.
В области научных знаний эпоха Возрождения является периодом великих открытий и изобретений: открытие Америки; открытие Коперником гелиоцентрической системы; зарождение систематизации растений и т.д.
Вышеперечисленные величайшие изменения в политическом строе, промышленности и науки обозначили необходимость дальнейшего освобождения человеческого разума от церковных догматов и принципов, поэтому известные мыслители и выдающиеся деятели того времени стремились к реконструкции античных ценностей и идеалов классической ценности. Творчество гуманистов эпохи Возрождения, вызвавших к жизни открытия философов Древней Греции и Рима, дало ощутимый толчок к развитию философской мысли.
На самом деле Возрождение символизировало поиск нового, а не возвращение к прошлому, потому что в истории нельзя вернуться назад и возвратиться в одну из прошлых эпох. Но, испытанное человечеством и накопленный им опыт и культурный потенциал невозможно так просто выбросить на свалку. Все пережитое и осмысленное человеком всегда будет влиять на его будущее, потому что именно это богатство создает культурную и экономическую среду человеческой деятельности.
Для мыслителей и выдающихся деятелей Возрождения таким капиталом являлось Средневековье. Несмотря на то, что эпоха Возрождения противопоставляет себя схоластике, она была итогом развития средневековой культуры, и, следовательно, несет в себе отражение большинства средневековых черт. Если оценить эпоху Возрождения беспристрастно, то необходимо было бы характеризовать ее как этап перехода от Средневековья к Новому времени. В эпоху Возрождения была заложена основа нарождающихся буржуазных отношений в обществе. Именно в этот период меняются отношения между церковью и государством, распространяется философия гуманизма.
Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий1.
Гуманизм – отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека.
Гуманизм (от латинского гуманос – человечный) – есть мировоззрение, базирующееся на ценности человека как личности, правах человека на свободу, счастье, благополучие2. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своём предназначении в этом мире, о смысле и цели своего проживания на земле.
Основателем гуманизма бесспорно признается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). В творчестве Петрарки отражены истоки многих направлений развития культуры Возрождения в Италии.
В его цикле стихотворений, посвященных Лауре, естественные чувства к возлюбленной и природе противопоставллены аскетизму средневекового сознания, подчиненного церковным догматам. Несмотря на безусловную веру в Создателя, являясь истинно верующим, Петрарка считал схоластику вместилищем бессмыслицы и глупости, а в центр своего твочества поставил человека, прославляя и воспевания его как величайшее божественное творение. В своем трактате «О невежестве собственном и многих других» он не признает средневековую ученость схоластики, воспевает и демонстрирует всем свое якобы невежество, так как, по его мнению, такая ученость совершенно непригодна для нового человека из его времени.
В эпоху Возрождения происходит изменение отношения к человеку. В средние века человек понимался как хотя и высшая, созданная по подобию Божию но всё же тварь, а в эпоху Возрождения считается, что человек подобен Богу. Человек имеет все способности для реализации себя во всех сферах общественной жизни: в искусстве, в технике, в политике и т.д. Человек Возрождения стремится предельно увеличить область своей деятельности.
Говоря об антропоцентризме, нельзя забывать о ключевом аспекте философии Возрождения – эстетическом. В эпоху Средневековья преобладал аскетизм и моралистика, не знающие границ, отрицание эстетики и украшательства. Бытовало мнение, что стремление к телесно-природной красоте способно унизить достоинство красоты божественного и духовного начала. Считалось, что если слишком хорошо петь в церкви и приходить туда в красивой одежде, это будет отвлекать от молитвы и от истинного обращения к Богу. В эпоху Возрождения средневековые предрассудки решительно отметаются, на первый план выходит не надоевшая всем средневековая мораль, не слабо развитая наука, а искусство. Причем, главным объектом искусства становится красота человеческого тела, поэтому не случаен небывалый расцвет живописи в эту эпоху. У великих художников – Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие Ренессанса получает свое наивысшее выражение. Так как человеку теперь не требуется божественная милость и человек сам является творцом, художники подражают не просто божественным созданиям, а самому божественному творчеству, человек же поставлен в центре мироздания.
Как никогда ранее, возрастает ценность индивида, выше всего ставится уникальность отдельной личности и ее своеобразие.
Натурфилософия – это философия природы, понимаемая как целостная система самых общих законов естествознания. Именно натурфилософия оказала наисильнейшее воздействие на формирование философских учений и естественных наук Нового времени.
Немаловажную роль в развитии натурфилософии играет деятельность художника и ученого Леонардо да Винчи (1452-1519). Он считал, что опыт – это «наставник всех наставников», рассматривал мудрость как «дочь опыта», утверждал, что истина «есть одно единственное решение». При этом опыт понимается Да Винчи не как пассивное наблюдение, а как активное и целенаправленное вмешательство в природу, как эксперимент3.
Так же, как и в трактовке человека, природа в философии Возрождения имеет свою специфику и трактуется паинтестически. Бог в натурфилософии как бы сливается с природой, тем самым обожествляя саму природу. Родственную этим представлениям натурфилософию развивали Бернардино Телезио (1509-1588), создавший в Италии академию для опытного исследования природы, и философ Николай Кузанский (1401-1464) - ближайший советник Папы Пия II, кардинал и ученый.
Натурфилософия Парацельса (1493-1541) подтверждается им всеми доступными для него знаниями не только из медицины, химии, лечебной практики, но и в тогдашней магии. Главной наукой для Парацельса была медицина, так как, по его мнению, именно она больше всего печется о благе человека. Его подлинная биография для немецкого поэта Гете стала основой создания образа Фауста в одноименной драме.
Огромную важность для философии имеют труды Галилео Галилея (1564-1642). Он был назван «Колумбом неба», потому что, будучи величайшим астрономом, открыл кратеры и хребты на Луне, разглядел многочисленные скопления звезд Млечного Пути, открыл спутники Юпитера, благодаря специально сконструированному им телескопу, рассмотрел пятна на Солнце и т. п. Открытия Галилео положили начало его спорам с церковниками и схоластами, которые отрицали гелиоцентрическую систему и отстаивали картину мира, созданную Аристотелем и Птолемеем. Ватикан решает запретить пропаганду гелиоцентрической системы Коперника, а Галилей упорно продолжает работать над поиском доказательств этой теории. Исследуя проблемы механики, Галилео Галилей сформулировал ее фундаментальные законы, свидетельствующие о наличии естественной необходимости. Эта идея была приумножена обнаруженными Кеплером законами движения планет вокруг Солнца. Все это разрешило Галилею в первый раз в истории человечества в своем «Диалоге о двух главных системах мира – птолемеевой и коперниковой» ввести термин «закон природы». Данная книга стала поводом для обвинения Галилея со стороны католической церкви в ереси. Ученый был подвергнут суду римской инквизиции, но от своих взглядов он не отрекся.
В один ряд с Галилео Галилеем и Коперником можно поставить и Джордано Бруно. Его натурфилософия есть образец стихийной диалектики, идеи которой он берет из античной философии. Джордано Бруно утверждал, что постоянная изменчивость вещей свидетельствует о постоянном изменении поверхности Земли в течение нескольких веков. По его мнению, под влиянием некоторых сил континенты становятся морями, а моря превращаются в континенты. Большой интерес представляют рассуждения Джордано о месте человека в природе и связях с нею. Человек понимается ученым как микрокосм, связанный с макрокосмом – природой. Несмотря на то, что человек – это часть единого макрокосма (природы), его безграничная любовь к познанию и сила разума возвышает его над миром. В постижении природы по мнению ученого, необходимо придерживаться целостности как важного принципа всего естествознания. Принцип целостности не может быть устранен и из философии, так как никогда, по мнению ученого, не смогут исчезнуть проблемы мировоззрения. Этот принцип находит свое выражение в поиске физической картины мира, уточняющуюся с каждым новым открытием в науке.
Отличительной чертой философии эпохи Возрождения является пристальное внимание философов к проблеме общества и государства.
Например, созданные на реалистических принципах политические теории Никколо Макиавелли (1469-1527), итальянского государственного деятеля, мыслителя и историка, автора известных трактатов «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».
У Томаса Мора мы встречаемся с идеями совсем другого рода: с идеей природного равенства всех людей и идеалом справедливого бесклассового общества, то есть не объясняющими социальную реальность, как это делал флорентиец, а воссоздающими некий образец и предлагающими его в качестве цели общественного развития. Эти идеи вошли впоследствии в учения социалистов-утопистов. Многие из них можно найти в марксистском учении о коммунистической формации.
Николай Кузанский был одним из первопроходцев современного мышления, которое начало складываться на границе средневековья и Возрождения. Его космологические воззрения и натурфилософия не выходили за пределы религии, так как он был иерархом церкви и подчинялся конкордату средневекового порядка. Сын мозельского крестьянина, он получил образование у «Братьев общей жизни» в Девентере, и здесь он, как и в период своей учебы в Гейдельберге, интересовался мистическими учениями, в частности учением Мастера Экхарта; он также изучал и оккамистскую «виа модерна», усвоил математические и естественнонаучные знания. Изучая право в Падуе, он познакомился с идеями гуманизма. Только позже, около 1438 г., после защиты докторской диссертации по теологии, его начала волновать идея о «docta ignorantia» (ученое незнание, знание о незнании), которую позднее он развивает в своем основополагающем труде «De docta ignorantia» (1440). Он написал также логико-философский трактат «О предпосылках» («De coniecturis»), теологический трактат «О скрытом боге» («De Deo abscondito») и ряд других. Кроме пантеистической мистики Экхарта на его мировоззрение повлиял, средневековый пантеизм шартрских платоников, Давида Динантского; он читал в оригинале Платона и Прокла. В своих трактатах отвергает средневековую рационалистическую систему аристотелизма.