Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 12:22, контрольная работа
Философия эпохи Возрождения является важным этапом в истории философской мысли. В философии Возрождения затрагивается обширный круг философских вопросов, касающихся всевозможных законов природы и общественного бытия. Возрожденческий этап философии существенно повлиял на развитие западноевропейской философии и культуры. Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватившая исторический период, занявший почти три века, пришлась на развитие и закат средневекового феодализма. Вряд ли стоит отрицать то, что эпоха Возрождения была уникальной и самобытной, а голландский культуролог И. Хейзинги назвал эту эпоху «осенью Средневековья».
Введение 3
1.Общая характеристика философии эпохи Возрождения 4
2.Антропоцентризм философии Возрождения. Натурфилософия и проблема человека и общества. 5
3. Выдающиеся мыслители Возрождения: Н. Кузанский. 10
Заключение 17
Список литературы 19
Главной проблемой в философии Николая Кузанского встает вопрос соотношения бога и мира. Его теоцентризм есть новое и не соответствующее традиционному средневековому католическому богословию явление. «Рациональному» обоснованию теологических истин в духе «сводов» Фомы Аквинского, самоуверенному схоластическому «знанию» о боге и мире Николай Кузанский противопоставляет концепцию «ученого незнания». Ученое незнание не есть отказ от познания мира и даже бога, это не уход на позиции скептицизма. Речь идет о нереальности выразить полноту познания в терминах схоластической формальной логики, о сложности и двойственности самого процесса познания. Философ обязан исходить в постановке и решении проблемы мира и бога именно из своего «незнания», из несоизмеримости объекта познания и используемых к нему понятий и определений. «Ученое незнание» является отказом от господствовавшей в богословской мысли католического средневековья «положительной» теологии. Единственно возможным способом постижения бога провозглашается так называемое отрицательное богословие. Само по себе перечисление божественных определений оказывается по мнению философа несостоятельным, так как ни одно какое-либо определение, ни все они в совокупности не могут исчерпать бесконечности и величия божественной природы.
Понимание бога у Николая Кузанского говорит о его философском подходе к проблеме. В основу своей философии он вкладывает понимание бога, выработанное философией античного неоплатонизма. Бог трактуется Кузанским как единое бесконечное начало и как скрытая сущность всего в мире.
Бог, рассматриваемый Николаем Кузанским в полном отвлечении от мира конечных вещей как несоизмеримое с ними величайшее начало бытия, получает у вето наименование абсолютного максимума, или абсолюта. Бог есть единое и единственное начало: «Абсолютный максимум единственен, потому что он – все, в нем – все, потому что он – высший предел»4.
Бог является максимумом, так как он то, больше чего не может быть ничто, но так как он не может быть и менее того, что он есть, то он может быть поименован также и минимумом, и в нем абсолютный максимум и минимум совпадают: «Так как абсолютный максимум непременно содержит действительно все вещи, какие только возможны вне какой бы то ни было противоположности, то максимум совладает с минимумом» Максимум бесконечен, и поэтому он не только превосходит все вещи и заключает их в себе, но он «несравненно выше их всех» 5.
Для описания процесса перехода от Бога к миру Кузанский отвергает понятие единовременного акта творения из ничего. Несмотря на то, что некоторые идеи неоплатонизма им принимаются, все же не все из них. Например, он не употребляет понятия «эманации» или возникновения мира из бога. Применяемый им термин позволяет раскрыть глубокий процесс перехода от бога к миру и от мира к богу. В этом процессе происходит то, что Николай Кузанский именует «развертыванием» из бога того, что содержится в нем в «свернутом» виде. Эти понятия позволяли идти дальше эманации от высшего начала к низшему: в новой трактовке у философа исчезает свойственный неоплатоническому эманатизму момент «нисхождения». Здесь речь идет о «саморазвертывании» абсолюта, что ведет к более глубокому пониманию мира как единства, к преодолению иерархических представлений о мире. Однако божественное первоначало не находит своего исчерпывающего воплощения в мире природы: Кузанский подчеркивает, что: «никакое создание не есть в смысле акта все то, чем оно может быть, так как творческая потенция бога не исчерпывается в его творении». Бог есть все, но он «есть все в свернутом виде». Созданный же богом мир, «все, что создано и будет создано, развертывается из того, в чем оно существует в свернутом виде». Если бог «есть все во всем», но «в свернутом виде», то это же «все», будучи «развернуто», существуя «в развернутом виде в мирской твари», – «есть мир»6.
Подобно тому, как линия есть развертывание точки, время – развертывание мгновения, движение – развертывание покоя, так и весь мир есть развертывание собственной сущности, свернутой в боге, как раскрытие или развитие заключенной в боге возможности бытия. В учении о «развертывании» заключена онтологическая основа диалектического представления о «совпадении противоположностей» в бытии бога и мира.
От позднейшего натуралистического пантеизма Николая Кузанского отличает отказ признать «развернутую» в мире божественную сущность богом, отождествить божественное и природное начало.
Понимаемое как развертывание творение не может быть временным: «Поскольку творение есть бытие бога, никто не подвергает сомнению, что оно – вечность», оно «не могло в самом бытии не находиться в вечности». Но в таком случае и сам акт творения, не будучи временным, не будучи творением «из ничего», становится проявлением заключенной в боге необходимости, а не проявлением божественной воли, как учила религия откровения7.
В космологии Николая Кузанского Земля лишается своего привилегированного положения центра Вселенной: не Земля, а бог «является и центром земли, и тех сфер, и всего того, что есть в мире». Поэтому нет смысла приписывать Земле неподвижность, равно как и полюсам замыкающей мир небесной сферы фиксированных звезд: «Нельзя найти для звезд середины, равно отстоящей от полюсов».
Гармония мира выражается и в человеке – величайшем из божественных творений, в существе, которому суждено познать бога и сотворенный им прекрасный мир.
Человеческая природа рассматривается Кузанским как высшее и наиболее значительное божественное творение. Поставленный Кузанским на определенной ступени иерархии («лишь немного пониже ангелов», добавляет к вышеприведенным словам автор «Ученого незнания») человек оказывается обожествленным и уже потому внеиерархическим существом: природа его «заключает в себе умственную и чувственную природу и стягивает в себе всю Вселенную: она есть микрокосм, малый мир, как называли ее с полным основанием древние». Характерное для всего сущего «совпадение противоположностей» находит свое выражение и в человеческой природе. Соотношение «свернутого» в боге максимума и «развернутой» в космосе ограниченной бесконечности отражается и в «малом мире» человеческой природы. «Она такова, – пишет философ в своем «Ученом незнании», – что, будучи возведена в соединение с максимальностью, становится полнотой всех всеобщих и отдельных совершенств таким образом, что в человечестве все возведено в высшую степень»8.
Эту полноту совершенства Кузанский осознает как божественность, которая может быть свойственна только природе человека, но не отдельной личности. Соединение же божественного и человеческой природы Кузанский признает только в «сыне Божием», богочеловеке – Христе. Христология Николая Кузанского неразрывно связана с его учением о «свертывании и развертывании» божественного начала, о совпадении противоположностей – бесконечного максимума и конечной природы – с пантеистическими тенденциями его философии.
Совершенная, абсолютная человеческая природа Христа есть «свертывание» человеческой природы, подобно тому, как космос в «свернутом» виде содержится в боге. Традиционное христианское учение о божественном триединстве перерабатывается Николаем Кузанским в глубоко диалектическое учение о боге, мире и человеке.
Николай Кузанский, как и многие средневековые философы и его современники, задумывается о соотношении веры и знания. Видение этой проблемы Кузанским не совпадает ни со средневековыми мыслителями, отдающими приоритет вере и отвергающими рациональное знание истины, ни с теми, кто сохраняет господство веры над разумом и использует рациональное знание как «служанки» теологии, ни с концепцией «дуализма истины», противопоставляющей истину разумного познания истине религиозного откровения.
Кузанский считает, что «ученое незнание», в качестве которого выступает интеллектуальная интуиция, является не предпосылкой, а итогом процесса познания. Кузанский говорит, что «ученое незнание» должно рассматриваться не как отказ от принятия силы человеческого разума, а как сила, противоборствующая со схоластическим «всезанием». «Ученое незнание» есть осознание того, что истина не дается в готовом виде, а постижение ее происходит в процессе. По мнению Кузанского, лишь разум обладает оком для созерцания сущности чего-либо (чтойности), которую может созерцать только по истинной причине, которая является источником любого стремления.
Процесс постижения истины по Кузанскому – это бесконечное движение к ней. Познание не имеет ни конца, ни начала, потому что бесконечен объект познания и, следовательно, познание никогда не может быть завершено. Сама истина Н.Кузанским рассматривается как недостижимая цель усилий разума, поэтому познание никогда не сможет остановиться и истина – неисчерпаема.
Утверждая историческую ограниченность каждого данного этапа познания мира, Кузанский не признает самоуверенного «всезнайства» схоластики, утверждавшей возможность достижения полноты знания. С этим связан и его отказ от всяких авторитетов – не только человеческого, но и от авторитета Писания, рассматривемое церковниками как «способ выражения» истины, но не сама истина, постигаемая собственными усилиями разума.
Несмотря на то, что «всякое человеческое высказывание об истине есть предположение, ибо точное познание истины невозможно», он не скептически отвергает ценность разумного познания или уступает вере первенство истины, а только подчеркивает, что притязания на знание абсолютной истины во всей ее полноте беспочвенны. Постоянное совершенствование в познании не гарантирует получения точного знания.
Бесконечный процесс познания завершается в философии Николая Кузанского полным совпадением субъекта и объекта. Конечным итогом подсознательного постижения бога оказывается «обожествление» человека.
Таким образом, в философии Кузанского мы видим идеи гуманизма, но это все-таки еще не антропоцентризм. Человек, по мнению Кузанского, в своем познании мира идет таким же путем, каким бог раскрывается в мире природы. По учению Кузанского, бог создал мир при помощи к арифметики и других математических наук, и, следовательно, необходимым условием приближения к истине является математизация знаний.
Специалисты по истории математики нашли в трудах Николая Кузанского зачатки теории бесконечно малых, окрытия интегрального исчисления и т. п. Но дело тут не в гениальности некоторых математических догадок и открытий и не в подчеркивании Кузанским важности точных измерений при исследовании явлений природы, вплоть до проведения научных экспериментов. Математизация процесса познания имеет огромное методологическое значение для создания нового способа научного познания мира – метода, противостоящего авторитарному, книжному, оторванному от подлинных естественнонаучных изысканий методу схоластического знания.
По мнению Николая Кузанского, природа является производной от Бога, который рассматривается высшее абсолютное бытие. Он присваивает природе божественные элементы, выступает против теологического принципа о конечности Вселенной и создании ее во времени, утверждает, что Земля не является центром Вселенной.
Эпоха Возрождения явилась качественным переворотом в системе ценностей общества, в кардинальных изменениях миропонимания и миротношения. Зарождается гуманизм – убеждение в том, что человек является высшей ценностью. Этот взгляд на человеческую сущность сформировал одну из важнейших черт культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
Центральная характеристика философии Возрождения – антисхоластическая направленность взглядов философов этого времени. Другая ее характерная особенность – формирование новой пантеистической картины мира, в которой Богу и природе отводится одно и то же место. Человек становится не только важнейшим объектом философского познания, но и центральным звено всей цепи космического бытия: если в философии Средневековья наблюдается теоцентрическое направление, то в философии Возрождения формируется антропоцентризм.
Гуманизм находит свое отражение в произведениях литературы и искусства, философских и научных трактатах. Природа также становится существенным предметом изучения философии, природа рассматривается философами как основа развития всего сущего.
Изучение философии Н.Кузанского позволяет сказать, что он является символом своей эпохи. В его философских идеях наблюдаются зачатки гуманизма, так как он признает человека как величайшее божественное творение, а человечческий разум единственным инструментом отыскания истины. Кузанский закладывает начало новой диалектики, которая в последующем становится основой диалектического материализма. Сам того не подозревая, в своих размышлениях о соотношении веры и разума, божественного и природного начала, проблемах гносеологии, Кузанский дает основы для формулировки законов диалектики. Диалектическое учение Николая Кузанского о совпадении противоположностей нашло, свое продолжение и развитие в философии немецкого классического идеализма конца XVIII - начала XIX вв.
Отрицая Землю как центр Вселенной, он, однако, стоит на позиции божественного сотворения мира.
Понимание бога как «свернутого» и мира как «развернутого» максимума нашло свое продолжение в материалистическом пантеизме Б. Спинозы.
Особенно важными в его натурфилософии являются утверждения о том, что мир сотворен богом не хаотично, а по законам математики. Изучение мира и законов природы с математических позиций, вплоть до проведения экспериментов и измерений, есть предпосылки к становлению в философии эмпиризма. Трактовка Кузанским бесконечности мира как потенциальной, как безграничности, в отличие от актуальной, абсолютной, «в собственном смысле» бесконечности бога, были развиты в дальнейшем Рене Декартом в его предположениях о беспредельности Вселенной.
В заключении необходимо отметить, что в отличие от средневековой философии, философия эпохи Возрождения поворачивается лицом к человеку, выдвигая на первый план творческую сущность человека, отстаивая свободу самовыражения личности, провозглашает новый идеал - сильную независимую, свободную личность, которой близки идеи гуманизма.