Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 09:44, контрольная работа
Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений – человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви. Цель данной работы – рассмотреть основные идеи, направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.
1 вопрос: Философия эпохи Возрождения: общая характеристика (Гуманизм. Социально-политические концепции. Мотивы скептицизма. Натурфилософия).
Введение…………………………………………………………………………..3
Общая характеристика эпохи……………………………………………………3
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения…………………………………..4
Социально-политические воззрения философов эпохи Возрождения……….6
Скептицизм………………………………………………………………………..8
Основные скептические идеи М. Монтеня……………………………………..9
Натурфилософия эпохи Возрождения…………………………………………10
Гелиоцентрическая система мира Коперника………………………………..11
Учение Кузанского о безграничности космоса……………………………….11
Натурфилософия Джордано Бруно…………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………...13
Содержание
1 вопрос: Философия эпохи Возрождения: общая характеристика (Гуманизм. Социально-политические концепции. Мотивы скептицизма. Натурфилософия).
С XV в. начинается переходная
в истории Западной Европы
эпоха Возрождения, которая
Но самое главное – была
сломлена диктатура церкви. Именно
это явилось важнейшим
Вся культура Возрождения, ее
философия наполнена
Цель
данной работы – рассмотреть основные
идеи, направления и характерные
черты философии эпохи
Сами деятели Ренессанса
Эпоха Возрождения – это
переворот в первую очередь
в системе ценностей, в
оценке всего сущего и
Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд
на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие
индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление
индивидуальности в общественной жизни.
Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало
заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи – некоронованный правитель Флоренции – говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.
Светский характер присущ и
такому яркому явлению
В формировании ренессансного
мышления огромную роль сыграло
античное культурное наследие. Следствием
возросшего интереса к
Особое место в духовной
ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения – антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта – создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.
Наконец, если философия
особенность философской мысли Возрождения – антропоцентризм. Человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV – XVI вв. становится общеевропейским явлением.
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность),
употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном (106 – 43 до н. э.). Для него humanitas – это воспитание и образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины).
Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ
Франческа Петрарка (1304 – 1374). В его творчестве – начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О
невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает такую ученость совершенно бесполезной дня человека его времени.
В упомянутом трактате
Первый гуманист считал, что
содержанием подлинной
Своими рассуждениями Петрарка
заложил основу формирования
личностного самосознания
Гуманисты вырабатывают новый
подход к пониманию человека,
в котором огромную роль
играет понятие деятельности.
Ценность человеческой личности
для них определяется не
Ярким воплощением этого подхода может служить, например,
разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404 – 1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции – равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».
Однако было бы неправильным
идеализировать гуманизм, не замечать
его индивидуалистических тенденций.
Подлинным гимном индивидуализму
можно считать творчество
Гуманистическая мысль второй
половины XV в. обогатилась новыми
идеями, важнейшей из которых
стала идея достоинства
Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по
своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.
Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными
творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом.
«Человек укрощает ветры и побеждает моря, знает счет времени... Кроме
того, он с помощью светильника ночь превращает в день. Наконец,
божественность человека раскрывает нам магия. Она руками человека творит чудеса – как те, которые может сотворить природа, так и те, которые может сотворить только бог».
В подобных рассуждениях
Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных
мыслителей Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом, включает и антиклерикальные (от лат. Anti – против, clericalis – церковный) взгляды, т. е. воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.
В сочинениях Лоренцо Валлы, Леонардо Бруни (1374 – 1444), Поджо
Информация о работе Философия эпохи Возрождения: общая характеристика