Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 09:44, контрольная работа
Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений – человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви. Цель данной работы – рассмотреть основные идеи, направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.
1 вопрос: Философия эпохи Возрождения: общая характеристика (Гуманизм. Социально-политические концепции. Мотивы скептицизма. Натурфилософия).
Введение…………………………………………………………………………..3
Общая характеристика эпохи……………………………………………………3
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения…………………………………..4
Социально-политические воззрения философов эпохи Возрождения……….6
Скептицизм………………………………………………………………………..8
Основные скептические идеи М. Монтеня……………………………………..9
Натурфилософия эпохи Возрождения…………………………………………10
Гелиоцентрическая система мира Коперника………………………………..11
Учение Кузанского о безграничности космоса……………………………….11
Натурфилософия Джордано Бруно…………………………………………….12
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………...13
Однако скептицизм вовсе не
«идеал», к которому стремится
Монтень. Напротив, для него это
скорее точка отталкивания или
рубеж, который подлежит
Добровольно погрузившись в
Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и
церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов.
Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Николая Коперника (1473 – 1543), Иоганна Кеплера (1571 – 1630), Галилео Галилея (1564 – 1642).
Их теоретические разработки и экспериментальные исследования
способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.
Леонардо да Винчи, гениальный
художник, великий ученый,
талантливый изобретатель, утверждал,
что любое знание порождается
опытом и завершается в
опыте. Но подлинную достоверность
результатам
«Влюбленный в практику без науки – словно кормчий, ступающий на
корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда
практика должна быть воздвигнута на хорошей теории... Наука – полководец, и практика — солдаты».
Одним из наиболее
Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как
опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира, основанную на геоцентрической системе Аристотеля-Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция».
Успехи в развитии естествознания
в немалой степени определили
и характер философских
Поворот к новой космологии наметился уже в XV в. и был связан с творчеством крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского
(1401 – 1464). Его учение о безграничности космоса ставило под сомнение
богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса о соотношении Бога и мира.
Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного
максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan – все, theos – бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.
Согласно пантеистическому
В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию
движения Земли. В трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит: «....Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».
Было бы неверно видеть в
космологических построениях
Новые воззрения развивали в своих сочинениях Парацельс (1493 – 1541), Бернардино Телезио (1509 – 1588), Франческа Патрици (1529 – 1597), Томмазо Кампанелла, но наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в творчестве Джордано Бруно (1548 – 1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии.
Центральная идея космологической
доктрины Бруно – тезис
о бесконечности Вселенной. «
могла переместиться, ввиду того, что она является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение.
Обращаясь к характеристике
«Бесконечные миры... все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа... и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».
Положение о бесконечности
Вселенной позволило Дж.
Бруно по-новому поставить
вопрос о центре мира, отрицая
при этом не только геоцентрическую,
но и гелиоцентрическую
Разорвав границы мира и
утвердив бесконечность Вселенной,
Бруно оказывается перед
Если в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.
Видя в природе не только
совершенное божественное
Завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения,
необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли.
Однако двойственность и
Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Антисери, Дж. Реале – С.-Петербург: «Пневма» в переводе и под редакцией С.А. Мальцевой, 2003.
Богуславский В.М. История философии и вопросы культуры / В.М. Богуславский. – М.: Высшая школа, 1975.
Горелов А.А. Философия в вопросах и ответах / А.А. Горелов. – М.: Эксмо, 2005.
Дживелегов
А. К. Николо Макиавелли /Электронная версия: http://az.lib.ru/d/
Дживелегов
А. К. Франческо Гвиччардини /Электронная
версия: http://az.lib.ru/d/
Косиков Г.К. Последний гуманист, или подвижная жизнь истины / Г.К. Косиков. –М.: Просвещение, 1991.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1982.
Невлева И. М. Философия. Учебное пособие. / И. М. Невлева. – М.: Русская Деловая
Осиновский И.Н. Жизнь и творчество Томаса Мора / И.Н. Осиновский. – М. : Наука, 1973.
Перевезенцев С.В. Мировая философия. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения./ С.В. Перевезенцев. – М.: Олма-Пресс, 2001
Рогалевич Н.Н. Краткий словарь по философии. Более 1000 статей. / Н.Н. Рогалевич. – Минск.: Харвест, 2007.
Соколов В.В. Европейская философия XV-XVIII веков / В.В. Соколов. – М.: Просвещение, 1984.
Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2005.
Информация о работе Философия эпохи Возрождения: общая характеристика