Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:13, контрольная работа
Основные идеи эпохи Возрождения и основные представители: Николай Кузанский, Николай Коперник , Джордано Бруно, Томас Мор, Галилео Галилей, Франческа Петрарка, Николо Макиавелли, Пико Делла Мирандолу и др.
Введение ………………………………………………………………………3
1. Философия эпохи Возрождения:
1.1. Общая характеристика………………………………………….4
1.2. Основные идеи…………………………………………………...6
1.3. Представители эпохи…………………………………………....8
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………….22
По Дисциплине «Философия»
На тему: Философия
эпохи Возрождения: основные идеи и
представители.
Введение ………………………………………………………………………3
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………….22
Эпоха Возрождения (Ренессанса) (XIV-ХVI вв.) - очень важная веха в культурном и интеллектуальном развитии Западной Европы. Она показательна тем, что человеческий разум освобождается от жестоких оков религии и побуждается к самостоятельному мышлению. Разум рассматривается как начало человеческого бытия, богатый своими потенциальными возможностями и, что немаловажно, сулящий практические выгоды - словом все, что может сделать человеческую жизнь осмысленной, полнокровной, наполненной земными радостями. Это обусловило поворот от ценностей религии к ценностям философии: возрождался интерес к учениям античных греческих и римских мыслителей.
Эпоха Возрождения претерпела и новые экономические и социальные изменения: возвышение городских слоев итальянских городов - Флоренции, Рима, Неаполя, Милана и др., заинтересованных в свободном развитии, связях (хозяйственных, культурных и пр.), политической и социальной стабильности, демократических порядках, свободе самовыражения.
Естественно, это сопровождалось раскрепощением жизни и мысли от религиозных запретов и схоластических начал. Человек стал видеть не только Бога, но и себя наравне с другими людьми. Он как бы обратился к своему миросозерцанию в пространстве природы и общественной жизни. Эпоха Возрождения положила начало серьезному осмыслению этих идей.
Поскольку в центре культуры Возрождения стоял человек, она по праву считалась антропоцентричной. Центром Возрождения была Италия, ее идеи распространились и на другие страны - Германию, Францию, Англию, Голландию и т.д.
В контрольной работе будут рассмотрены основные идеи эпохи Возрождения и основные представители: Николай Кузанский, Николай Коперник , Джордано Бруно, Томас Мор, Галилео Галилей, Франческа Петрарка, Николо Макиавелли, Пико Делла Мирандолу и др.
Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, в нем содержатся некоторые врожденные идеи, человек содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка. Философская мысль в целом настраивается оппозиционно католической идеологии, однако атеизма нет, отрицается не христианство и Бог, а выражается неудовольствие деятельностью церкви, проявляющей излишнюю властность в обществе. Переосмысливаются многие положения христианского богословия, в том числе место и положение человека в мире. Человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия.
Если
в средневековой философии
Мыслители Ренессанса не анализируют понятие, как это делали средневековых схоласты, а пытаются понять сами явления природы и общества, опираясь на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.
В философии эпохи Возрождения можно выделить три основных течения мысли, весьма условно дав им преимущественные временные координаты:
1. антропоцентрическое, (с середины XIV до сер. XV в.),
2. онтологическое ( с сер. XV до первой трети XVI в.),
3. механистическое (втор. пол XVI нач. XVII в.) Натурфилософия, затем,
уступает место философии Нового Времени.
Мыслители Возрождения полагали, что именно это наследие прежде всего обращалось к человеку и его умениям ("Человек - мера всех вещей", один из принципов античного философствования). И это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения (Ренессанса), т.е. возвращения, возобновления античных ценностей. Но в эпоху Возрождения было выработано всё-таки новое, значительно отличающееся от античного, философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких как Николай Кузанский, Джордано Бруно, Галилей, Леонардо да Винчи, Микеланджело.
Основные идеи философии эпохи Возрождения:
В
эпоху Возрождения можно
Возрожденческий платонизм служил обоснованием философского идеализма в его новой, свободной от схоластики форме (это направление сформировалось в возрождённой платоновской Академии во Флоренции, основанной Марсилио Фичино, 1433 -1499).
Гуманизм
как широкое общественное движение
складывается впервые именно в эпоху
Возрождения. Традиционная христианская
этика видела вершину нравственного
совершенства в сопричастности Богу,
во имя чего превозносится аскетический
подвиг подавления природных устремлений
человека. Гуманисты возрождают идеалы
античных эпикурейцев, но без их спокойного
и пассивного отношения к жизни.
Схоластической религии противопоставляется
право на истину и поиск ее; догматизм,
преклонение перед авторитетами
подвергаются резкой критике. Монашеским
подвигам все чаще противопоставляется
самый обыкновенный труд. Итальянские
гуманисты (Лоренцо Валла, Альберти)
обозначали свои знания как "гуманитарные
штудии" (studia humanitatis), т.е. "познание
вещей, которые относятся к жизни
и нравам и которые совершенствуют
и украшают человека" (к ним
относили риторику, поэзию, грамматику,
историю и моральную философию)
В основу пантеизма (от греч. пан - всё, и теос - бог; отождествление бога и мира, бога и природы) лег синтез, с одной стороны античного атомизма (Эпикура и Лукреция), а с другой стороны - платонизма и аристотелизма. Атомистическую концепцию строения материи развивали Валла, Галилей, пантеистическую - Николай Кузанский, Джордано Бруно. Мыслители Возрождения стремились объяснить существование единого, бесконечного, материального мира из него самого, независимо от внешней потусторонней силы, божества. Они ставили и разрешали важнейшие философские проблемы в форме натурфилософии (Бруно, Кампанелла, Парацельс), философии природы, разрабатывали проблему материи, возникновения и уничтожения, движения и развития. Но параллельно с философией природы начинает развиваться новое естествознание, реализующее радикальную переоценку старых традиций и предпосылок. Оно приносит ряд эпохальных открытий и становится одним из важнейших источников новой философии.
Новая
наука, формирующаяся на принципах
этих мыслителей знаменует собой
окончательный отход от старых традиций
как теологического объяснения, основанного
на авторитете Священного писания, так
и натурфилософского или
Мыслителям
Ренессанса присуще нежелание
Основными представителями Возрождения можно считать Николая Кузанского, Франческу Петрарка, Пико дела Мирандолу, Николо Макиавелли, Томаса Мора, Николая Коперника и многих других.
Николай Кузанский ( его собственное имя было Кребс) (1401—1464) - это выдающийся философ и теолог своего времени. Кардинал римско-католической церкви Николай Кузанский — родоначальник ренессансного платонизма.
Среди его работ можно выделить « Об учёном незнании (1438 – 1440), «О предложениях» (1440-1445), «Об искании Бога» ( 1445), "О католическом согласии" (1433), "Об исправлении календаря" (1436), "Об ученом незнании" (1440), "О даре отца светов", "О становлении" (1442—1445), "Апология ученого незнания" (1449), "Простец", включающий два диалога "О мудрости" и диалоги "Об уме" и "Об опытах с весами" (1450), "О согласии веры" (1453), "О видении Бога" (1453), "О берилле" (1458), "О бытии как возможности" (1460) идр
В своей философии он особое внимание уделял проблемам астрономии, космографии, математики, проявлял интерес к античной философии, обращался к диалогической форме изложения ее проблем, высокая филологическая культура отличают мышление Николая Кузанского и позволяют отнести его систему к философии Возрождения.
Николай Кузанский считал, что познание дано человеку Богом. Поскольку познание идет от Бога, а Бог непознаваем, то есть предел познания — это Бог. Наше человеческое знание конечно, а Бог — бесконечен, следовательно, конечное знание пытается понять бесконечность и бесконечного Бога. Николай Кузанский говорит, что человеку свойственна идея Бога. Бесконечный Бог может мыслиться конечным человеком в виде предела. Бог — это предел, до которого мы можем знать, за этим пределом нет знания, но есть вера, есть осознание Бога. Поскольку Бог — это истина, то истина не познается, но осознается человеком. Получается, что путь человеческого познания ведет к «ученому незнанию», к отрицанию возможности постижения предельных божественных истин.
Поскольку Бог проявляется в любой самой малой вещи, процессе, он и «минимум» Вселенной. Человек тоже (как Божие творение) является «малым миром», включающим «большой мир». Ведь человек стремится выйти за пределы своего «я», к своей надиндивидуальности и подойти к «всеобщему», т. е. к Богу. И человек всегда неповторим, индивидуален, лично уникален, чем и ценен. Человек, как и мир, есть движение противоположностей, человек и мир постоянно в развитии, в движении. У личности есть бесконечные перспективы для развития и саморазвития. Человеческий микрокосм отражает весь макрокосм, всю Вселенную. Тогда главное в жизни человека — это деятельность. Созерцательная жизнь становится невозможной, ибо человек — деятельное существо, и богопознание в указанных пределах идет через деятельность, через творчество личности.
Информация о работе Философия эпохи Возрождения: основные идеи и представители