Философия эпохи Возрождения: основные идеи и представители

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:13, контрольная работа

Краткое описание

Основные идеи эпохи Возрождения и основные представители: Николай Кузанский, Николай Коперник , Джордано Бруно, Томас Мор, Галилео Галилей, Франческа Петрарка, Николо Макиавелли, Пико Делла Мирандолу и др.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
1. Философия эпохи Возрождения:
1.1. Общая характеристика………………………………………….4
1.2. Основные идеи…………………………………………………...6
1.3. Представители эпохи…………………………………………....8
Заключение……………………………………………………………………21
Список использованной литературы……………………………………….22

Вложенные файлы: 1 файл

Философия1.docx

— 47.85 Кб (Скачать файл)

    Коперник  в данном случае разделял древнее  воззрение и считал, что мироздание представляет собой грандиозную  сферу, пределом которой являются видимые  нами на ночном небе далекие звезды.

    Джордано  Бруно, (1548–1600), итальянский философ, активный сторонник учения Н.Коперника. Родился в поселке у города Нола недалеко от Неаполя в 1548.Он исправил недостатки Коперника. Его учение которого на несколько столетий опередило его время и предвосхитило современный нам XX век. Основные работы: "О причине, начале и едином" (1584), "О бесконечности, Вселенной и мирах" (1584), "Изгнание торжествующего зверя" (1584), "О героическом энтузиазме" (1585), "Светильник тридцати статуй" (1587), "Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени" (1588), "Свод метафизических терминов" (1591), "О безмерном и неисчислимых" (1591), "О монаде, числе и фигуре" (1591), "О составлении образов" (1591) и др. 

    Бруно утверждал, что Вселенная бесконечна, а количество миров в ней                                                      

бесчисленно. Из данного положения неизбежно  следует, что наше Солнце не является центром мира, как считал Коперник. Оно – центр только для нас, точнее – для нашей солнечной системы. Если Вселенная бесконечна, ее центр везде и поэтому нигде; любое небесное тело можно рассматривать в качестве относительного центра, абсолютного – в принципе не может существовать. Видимая нами сфера звезд, говорил итальянский философ, не есть граница мироздания, но – только предел, которого достигает наше зрение даже вооруженное различными оптическими приборами. Ночные звезды – это огромные раскаленные и светящиеся небесные тела, подобные нашему Солнцу. Иначе – это солнца других миров, которые, подобно нашему, имеют свои спутники-планеты. Однако мы не видим их вследствие малого размера, и потому что они тонут в блеске звездных лучей.

    Другим  замечательным утверждением Джордано Бруно являлось следующее: небо и  Земля состоят из одних и тех  же элементов. Бруно утверждал, что  между небесным и земным веществами не существует противоположности: эфир – это не принципиальный материал неба, но – всего лишь пятый элемент, как и четыре остальных, который  выполняет роль связующего вещества: он объединяет четыре стихии в единое целое мироздания. Гениальная догадка  подтвердилась только в XX веке, когда  с помощью современных технических  достижений мы смогли получить вещество различных планет и звезд, экспериментальным  путем исследовать их химический состав и убедиться в том, что  в различных частях Вселенной  присутствуют те же немногим более  ста химических элементов, что и  на нашей Земле, входящие в периодическую  систему Д.И. Менделеева. В современной науке данное утверждение обозначается термином «химически однородный состав Вселенной».

    В вопросе о соотношении материального, вещественного и идеального, духовного, Джордано Бруно разделял точку зрения пантеизма. Безусловно, утверждал он, что нас окружающий мир устроен  разумно и правильно. Неразумная и неживая материя – вещество, лишенное духа и жизни, никак не могло  бы самостоятельно устроиться гармонично и разумно. Следовательно, необходимо предположить, что вещество является живым и разумным, что материя одушевлена. В данном случае важно то, что в учении Бруно духовное начало перестает быть потусторонним по отношению к окружающему нас миру, оно переносится в него, растворяется во всем мироздании. Пропадает резкое противопоставление материального и идеального, речь идет почти об их тождественности: материя является одушевленной, а духовное материализовано.

    Данный  взгляд называется гилозоизмом (от греч. гило – вещество и зоос – жизнь). Из подобного утверждения следует  весьма интересный и важный вывод: если Вселенная одушевлена и разумна, не исключено, что миры, наполняющие  ее бескрайние просторы и отстоящие  от нас на колоссальные расстояния, как и наш мир, населены и обитаемы.

    Итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642) справедливо считается подлинным основоположником метода исследования природы. Его научная деятельность сочеталась с глубоким осознанием философских основ нового естествознания: идеи, высказанные Галилеем в этой связи, делают его первым представителем механистического материализма. Астроном, механик и философ, Галилей дал в своих сочинениях развернутое и стройное изложение экспериментально-математического метода и четко сформулировал сущность соответствующего понимания мира.

    При помощи подзорной трубы, ученый обнаружил  кратеры и хребты на Луне (в его  представлении "горы" и "моря"), разглядел бесчисленные скопления  звезд, образующих Млечный путь, увидел спутники Юпитера. Обо всем этом Галилей  поведал миру в своем сочинении "Звездный вестник" (1610), принесший  ученому славу "Колумба неба". Тогда же он отчетливо разглядел  пятна на Солнце, обнаружил фазы Венеры. Астрономические открытия Галилея – в первую очередь спутники Юпитера и фазы Венеры – стали наглядным доказательством истинности гелиоцентрической теории Коперника; наблюдения же Луны, казавшейся планетой, вполне аналогичной Земле, и пятен на Солнце, сыграли ту же самую роль по отношению к идее Джордано Бруно о физической однородности Земли и неба.

    Все открытия Галилея положили начало его  ожесточенной полемике со схоластами и церковниками. До сих пор католическая церковь была вынуждена терпеть  воззрения тех ученых, которые  признавали теорию Коперника в качестве одной из гипотез, а ее идеологи считали, что доказать эту гипотезу в качестве теории невозможно. Теперь же, когда  эти доказательства появились, римская  курия принимает решение, запрещающее  всякую пропаганду взглядов Коперника, даже в качестве гипотезы, а сама книга Коперника "Об обращении  небесных сфер" вносится в "Список запретных книг".

    Философское значение законов механики, сформулированных Галилеем, состояло в том, что эти  законы, допускавшие математическую формулировку, относились ко всей природе  и ставили понятие природы на строго научную почву и были применены Галилеем для доказательства физической реальности теории Коперника, которая была непонятна большинству людей, незнакомых с законами механики.

    Сила  аргументов, опиравшихся на открытые Галилеем принципы механики и высказанных  в вышедшем в 1632 г. "Диалоге о  двух главнейших системах мира – птолемеевой  и коперниковой", была такова, что  она не оставляла никаких сомнений относительно подавляющей убедительности теории Коперника.

    Влияние Галилея на современников – ученых и философов – было громадным. В надписи, высеченной на его могильном памятнике, было сказано, что хотя под конец жизни мыслитель и ослеп, это было для него уже безразлично, потому что в природе будто бы уже не оставалось ничего, чего он в ней еще не увидел. 

                           
 
 

                                                    Заключение

    Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пеструю картину, набор разнообразных философских  школ, часто несовместимых друг с  другом, и не является чем-то целым, хотя и объединена многими общими идеями. Эта философия представляется тем более сложным явлением, если мы обратимся в глубь веков  и увидим, что многие идеи Возрождения  зародились гораздо раньше, чем начался  отсчет эпохи, — в XIII в., когда еще  бурлили споры в средневековых  университетах, основными были идеи Фомы Аквинского и только еще появлялись идеи поздних номиналистов. Но тогда  же в Италии зародились идеи, оппозиционные  господствовавшему в то время  схоластическому мировоззрению.

    Философия эпохи Возрождения прежде всего  ярко отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек  рассматривался в его отношении  с Богом, то для Возрождения характерно понимание человека как самостоятельной  личности (в искусстве, политике, технике). Аскетизму, вере в потусторонний  мир были противопоставлены светские интересы и полнокровная земная жизнь. Все это привело к необычайному расцвету искусства, становлению гуманистического мировоззрения.

    Если  говорить о представителях этой эпохи, то деятели Возрождения, обычно упоминаемые  как представители гуманизма, почти  всегда являются последовательными  платониками, однако с либерально - индивидуалистическими и свободомыслящими выводами для науки, морали и общественно-политической теории, час то с антицерковными взглядами, но с выдвижением на первый план простоты первоначального христианства. 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:, 2007.
  2. Виндельбанд В. О свободе воли. – М., 1995
  3. Гусев Г.А. Философия Возрождения. Учебное пособие. 2002
  4. Канке В.А. История философии: Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие для вузов, М.: Логос. 2005 г.
  5. Кохановский В.П., Яковлев В.П.  «История философии» -учебник для ВУЗов изд. "Феникс", г. Ростов-на Дону,1999 г.
  6. Никитич. Л. А. Философия: Учебник для вузов. – М., 2000
  7. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв.: Учеб. для вузов / М.: Высшая школа. 2003г

Информация о работе Философия эпохи Возрождения: основные идеи и представители