Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:14, контрольная работа
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развившихся в Европе в XIV – XVII в.в., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремлённость к человеку, вера в его великий духовный и физический потенциал. Философия Возрождения носила жизнеутверждающий и оптимистический характер.
1. Предпосылки и причины возникновения философии эпохи Возрождения. 3
2. Антропоцентризм и проблема личности. 4
3. Философия эпохи Возрождения. 4
Гуманизм 4
Неоплатонизм 7
Натурфилософия 9
4. Социально-политическая философия эпохи Возрождения. 10
Философия Реформации 10
Политическая философия 12
Социалистическо-утопическое направление 12
ЛИТЕРАТУРА 14
Неоплатонизм – это идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранения из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого рассвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в. Теоретики неоплатонизма противопоставляли сложившийся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона. Неоплатонисты предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных, по отношению к миру и вещам, идей. Они не отрицали божественную природу человека, но, в то же время, рассматривали человека, как самостоятельный микрокосм.
Наиболее известным представителем неоплатонизма эпохи Возрождения является Николай Кузанский. Николай Кузанский был священником и богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов и дал новую трактовку бытия и познания. Он переосмыслил учение платонизма, начиная с центрального для учения понятия единого. У Платона «единое» характеризуется через противоположность «иному», не единому. Кузанец заявляет, что «единому ничто не противоположно». Отсюда он делает вывод: «единое есть всё». Не существует разницы между Богом и его творением, т.е. мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная – одно и то же.
Из утверждения, что единое не имеет противоположности, Кузанец делает вывод, что единое тождественно беспредельному, бесконечному. Бесконечное – это то, больше чего ничего не может быть. Кузанец, поэтому, называет его «максимумом»; единое же – это «минимум». «Единое» по Николаю Кузанскому – это Бог, а «бесконечное» - Его творение. Единое и бесконечное, то есть Бог и его творение относятся между собой, как минимум и максимум, т.е. как противоположности. А поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум. Исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя. Следовательно, сущность и существование совпадают и бытие едино. Следовательно, едины идея и материя.
Чтобы сделать более наглядными принципы совпадения противоположностей, Николай Кузанский обращается к математике, указывая, что при увеличении радиуса круга до бесконечности, окружность превращается в бесконечную прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным окружности. Более того, с окружностью совпадает не только диаметр, но и центр. И тем самым точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно и то же. Аналогично обстоит дело и с треугольником: если одна из его сторон бесконечна, то и две другие будут бесконечными. Таким образом, Кузанец доказывает, что бесконечная линия есть и круг, и треугольник, и шар.
Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает его одним из родоначальников новоевропейской диалектики. У Кузанца место единого занимает понятие актуальной бесконечности, которое и есть совмещение противоположностей – единого и беспредельного. Бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что можно доказать математически: вписанный в круг квадрат, при бесконечном увеличении в нём углов, станет кругом.
У греков роль вносящего меру играла неделимое – единица. У Кузанца эту роль играет бесконечное. Тезис о бесконечности, как мере вносит преобразования в астрономию, т.е. бесконечность, как мера, вносит в астрономию принцип относительности. Так как точное определение размеров и формы мироздания может быть дано лишь через отнесение его к бесконечности, то в мироздании не могут быть различны центр и окружность.
По убеждению Николая Кузанского, бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания. Невозможно достичь полного абсолютного знания. Увеличение знаний приведёт только к учёности, но не к истинному знанию, т.е. приведёт, по термину Кузанца, к «учёному незнанию».
Отождествление
единого с беспредельным
Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошёл к материалистическому объяснению окружающего мира и подготовил почву для натурфилософских учений Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.
Натурфилософия. В период Позднего Возрождения, в XVI – XVII в.в., в Европе, особенно в Италии, получили распространение натурфилософские идеи. Представители натурфилософии теоретически обосновывали свой взгляд на мир и старались отделить философию от теологии. Натурфилософы выдвинули новую картину мира, в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной. Мыслители считали, что мир познаваем и, в первую очередь, познаваем благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению.
Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения, являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Учение Николая Кузанского разрушило конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Пользуясь принципом относительности, Николай Коперник основывает новую астрономическую систему.
Согласно учению Коперника, Земля вращается вокруг своей оси и одновременно вращается вокруг Солнца, помещённого Коперником в центр мира. Вслед за Кузанцем Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет её «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающее малы. Коперник утверждает, что процессы, происходящие в Космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены священного смысла.
Джордано Бруно развил и углубил философские идеи Коперника. С именем Бруно связан решающий поворот в утверждении новой космологии.
Центральной идеей космологической доктрины Бруно является тезис о бесконечности Вселенной. Бруно утверждал, что Вселенная не сотворена, она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна, «ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместится, ввиду того, что является всем». В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывал на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога и опирается на принцип самодвижения материи.
Положение о бесконечности Вселенной позволило Джордано Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров, и у каждого мира системы свой центр – его звезда.
Утверждая, что Вселенная бесконечна, Бруно оказался перед необходимостью осмысления нового представления о Боге и его отношения к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о пантеистической позиции Джордано Бруно. Он утверждает, что природа есть Бог в вещах, Бог не противостоит миру, как его творец, а находится в самой природе, как внутреннее деятельное начало. Не существует Бога отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог – одно целое.
Пантеизм Бруно прокладывал дорогу к материалистическому пониманию природы. Поэтому учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, что бы итальянский философ отказался от своего учения. Однако Бруно предпочёл смерть отречению и был сожжён на костре.
Натурфилософы
видели в природе не только совершенное
божественное творение, но и совокупность
присущих ей закономерностей, свободных
от непосредственного
4.
Социально-политическая
философия эпохи
Возрождения.
Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений церкви и государственных институтов. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были: философия Реформации, политическая философия, философия социалистов – утопистов.
Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма и демократизацию церкви, установление более справедливых отношений между Богом, церковью и верующими.
Предпосылки данного философского направления были заложены в кризисе феодализма. В европейских странах началось зарождение и укрепление класса торгово–промышленной буржуазии. В результате ослабления феодальной раздробленности, происходило становление европейских государств. Под влиянием идей последователей гуманизма, в европейском обществе росло самосознание личности. Руководители и политическая элита этих государств были незаинтересованны в чрезмерной власти Папы Римского и католической церкви. В тоже время католическая церковь испытывала глубокий кризис, к которому привели её оторванность от народа, моральное разложение, практика выдачи индульгенций. Все эти факторы говорили о том, что назревала реформация церкви.
Лидерами Реформации являлись М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли, Т. Мюнцер.
Основоположником Реформации является доктор богословия Мартин Лютер. В октябре 1715г. на дверях Виттенбергской церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций. Этот поступок положил начало идеологической, а в ряде стран и вооружённой, борьбе против католицизма.
Основные идеи Мартина Лютера заключались в том, что общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, без посредника в лице католической церкви. Церковь должна стать демократичной, а обряды необходимо упростить и сделать более понятными людям. Лютер настаивал на уменьшении влияния на политику со стороны Папы Римского и католического духовенства, и на освобождении культуры и образования от засилья католических догм. И, наконец, он требовал запрещения такого позорного явления, как продажа индульгенций.
Другим крупным лидером Реформации был Жан Кальвин. Он продолжил дело Лютера, систематизировал его идеи и на практике воплотил в жизнь протестантизм. Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение её из узкогерманского в международное явление.
Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер. Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, однако вскоре разошёлся с учителем. В целом, соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул собственные идеи Реформации.
Мюнцер пришёл к мысли о том, что необходимо реформировать не только церковь, но и общество в целом. Целью изменения общества он считал достижение всеобщей справедливости на земле. Главная причина всех зол – это неравенство, классовое разделение, в основе которого лежит частный интерес, поэтому его надо подавить. Имущество должно быть общим, а жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества. Власть и собственность должны принадлежать простому народу – «ремесленникам и пахарям». В 1524 – 1525г.г. Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным идеям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб.
Философия Реформации оказала огромное влияние на Европу XVI в. Она послужила идеологическим обоснованием политической и вооружённой борьбы за реформу церкви и против католицизма почти во всех странах Европы. Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе.
Политическая философия эпохи Возрождения, в отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, церковью, человеком и государством, исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приёмы политической борьбы.
Особое место в политической философии эпохи Возрождения занимает Николо Макиавелли (1469 – 1527г.г.) – итальянский политический деятель, философ и писатель.
Концепция учения Макиавелли исходит из того, что человек изначально обладает злой природой. Движущим мотивом поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде. В то же время, если каждый человек будет преследовать только свои эгоистические интересы, совместное существование невозможно. Для того, что бы обуздать низменную натуру человека и его эгоизм, создаётся государство. Правитель государства должен не забывать о низменной природе подданных. Правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таким в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату. Правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками или противниками, а казна будет промотана. Руководитель государства ни в коем случае не должен посягать на имущество и личную жизнь подданных. Макиавелли был уверен, что в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества, допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.