Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 16:03, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение философии эпохи Возрождения, изучение основных его представителей, направлений и идей. Для достижения данной цели были поставлены и решены задачи:
-дать основную характеристику эпохи Возрождения;
-изучить связь эпохи Возрождения с античностью;
-изучить основные направления, представителей и идеи эпохи Возрождения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………..3
Связь эпохи Возрождения с античностью…………………………..…...5
Основные направления эпохи Возрождения и их представители
Гуманистическое направление как один из этапов философии эпохи Возрождения……………………………………………………………………...9
Направление пантеизма как учения о Боге и природе…………………11
Философское учение натурфилософии…………………………………....12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..14
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………...15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра гуманитарно-правовых дисциплин
НА ТЕМУ
«ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ИМЕНА, ИДЕИ»
ВЫПОЛНИЛ(А):
студент I-го курса
направления
«Экономика»
(группа Э-11)
Макаренко Анастасия
Александровна
ПРОВЕРИЛ:
кандидат философских наук,
доцент кафедры
гуманитарно-правовых дисциплин
Парфенов О.В.
Нижневартовск, 2013
Регистрационный
номер
__________________
План
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Основные направления эпохи Возрождения и их представители
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Эпоху Возрождения пережили все страны Запада и многие страны Востока. Название «Возрождение» (франц. «Ренессанс») связано с отношением к античному наследию. В формировании возрожденческого сознания огромную роль сыграла античная литература. Новые представления о мире и человеке должны были пройти через горнило античного сознания, прежде чем они облеклись в плоть и кровь новой культуры. Житейская философия древних представляла собой притягательный мир, бесконечно более разнообразный и доступный, нежели строгая и неумолимая мораль богословских сочинений. Мир эллинов казался куда более разумным и привлекательным, нежели головоломные построения схоластов.
Знание античных авторов содействовало быстрому росту светских тенденций как в учении о человеке, о его достоинстве и свободе, так и в системе его образования. Это помогло понять государство как нечто земное. Это знание расширило научные горизонты европейцев эпохи Возрождения и обострило интерес к географии. Оно способствовало созданию той духовной общности, которая объединяла всех гуманистически мыслящих людей.
Наиболее отличительная
черта возрожденческой
В эпоху Возрождения философы переключили свое внимание со схоластических проблем и споров на науку, наблюдение, искусство, изобретение и политику. Они постепенно освобождались от влияния религии, провозгласив свободомыслие одной из величайших ценностей. На смену теоцентризму пришел антропонцентризм. Человек и его проблемы ставятся в центре внимания. Антропонцентризм провозглашает человека центром Вселенной.
Целью данной контрольной работы является изучение философии эпохи Возрождения, изучение основных его представителей, направлений и идей. Для достижения данной цели были поставлены и решены задачи:
-дать основную характеристику эпохи Возрождения;
-изучить связь эпохи Возрождения с античностью;
-изучить основные направления, представителей и идеи эпохи Возрождения.
СВЯЗЬ
ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ С
Возрождение (XV–XVI) – совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени.
Эпоха Возрождения – это переворот, прежде всего в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камней, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности и дало название всей эпохе.
Античная философия – единое и своеобразное, но не изолированное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесённых с Востока в греческие города зачатков астрономических. Математических и т. п. знаний, в результате обработки древней мифологии в искусстве и поэзии, а также освобождения мировоззренческих представлений о природе и человеке от мифологических схем. В VI в. и даже в V в. до н. э. философия и знание ещё не были отделены друг от друга. Отсутствие способов экспериментальной проверки вызвало появление большого числа гипотез. Для философии такое множество гипотез имело следствием многообразие типов философского объяснения мира. Исходной точкой развития античной философии был философский материализм1.
Материализм (от лат. – вещественный) – одно из главных философских направлений, признающее объективность, первичность, несотворимость и неучтожимость материи, которая существует вне и независимо от сознания и выступает первоосновой действительности. Материализм противоположен идеализму. Как идейное течение, материализм многогранен. материализм – динамическая, эволюционизирующая система. Со всяким эпохальным открытием, переворотом, революцией материализм меняет формы для уяснения социальных истоков материализма следует иметь в виду его общую нацеленность на отображение наиболее перспективных тенденций общественно – исторического развития, на ассимиляцию завоеваний науки и культуры, на органическую поддержку просвещения.
Не менее
ясно выступает в античной философии
противоположность
Первоначально в античности термином диалектика обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделений вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. В эпоху Возрождения диалектические идеи о «совпадении противоположностей» выдвигают и развивают Николай Кузанский и Джордано Бруно.
Движение – философская категория, отражающая своим содержанием всеобщее неотъемлемое свойство бытия – изменчивость. Движение объемлет собой все происходящие в природе и обществе процессы. Именно процессуальность характеризует смену стадий, состояний, периодов, фаз того, что движется, изменяется. В качестве способа бытия материи движение выступает как самодвижение. Движение же отдельных материальных образований обуславливается взаимодействием противоположностей. Согласно диалектике, источником движения материи (самодвижения) являются внутренне присущие ей противоречия. Постоянное становление и разрешение противоречий выступает именно как самодвижение. Понятия движения, самодвижения, противоречия и взаимодействия являются весьма близкими по смыслу и взаимозависимыми по содержанию. Различные аспекты противоречивой сущности движения выявляются диалектикой изменчивости и устойчивости, абсолютности и относительности, прерывности и непрерывности, возникновения и уничтожения. Движение как единство изменчивости и устойчивости предполагает относительную устойчивость того, что именно движется, изменяется. Эта относительная устойчивость есть выражение сохранения качественной природы явления при одновременном наличии некоторых количественных изменений. Движение в его конкретном проявлении всегда относительно.
Итогом, своеобразным венцом античной философии был неоплатонизм с его квартой: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Это - безличный неоплатонизм, в котором ещё нет чёткого деления на субъект и природу. В античном мировоззрении господствует универсализм, космоцентризм и политеизм. При переходе от античности к средневековью произошёл довольно существенный сдвиг в сторону субъекта; субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности. Если сделать ещё один шаг навстречу субъективному, то нельзя получить ничего другого, кроме антропоцентризма: в центр мироздания будет поставлен человек. Этот шаг и был сделан в эпоху Возрождения с максимальной решительностью, которая вообще часто характерна для новаторов.
Естественно, встаёт вопрос о той философской базе, на которой могло возникнуть и действительно возникало новое, возрожденческое мировоззрение. Были ли опрокинуты уже выработанные философами античности принципиальные схемы философских построений? Нет, не были. Возрожденческие философы по-прежнему неоплатоническую схематику, методологию. Формально они по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.
Итак, основной
принцип возрожденческой
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Гуманистическое направление как один из этапов философии эпохи возрождения
Гуманизм (от лат. – человеческий) – человеколюбие, прославление человека, это система взглядов, согласно которой признается ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. В строгом смысле колыбелью гуманизма можно считать эллинство. Метрополией гуманизма можно считать афинское народоправство, где гуманистическую окраску принимает и вероучение о богах.
Гуманизм эпохи Возрождения – это новое мировоззрение. Оно проникнуто осознанием безмерной полноты того величия, которым наделен человек. Отныне человек рассматривается как средоточие мира, как творец земного бытия. В Европе возникли центры гуманизма: Девентри, Страсбург, Базель, Аугсбург, университеты Вены, Эрфурта.
Идейной основой всех форм духовной культуры становится гуманизм. Он начинается с Данте Алигьери (1265 – 1321), который в философских трактатах «Пир» и «Монархия» возвеличивает земное предназначение человека, его смертную и бессмертную природу, гражданское общество и церковь. Франческо Петрарка (1304 – 1374) призывал возвратиться к себе и к собственной душе и открыть обоняние цицероновских гуманитарных наук. Истинная мудрость есть знание пути достижения ее, которая заключается в искусстве быть свободным.
Эти идеи развивали Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494), Эразм Роттердамский (1469 – 1536) и другие.
Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494) – гуманист эпохи Возрождения, который показывал, с одной стороны, несовершенство человека, а с другой, – направление, в каком он должен двигаться. Дж. Пико делла Мирандола происходил из семьи графов Мирандолы. Джованни Пико с 14 лет изучал каноническое право, филологию, философию и греческий язык в университетах Болоньи, Феррары, Падуи и Павии. В 1484 г., будучи во Флоренции, он познакомился с Марсилио Фичино, Лоренцо Медичи и другими участниками Платоновской Академии. В 1485–1486 гг. Пико продолжал обучение в Парижском университете. Вернувшись в Италию, он углубился в изучение еврейской Каббалы, а также стал учить арабский, халдейский и еврейский языки. В этот же период Пико закончил несколько сочинений, в том числе «900 тезисов по философии, каббалистике и теологии», которые должны были стать основой для публичного диспута в Риме, который Пико задумал провести в начале 1487 г. В качестве предисловия к «900 тезисам» он написал «Речь о достоинстве человека», в которой человек предоставлен самому себе, наделен способностью выбирать и совершенствоваться.
Эразм
Роттердамский (1469 – 1536) – нидерландский гумансит,
«король гуманистов», филолог, писатель
и богослов, раскрывший идею индивидумальности.
Незаконнорожденный сын священника, Эразм первоначальное
образование получил в школе «братьев
общей жизни» в Девентере. В 1486 году он
стал монахом, вступив в братство
регулярных каноников-августинцев. Шесть
лет Эразм провел в монастыре, изучая древние языки, античных и раннехристианских
писателей. Затем он продолжил образование
в Париже, где познакомился не
только с богословской мыслью поздней схоластики, но и с устремлениями
гуманистической культуры. Большое влияние
на Эразма оказали труды итальянского филолога-
Он жил во Франции, Англии, Италии, Германии, был лично знаком и по переписке с виднейшими представителями гуманизма и Реформации. Эразм Роттердамский явился основателем так называемого «христианского гуманизма», который пытался синтезировать культурные традиции античной древности и раннего христианства. Как богослов уделял огромное внимание человека и его отношения к Богу.
Человек у гуманистов ставится в центр Вселенной и выступает как творец самого себя. Он не просто природное существо, а господин природы. Это, в свою очередь, приводит к изменению морально-этических построений, которыми должен руководствоваться человек. В основе – принцип равенства всех людей, а доблести человека оказываются важнее происхождения4.
Информация о работе Философия эпохи возрождения: основные направления, имена, идеи